Разработка физической упаковки товара

Эра маркет-плейсов и СТМ. В последнее время все чаще появляются истории создания продукта для удовлетворения спроса, в которых есть продажи и возможность получения хорошей маржи. И все чаще возникает вопрос о быстрой и “крутой” упаковке как о конкурентном преимуществе (речь о физической упаковке товара), поскольку конкурировать по составу и наукоемкости в этом сегменте практически невозможно.

Как сделать такую упаковку, чтобы увеличить продажи товара и обойти конкурентов по СТМ?

Расскажу о нескольких приемах, которые показали свою успешность на практике.

Основа любого приема - это всегда продукт! Рассмотрим на примере косметики.

Прежде, чем начать разработку любой упаковки, вы должны понять, для какой целевой аудитории предназначен ваш продукт. Если говорить об СТМ, то здесь зачастую отправной точкой является продукт, а уже потом под него собирается целевая аудитория. Для того, чтобы определиться, с каким сегментом работать, нужно понять, каково качество нашего товара и для какого целевого сегмента такое качество будет нормой.

Есть несколько вариантов, как это сделать:

  • Состав и сертификаты. Если у вас есть подробный состав, вы понимаете эффективность продукта, имеются результаты клинических испытаний, есть все необходимые сертификаты, то вы смотрите, в каком ценовом сегменте это норма, и действуете дальше.

На самом деле это самый распространенный подход. И на этом можно было бы остановиться. Но напишу о других, чтобы было понимание.

  • Фокус-группы. Вы даете протестировать ваш продукт участникам фокус-групп с разным уровнем достатка и просите назвать его цену. Такой метод подходит в случае наличия инвестиций на тестирование продукции и качественного подрядчика или толкового маркетолога, который сможет все это организовать. Плюсом данного метода является высокая достоверность информации (в случае правильной организации).
  • Ценностный подход. В этом случае мы опираемся на представления о том, что такое качественный продукт в понимании собственника и директоров компании, а если это СТМ - то, соответственно, производителей этого СТМ. Важно понять, что они думают о качестве и каким, по их мнению, должно быть качество того продукта, который они производят. Проводите анализ, пользуются ли они сами своим продуктом, какие альтернативы выбирают и так далее. Обязательно съездить на производство, особенно если это касается БАДов, косметики, детских игрушек и т.д. Пообщаться с сотрудниками. Можно найти бывших сотрудников на сайтах работы. Это поможет подробнее узнать о продукте и компании.

Помните, что самые популярные в мире марки косметики придумывали или для себя, или для своих любимых.

Если в итоге они не используют свой товар, например, а выбирают другие марки, то это говорит о том, что либо товар некачественный, либо он находится в другом ценовом сегменте, нежели тот, который используют сотрудники фирмы. Было бы неплохо это выяснить.

Пример:

Как-то была задача запустить косметический бренд. Производитель СТМ, с которым общались, пел оды своему товару. Линейки были от эконома до премиум. Вроде все было нормально, пока не копнули глубже и не изучили оборудование, на котором производят данный продукт. Всплыли интересные детали, касающиеся очистки ингредиентов перед использованием. Как результат, производимая продукция была, мягко говоря, некачественной, а товары с некоторыми составляющими даже могли вызывать различные дерматиты.

Поэтому этот метод, несмотря на наличие других, я рекомендую использовать, если здоровье ваших клиентов для вас важно.

  • Пойти от обратного. Вначале выбрать целевую аудиторию, провести исследования на тему их понимания качества, потребностей и далее найти производителя или создать товар, который будет соответствовать ожидаемым качественным характеристикам

Когда вы поняли, для какой целевой аудитории подойдет ваш продукт, вы можете приступать к созданию упаковки.

1 этап. Понять, как смотрит ваша целевая аудитория.

Это этап анализа. Вам нужно пообщаться с вашими целевыми сегментами и выяснить:

  • Какими брендами они пользуются? Не вашими конкурентами, а в принципе: где покупают одежду и почему там, куда ездят отдыхать и почему выбирают такие отели?
  • На каких блогеров подписаны и почему? Оценивать с точки зрения восприятия контента: интеллектуальный, для домохозяек, на каком сленге доноситься информация?
  • Какие фото выставляют?
  • Какие продукты повседневного спроса предпочитают?
  • Какая физическая упаковка данных товаров?
  • Что для них красиво, а что нет?

