Миллиарды рублей минусом: как Fan ID разозлил болельщиков и вывернул карманы футбольных клубов

Prt Scr YouTube/imerkouri
Prt Scr YouTube/imerkouri

В Минспорта России заявили, что не намерены отменять Fan ID, несмотря на бойкот со стороны болельщиков. Более того, в ведомстве планируют запустить удаленную верификацию личности с помощью единой биометрической системы или загранпаспорта нового поколения.

Мы в Бюро Цифровых технологий неравнодушны к будущему российского футбола. Нас, как и миллионы болельщиков, волнует, что же будет дальше. Как оказалось, падение посещаемости матчей Российской премьер-лиги (РПЛ) — это лишь верхушка айсберга. Об этом нам рассказал Петр Защеринский, до января 2023 года занимавший пост замдиректора ФК “Зенит”. По его словам, с введением Fan ID изменились внутренние бизнес-процессы, что сильно ударило по клубам.

Теперь в соответствии с законом продажа билетов разрешена только в “привязке” к номеру карты болельщика. Первые матчи показали проблему с привязкой ранее проданных абонементов к личным кабинетам. Также возникли сложности, когда болельщик покупал несколько билетов для друзей или семьи по одному Fan ID. Во всех этих случаях были проблемы со входом на стадионы. Тогда футбольные клубы открыли “группы разбора” и мобильные пункты выдачи Fan ID. Отдельно стоит проблема передачи купленного билета другому человеку, что делается не через билетную систему клуба, а через Госуслуги. (Заметим, что билетная система — это сложный софт, на его техническую поддержку спортивные клубы тратят порядка одного миллиона рублей в год без учета средств на доработку — прим. БЦТ). Это осложняет клубам доступ к информации о своих клиентах.

Петр Защеринский

Собеседник БЦТ подчеркнул, что Fan ID нужен не только болельщикам, но и сотрудникам клуба, подрядчикам. То есть весь персонал, обслуживающий матч, в том числе стюарды, охранники, уборщики, должны его оформить. Это порядка трех-четырех тысяч человек на каждом матче.

У “Зенита” был выстроен процесс взаимодействия с временным персоналом — созданы базы данных, специальные сервисы для выхода на матч нужного количества сотрудников. Теперь всю базу пришлось обновлять, включая данные о Fan ID.

Петр Защеринский

По его словам, у стюардов добавилось работы. Теперь в их обязанности входит не только личный досмотр, но и сверка фотографии, которая загружается из централизованной системы Fan ID и выводится на монитор, со стоящим перед ним болельщиком.

Ключевым изменением Защеринский назвал использование QR-кодов при проходе на стадион. Болельщикам фактически не нужен билет, купленный у клубов, они входят по QR-коду из системы Госуслуг. То есть клубы утрачивают контроль над продажей билетов. При этом у клубов нет доступа к этой системе: невозможно получить номер сектора и места, информацию о пропуске в рестораны. Поэтому болельщикам приходится носить с собой клубный билет, а это еще один QR-код. Не исключено, что следующим шагом может быть введение сервиса продажи билетов прямо на сайте Госуслуг, в обход клубов.

Prt Scr YouTube/imerkouri
Prt Scr YouTube/imerkouri

Колоссальные потери для РПЛ и каждого клуба

По словам Защеринского, только у “Зенита” при негативном сценарии убытки за сезон могут составить 1-1,5 млрд рублей. У РПЛ — еще больше.

За 2022 год еще ждем публикации цифр от РФС, но, думаю, что около 5 млрд рублей матчевой выручки (уже сказывается эффект от внедрения Fan ID у 5 клубов). Если учесть падение посещаемости в два раза, то это еще 3 млрд рублей минусом. Вся лига зарабатывает, включая спонсорские деньги, порядка 60-70 млрд рублей. При этом надо понимать, что последние три сезона футбол теряет доход. Ковид нанес удар по посещаемости и доходам, кроме того нет Лиги чемпионов и других еврокубков, которые в 2019-2021 годах давали клубам РПЛ 10 млрд рублей в год. Добавляем к этому выпадающие доходы и дополнительные расходы на систему Fan ID. Так что в совокупности это 15-20% выпадающих доходов лиги в этом сезоне.

