Пять шагов к правильному делегированию

Давайте сначала выясним, зачем нужно делегировать. Во-первых, чтобы освободить себе время для других важных или даже более важных дел. Это особенно актуально, когда вы начинаете потихоньку расширять свой коллектив: раньше были вы один, теперь вас двое. Во-вторых, чтобы развивать сотрудников, выходя за пределы их зоны ответственности. Например, когда вы видите, что в вашем помощнике есть потенциал маркетолога и вы поручаете ему задачи в этой области, которыми занимаетесь сами.

А теперь пять важных шагов.

1. В первую очередь вам нужно решиться на этот важный шаг (и хоть в моих словах и присутствует доля иронии, но я говорю вполне серьезно - сталкивалась с этим). Умерьте жадность и милостиво позвольте себе отдыхать (зачеркнуто) перестать быть тем, кто все делает лучше всех. Иначе вы замучаете своих сотрудников микроменеджментом и никакой пользы от вашего делегирования никому не будет.

2. Решите, что именно вы хотите делегировать. Составьте список обязанностей или дел. Если речь идет о найме сотрудника, составьте должностную инструкцию, где все это будет прописано. Если о расширении обязанностей существующего сотрудника, добавьте нужное в его инструкцию. Если нужно (а это наверняка будет нужно), преобразуйте то, что вы хотите делегировать в бизнес-процесс(ы).

3. Выберите подходящего сотрудника, который справится. Речь не столько о том, если ли у него знания и опыт, сколько о его обучаемости и готовности к новым вызовам. И если вам для этого придется искать нового сотрудника, то подумайте, по каким критериям вы будете оценивать кандидатов и какие задания будете давать для проверки.

4. Выделите время в своем рабочем графике на обучение и сопровождение (особенно на первом этапе) сотрудника, потому что вопросы будут. Будьте готовы оказывать всемерную поддержку, особенно на этом этапе. Начните практиковать мантру Карлсона ("Пустяки, дело житейское!"), можете совмещать ее с медитацией или битьем груши - вам понадобится навык сохранять спокойствие в общении с тем, кому вы делегируете. Во время обучения передавайте не только знания, но и ответственность за тот результат, который будет выдавать сотрудник.

5. Морально приготовьтесь к тому, что у вас будут чесаться руки сделать все самостоятельно. Чтобы не нервничать, ставьте более сжатые сроки, чтобы хватало времени на переделку, если что. Или предусматривайте запасной вариант. Здесь главное не переусердствовать и не демотивировать сотрудника постоянными проверками и сомнением в его способностях.

Ну, и бонусная рекомендация (относится не только к делегированию, а ко всему процессу коммуникации): учитесь понятно формулировать свои задания. Помните, что ваше вИдение как руководителя гораздо шире, чем у сотрудника: он просто может какие-то вещи, которые для вас логичны и «по умолчанию» просто не видеть. Поэтому четко, ясно, понятно и в конце «Повтори, что ты понял».

Как всегда, все, о чем пишу, познала на собственной шкуре и с позиции подчиненного, и с позиции руководителя. Делитесь, как у вас с делегированием обстоят дела? Получается отрывать от сердца? ;-)

Начать дискуссию