Эти вещи крайне важны для понимания их видения мира. Что для них красиво, а что нет? Какой дизайн будет воспринимать своим, а какой будет их отпугивать, создавая в голове ассоциации “сильно дорого для меня” или “слишком дешево”. Или еще хуже - создавать конфликт в голове: выглядит дорого, а стоит дешево - какой-то подвох, что-то здесь не так. Кстати, самое интересное, что в обратную сторону - выглядит дешево, а стоит дорого - не вызывает проблем во многих нишах в СНГ.

Это можно выяснить несколькими путями:

  • Посмотреть на аудиторию конкурентов и изучить социальные профили.
  • Купить исследование.
  • Провести свое: за какую-либо плюшку многие с радостью ответят на 5-10 вопросов (большее количество лучше не брать). Можно запустить исследование с помощью таргета в социальных сетях на целевые сегменты. Или пригласить на интервью представителей целевой аудитории.

Я не могу сказать, что чаще использовали в моей практике. Было все. И у каждого метода есть свои “+” и “-”, но в последнее время для ясности картины мы используем минимум 2 варианта исследований. Часто они дополняют друг друга, а иногда и противоречат. В таких историях мы изучаем дополнительные варианты.

2 этап. Дизайн.

Самый любимый этап многих руководителей и нелюбимый у маркетолога.

Потому что это самый конфликтный этап.

Знаете, чем отличается крутой маркетолог от посредственного?

Он может засунуть свое “красиво” и “некрасиво” куда подальше и слушать целевую аудиторию.

Часто, когда идет вопрос по созданию дизайна чего-либо, опрос о том, нравится или нет, проводится со всеми сотрудниками компании: от финансового директора до уборщицы. И у каждого из них разный уровень нормы, разный уровень “красиво” и “некрасиво”. Поэтому они будут представителями абсолютно разных целевых сегментов.

И это одна из серьезных причин, почему продукт “не заходит”.

Для того, чтобы исключить эту историю, вы проводили первый этап, где выяснили, что такое “красиво” для вашего целевого сегмента.

Благодаря этому появился сбор фотографий и рекламы, брендов, которые выбирает целевая аудитория.

Тут я бы рекомендовала или найти в компании человека с художественным вкусом или образованием,или обратиться к кому-то, потому что:

  • Нужно посмотреть на композицию: найти ошибки (ошибки часто целенаправлены для низкого целевого сегмента) или их отсутствие и приемы, которые использовали в данной истории.
  • Сочетаемость цветов: дикое - в формате желтый на красном (для некоторых целевых сегментов это самое продающее сочетание) или безакцентное, или пастельное, или еще что-то. Нужно понять, какое используется чаще у брендов, которые пересекаются.
  • Качество фото- и видео-контента. Например, GloriaJeans специально ищут фотографов, чтобы фото выглядели дешево.
  • Позинг моделей или предметы на фото или видео.Например, у более дешевых брендов модели всегда улыбаются, а у дорогих всегда серьезные и отчужденные.
  • Шрифты и графические элементы: какие более характерны для вашего сегмента целевой аудитории.

И дальше к тому, что выяснили, нужно добавить свою компанию:

  • Ценности нашей компании
  • Желаемый ассоциативный ряд с нашим продуктом
  • Наше видение качества продукта

В этом поможет маркетолог, который изучал психологию, или психолог, который изучал визуально-смысловые ассоциации (многие в своей практике используют символизм). Вспомните эту картинку, чтобы понять о чем я говорю:

Разработка физической упаковки товара

Когда поняли все особенности - появляет ТЗ для дизайнера. И ваша задача - найти этого человека.

Мой опыт показывает, что легче найти готового дизайнера, который работает в нужном стиле, чем заставить своего или доступного сделать концепт в нужном вам стиле, если первоначальный стиль его не соотвествует или, что часто бывает, даже конфликтует с нужным.