Петр Защеринский

Однако у полупустых трибун есть и другие последствия. Во-первых, это негативно влияет на телесмотрение, поскольку без болельщиков картинка плохая. Телеканал, как и спонсоры, платит за то, чтобы болельщики смотрели футбол по телевизору. А кто захочет смотреть футбол без “озвучки”? Во-вторых, есть риск ухода инвесторов, поскольку они задумаются над целесообразностью вложений. К примеру, размещаемая на стадионах реклама беттинговых компаний рассчитана на болельщиков. А есть ли смысл вкладывать миллионы рублей в маркетинг ради пяти тысяч человек, пришедших на матч?

По данным Sports.ru, государство потратило 773,6 млн рублей на подготовку стадионов к Fan ID. К примеру, на “Газпром Арену” и “Лужники” ушло по 10-11 млн рублей, на “Ахмат-Арену” – 53,4 млн рублей. Эти деньги направили на систему идентификации болельщика (специальные мониторы, считыватели), модернизацию систем контроля доступа, информационную безопасность и аттестацию. При этом негосударственные стадионы закупают оборудование самостоятельно и ждут частичного возврата средств от государства.

Действительно, на государственные стадионы выделялись деньги из бюджета. При этом на многих из них, где проводились матчи ЧМ-2018, уже была значительная часть оборудования. Но мы не знаем, сколько стоило оборудование частных стадионов – “Спартака”, “Краснодара”, “Динамо”. Я помню, что “Спартаку” ограничили посещаемость до 15 тысяч человек из-за несоответствия системы безопасности (камер, турникетов). Дооборудование стадиона стоило 200 млн рублей. Можно предположить, что аналогичная сумма требуется и на Fan ID. То есть на 16 стадионов РПЛ оборудование обойдется в 2-3 млрд рублей. Плюс это деньги на интеграцию паспорта болельщика с Госуслугами, плюс каждый клуб переделывает механизм продажи билетов. Итого расходы на внедрение Fan ID в России можно оценить в 5 млрд. руб., а еще учтем ежегодные расходы на поддержку системы, найм дополнительных стюардов для контроля на входе.

Петр Защеринский
Prt Scr YouTube/imerkouri
Prt Scr YouTube/imerkouri

Реклама Fan ID – на плечах клубов

Клубы понимают претензии фанатов, но повысить посещаемость матчей даже в таких условиях – в их интересах. Поэтому приходится проводить различные промо-акции, раздавая призы, скидки, бонусы. А это дополнительные расходы. По оценкам собеседника БЦТ, на эти цели обычно выделяется порядка 50 млн рублей, а на всю лигу – до 500 млн рублей. Сейчас речь идет не о том, чтобы привлечь новых болельщиков, а о том, чтобы сохранить тех, что были.

Любой бизнес строится на привлечении клиента, чтобы ему было комфортно приобрести услугу, а затем воспользоваться ею. И клубы выстраивали все процессы продаж, исходя из этого понимания. Введение Fan ID негативно повлияло на российский футбол. Ведь цифровизация должна быть не “из-под палки”, необходимо улучшать качество клиентского сервиса, упрощать процесс покупки. Почему билет на самолет можно купить онлайн, а на футбольный матч – нет? Текущая модель Fan ID заставляет болельщиков идти в МФЦ для подтверждения личности. Это практически исключает спонтанные покупки в день матча. Конечно, фанатам все равно придется обращаться в МФЦ по другим вопросам и, возможно, они все-таки оформят Fan ID. Но за это время они забудут, что такое ходить на матчи. Зачем ходить на футбол, если можно сходить на хоккей, баскетбол, концерт, где Fan ID не нужен? В этом смысле есть некая дискриминация, считают сами болельщики.

