«Я вам не скажу за всю Одессу”… И сразу скажу, что за »наставников” из прошлой своей статьи не отвечаюХочу поделиться опытом Наставничества, именно так — с большой буквы, потому что, как и писала в прошлой статье, есть 20% людей, которые таковыми и являются. Поэтому давайте договоримся, что я тут о Наставниках с большой буквыЧто же делает Наставник?Я хочу выделить 5 самых важных направлений, в которых помогает Наставник. Буду говорить о своем опыте не в качестве Наставника — об этом судить не мне. А вот как наставляемый — вполне могу дать обратную связь — что мне бы хотелось от Наставника1. Первое и самое главное: находит подход к каждому ученикуКак писал еще достопочтенный Владимир Тарасов: “Указывая путь, думай, кто по нему пойдет”. На простом примере: нужно показать более длинную дорожку бабушке, потому что на коротком пути будет большая лужа, через которую она не перепрыгнет”Все эти залихватские призывы «Делай как я», «У меня получилось, значит получится и у тебя» — в моем понимании: полный бред. У каждого человека своя суперсила. И лишь используя ее он может добиться реального успеха с минимальными усилиями. А не через титанический труд "гребя против течения"Если человек не умеет писать, не надо ему советовать писать романы и прославиться. Пусть лучше снимет вирусный видеоролик, если он на ты с клипами.Поэтому еще раз: Наставник должен понять — какой дорогой повести своего ученика. Когда вместо Наставничества продают дорого курс, то понятно, что все идут под одну гребенку, а значит — ни о каком индивидуальном подходе речи не идет2. Вытряхнуть мусор из головы ученикаНе весь, конечно! Это слишком большая задача. Но расшатать и нейтрализовать все вредные убеждения, которые на данном этапе стоят на пути к достижению цели - обязательно. Иначе результата не будетИ тут, конечно, все зависит от того, насколько у человека “умеренная детская травма”. А иначе… А иначе я писала уже про “п***ец без конца и края”Невозможно идти к цели, если у вас есть противоречащие ей убежденияВы потеряете очень много сил, а с места не сдвинетесь.Но убеждений негативных, особенно связанных с деньгами, очень много. Как быстро от них избавиться? Только если ученик словит инсайт. Инсайт в моей интерпретации - это и есть резкая смена убеждения. Когда человек говорит что-то типа: "Так вот оно как…"Искусство наставника в этом и заключаетсяА еще можно сделать по образу и подобию Геракла. Каждый помнит миф про Авгиевы конюшни? Напомню, что Гераклу царь Элиды поручил очистить конюшни, где содержались тысячи лошадей и которые не чистили 30 лет. Такое себе задание… И когда ему дали лопату, он применил ее по другому: вместо того, чтобы расчищать конюшни - он перевел русло реки в конюшню, которая все и промыла. Особо умелые Наставники могут сделать и так )3. Дать рабочие инструментыИ только тогда, когда ученик избавиться от всех препятствий в своей голове, можно переходить к рабочим инструментам, связкам, связям, информации и жизненному опыту. Причем самое важное во всем этом - это именно жизненный опыт в том, в чем наставляютЧто самое интересное - все основные инструменты люди знают. Но почему-то не делают. Почему? Смотри п. 2Однажды, в 2008 году я была на антикризисной конференции. И спикер из очень крутой консалтинговой компании выступал с темой антикризисных инструментовПосле выступления ему стали задавать вопросы и один из высоких руководителей очень крупной транспортной госструктуры начал возмущаться: “Вот вы тут целый час рассказывали нам то, что и так всем известно!”На что спикер слегка усмехнулся и спокойно ответил:Знаете? А делаете?И тут наступила гробовая тишина. Видимо каждый в уме применил ответ спикера к себе… Вот так это и бываетИ как я всегда говорю своим ученикам: “Знаешь, но не делаешь - значит не знаешь!”4. Оказать поддержкуЭто тоже очень важно. Может так сложиться, что у ученика будет что-то не получаться. И он начнет связывать в голове несвязанные вещи: У меня не получается - я неудачникНо это не так! Например ученик никак не может наладить трафик. Реклама не заходит. Но вместо того, чтобы проанализировать “где рвется”, он начинает думать: я никто, я никому не нужен. А на самом деле таргетолог просто косорукий, а втирает заказчику, что тема не интереснаяНо я не знаю ни одной ниши, в которой невозможно было бы наладить траффик. Как поется в старой песенке, даже “у цыганки со старой колодой хоть один, да найдется клиент” (с)5. Заставить делатьМоя формула успеха: Успех = Состояние + ДействиеНе буду перечислять все поговорки типа “под лежачий камень..”, “на Бога надейся…” и тп, но если человек вместо того, чтобы действовать, будет погружаться в теорию, то ничего не добьетсяМягко и нежно Наставник должен вести ученика к результату. А ученик должен привыкнуть просто делать каждый день делать хоть маленький, но обязательный шаг к целиДисциплина и план - это половина успеха в НаставничествеВот и все, что я хотела сказатьХочу лишь добавить, что ученику не важно знать, как устроено Наставничество, ему важен результатВедь, например, вы же скорей всего не знаете как работает коробка-автомат. Но это незнание никак не мешает вам этим пользоваться? Так и с Наставничеством: какая кому разница как это все работает? При выборе Наставника надо смотреть лишь на успехи его учениковА уж если выбрал - то слушай и делай. В этом смысле мне больше импонирует восточная школа отношений между учеником и учителем, в которой ученик беспрекословно слушается своего учителяИ в цепочке становления Мастера всегда должен быть этот первый этап: беспрекословное копирование Учителя… Это потом будет “учитель, ты не прав” и создание собственного шедевра. Но без первого шага это невозможноВсем успеха и удачи