Дизайнеров можно искать в:

  • Телеграм-каналах с поиском работы и просить сразу прислать портфолио, по нему видно, подходит вам человек или нет.
  • Behance
  • Нельзяграм
  • HH.ru
  • Kwork
  • Freelancer сайты.

Дизайнеров много, поэтому за пару дней можно спокойно найти подходящего.

3 Этап. Текстовая упаковка.

Уже определена концептуальная составляющая, а теперь переходим к текстам.

На самом деле здесь все происходит точно так же. Только больше изучаются профили с точки зрения “сленга” и словарного запаса целевой аудитории. Для каждого из сегментов используем его язык.

Следующий момент связан с УТП. Если говорим про СТМ, то в таких товарах УТП, как правило, нет, но есть эмоциональное восприятие и какая-то триггерная фраза (не обязательно больная для клиента). По большому счету главной отстройкой от конкурентов будет то, какие параметры отразили на продукте:

  • цветовое решение - насколько оно совпало с целевым сегментов
  • композиция - насколько она про его норму
  • фото-видео - насколько он узнает себя в них или себя “идеального” и насколько они совпадают с эмоциональным фоном продукта.
  • его язык
  • и т. д.

В большей степени это главное отличие, почему одни товары выходят в топ продаж, а остальные заваливаются на многих маркетплейсах.

Чем больше человек узнает свой уровень нормы, тем больше вероятность, что он выберет именно ваш товар.

4 Этап. Тестирование упаковки.

Это важный этап, так как он показывает, насколько качественно была проделана вся предыдущая работа.

Когда мы продумали упаковку, дизайнер сделал дизайн со всеми нужными текстами и т.д., и мы получили мок-ап, нужно узнать у нашей целевой аудитории, удалось ли нам с помощью этой упаковки донести все, что мы хотели.

Для этого проводим опрос по качествам и ассоциациям.

Вот примеры вопросов, которые необходимо задать:

  • Считываете ли вы из данной упаковки, что продукт для вас и про вас?
  • Ассоциируется ли данный продукт с “таким-то” качеством/характеристикой? (для каждого качества отдельный вопрос, также рекомендую добавить те качества, с которыми вы бы не хотели, чтобы ассоциировался ваш товар. И да, можно в одном вопросе задать все качества и антикачества, но тогда человек не выключит “автопилот” и не подумает про важные для вас аспекты.)
  • Как вы думаете, кто купит данный товар? (тут нужно предусмотреть несколько вариантов ответов для разных целевых сегментов)

Также можно в один вопрос добавить несколько вариантов упаковки и задавать вопросы в формате “Какой из продуктов…”.

По результатам данного теста вы поймете, стоит ли возвращаться к какому-либо из этапов разработки? Упустили ли вы что-то? Или вы создали продаваемую упаковку.

Частые ошибки, которые допускают при формировании упаковки продукта:

  • Дают задания дизайнеру в формате “сделай упаковку” без предварительной работы. Чаще всего в такой ситуации дизайнер поместит свою картину мира в продукт, и не факт, что она будет соответствовать вашим целям.
  • Оценка упаковки в формате “Нравится - не нравится”. Частично об этом писала выше, но чуть углублюсь. Для того, чтобы эта история работала, нужно давать критерии. То есть: “оцените, насколько данная упаковка ассоциируется у вас с… от 1 до 10” (не просто так шкалы используют во всех психологических текстах).
  • Нет понимания, о чем продукт и для кого. Тут все понятно: “Сын маминой подруги сделал, я так же сделаю и буду бабки зашибать”. Вероятность успеха такого подхода - 12%.
  • Нет подбора исполнителей исходя из задачи. Например, выбрать дизайнера, копирайтера - который есть, а не который нужен для выполнения задачи.

На самом деле я описала упрощенный, можно сказать, поверхностный процесс для быстрого запуска с минимальными инвестициями и быстрыми продажами. Сейчас не идет речи о бренде, здесь раскрыт больше вопрос, как сделать так, чтобы целевая аудитория считывала ваш товар. Но если мы начнем говорить о формировании бренда - эта история будет лишь малой частью.

Начать дискуссию