Петр Защеринский

Мало кто понимает смысл Fan ID

В футбольной тусовке есть мнения, что Fan ID ввели, чтобы “приструнить” фанатов после ряда крупных инцидентов на матчах. Однако это не так, поскольку активной фанатской аудитории – не более 5%. При этом с агрессивными болельщиками обычно работают сотрудники службы безопасности клубов. К примеру, данные болельщиков с фан-сектора “Вираж” “Газпром Арены” с их фото находятся в базе “Зенита”. При входе на стадион их проверяют, “запретчикам” не разрешают посещать матчи.

Сложно полемизировать, насколько Fan ID – это адекватные меры для обеспечения безопасности на спортивных мероприятиях. У нас объективно нет информации для оценки всех рисков. Хочется верить в здравый смысл, что государство не стало бы ради этого 1% активных фанатов усложнять жизнь всем футбольным болельщикам.

Петр Защеринский

Поскольку в Минспорта России не намерены отменять Fan ID, то можно рассмотреть вариант с его приостановкой. Нужен некий переходный период для болельщиков, дать им время на получение паспорта болельщиков. Это не вернет фанатов, которые категорически против Fan ID, но в целом может повысить посещаемость, считает Защеринский.

Также можно предоставить клубам возможность делать фотографии болельщиков для Fan ID, предложил он. Это важно, поскольку контроль при входе на стадионы все равно осуществляют сотрудники клубов. Однако реальную картину с паспортом болельщиков, мы увидим на матчах Кубка России. Возможно после этого удастся наладить конструктивный диалог между властями и клубами, подытожил Защеринский.

Fan ID убивает российский футбол. Матчи, на которые раньше приходили более 30 тысяч человек, посещает от силы 5-7 тысяч человек. Паспорт болельщика вводили ради безопасности фанатов, но это обернулось катастрофой для отечественного футбола. Больно видеть эти полупустые трибуны. Да и у игроков уже нет такого азарта, когда вместо голосов болельщиков они слышат запись кричалок.

Виталий Зарубин – Генеральный директор БЦТ

Справка. 30 декабря 2021 года президент РФ Владимир Путин подписал закон о введении с 1 июня 2022 года паспорта болельщика (Fan ID) для доступа на соревнования. Закон был внесен в Госдуму Минспорта России. Сопроводительное письмо подписал премьер-министр Михаил Мишустин. При голосовании в Думе введение Fan ID единогласно поддержали фракции «Единой России», ЛДПР и «Справедливой России». «Новые люди» воздержались от голосования. Против выступили только коммунисты. Инициативу продвигали, в том числе и депутаты Госдумы РФ, близкие к спорту — Светлана Журова, Николай Валуев, Ирина Роднина.

Готовы ли вы оформить Fan ID?
Да, ради футбола готов
Нет, категорически
Уже оформил
В процессе оформления
Еще не решил, думаю
1111
3 комментария

Переживания , что клубы утрачивают контроль над продажей билетов безосновательны. Источником билетов всегда является билетная система клуба, какой бы агент не продавал билеты.
Клубам хорошо бы хоть немного развивать свои сервисы, а то большая часть даже билеты на выездные матчи на своем сайте, на свой интернет-эквайринг, продавать не может (хотя технически это просто). Не говоря уже о продаже сопуствующих товаров и услуг (мерч, еда, напитки) через интернет-эквайринг, в привязке к билету.

2
Ответить

Вполне основательны, потому что доработки под фан ид идут в билетке: продажи на 1 фан ид группе не работал, базы при синхронизации с фан ид билетными программами слетают (до сих пор), клубы объясняют болельщикам зачем это нужно.

Продавать билеты на выездные матчи это не просто, как минимум потому, что для этого нужна одна билетка или общий шлюз (которых нет), а также договоренности о заранее выданной квоте на гостевой сектор (которых тоже чаще нет).

У клубов было бы гораздо больше времени на развитие сервисов не занимайся они такой ерундой.

1
Ответить