{"id":13831,"url":"\/distributions\/13831\/click?bit=1&hash=c8aa181d335f39dea37c6371ff973049ca181b1a0115b2c21b8b33ac2ce446e9","title":"\u0420\u0430\u0437\u0434\u0430\u0451\u043c \u043c\u0435\u0434\u0430\u043b\u044c\u043a\u0438 \u0437\u0430 \u0438\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442-\u0434\u043e\u0441\u0442\u0438\u0436\u0435\u043d\u0438\u044f. \u0421\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0432\u044b?","buttonText":"\u041f\u0440\u043e\u0432\u0435\u0440\u0438\u0442\u044c","imageUuid":"b1525eff-10a7-5057-afd4-3762e3fb4a3d","isPaidAndBannersEnabled":false}

Что такое Pre-IPO

Сегодня мы запускаем новую рубрику, в которой будем рассказывать об инвестиционных сделках: какие они бывают, как проходят и в чем особенности каждой из них. Каждый пост посвящен одному из виду таких сделок. Логичнее и правильнее всего начать с pre-IPO, так как именно с этого этапа открывается путь в увлекательный мир биржевой торговли.

Итак, рre-IPO — это продажа акций непубличной компанией, которая в скором времени может выйти на биржу. Как правило, это предшествует более позднему этапу привлечения финансирования при публичном размещении (IPO — Initial Public Offering). Потребность в таком привлечении капитала обычно испытывают уже состоявшиеся развитые компании, капитализация которых может достигать миллиардов долларов. Привлечение внешних инвесторов позволяет им лучше подготовиться к выходу на биржу. В свою очередь главный интерес инвестора — купить долю в компании по самой низкой цене, пока эта компания не стала публичной и существенно более широкий круг инвесторов также не получил возможность инвестировать в неё.

Между инвестициями в компании на стадии IPO и покупкой бумаг непубличных компаний, только готовящихся выйти на биржу (pre-IPO), есть несколько существенных различий. В первом случае стоимость бумаг может быть намного ниже, чем на этапе подготовки к размещению. В последнем случае цену на акции устанавливает банк-андеррайтер, который играет на стороне продавца, в отличие от инвесторов заинтересованного в том, чтобы выйти на биржу по более высокой цене и таким образом привлечь больший объём финансирования.

Также различается и срок инвестиций: в первом случае акции покупаются за несколько дней до выхода компании на биржу. Срок уже известен, бумаги продаются по цене банка-андеррайтера, организующего размещение. Если банк объявляет локап (lock-up period), то это означает, что продать в этот период купленные бумаги невозможно — придётся ждать начала торгов на бирже. Если со стороны инвесторов на рынке будет высокий спрос, то котировки акций компании поднимутся выше цены банка-андеррайтера, сделка принесёт доход.

Примеры крупных компаний на стадии pre-IPO в Regolith: SpaceX, Metamask, Discord, Kraken, BitPay и другие.

Сделки pre-IPO, как правило, носят долгосрочный характер, выход компании на биржу может затянуться на месяцы, а то и на годы. Средний горизонт таких инвестиций обычно составляет 1,5 года. Для инвестора это сродни инвестициям в венчурный бизнес: необходимо найти зрелый и быстрорастущий бизнес, который может принести высокую доходность, если компания станет публичной. Вместе с тем, вкладывая свои деньги в бизнесы, ориентированные на скорый выход на биржу, инвестор, в отличие от сделок IPO, может получить 100% от своей заявки.

Инвестиции в компании на стадии pre-IPO могут принести очень высокую прибыль, гораздо выше, чем покупка акций на старте публичных торгов. Иногда это сотни процентов. Как пример — недавнее размещение крупного американского провайдера облачных инфраструктур DigitalOcean, которое прошло в марте 2021 года. Цена на размещение при IPO была установлена на уровне 47 долларов за акцию, но уже в первый день старт торгов начался с 41,5 доллара, то есть ниже цены на размещение. В мае котировки падали до 36 долларов и только к декабрю поднялись выше 85 долларов за акцию. Больше всего заработали самые терпеливые инвесторы и те, кто покупал бумаги DigitalOcean за несколько месяцев до начала размещения. Тогда акции компании можно было приобрести вдвое дешевле, чем на IPO.

Конечно, приобрести акции компаний, готовящихся выйти на биржу, не всегда просто даже для инвестора с капиталом. Во-первых, бумаги таких компаний, как правило, доступны лишь для квалифицированных или крупных институциональных инвесторов, за такими "компаниями-единорогами" идёт настоящая охота. Во-вторых, в случае необходимости продать долю в такой компании очень трудно: деньги инвестора фактически оказываются "заморожены", поскольку продать неликвидные акции невозможно. И в-третьих, компания может и вовсе не выйти на биржу, если, скажем, найдёт крупного стратегического инвестора или изменится ситуация на рынке.

Поэтому, чтобы минимизировать риски, имеет смысл использовать портфельный подход, то есть не покупать бумаги одной-двух компаний, кажущихся перспективными, а инвестировать сразу в десяток разных проектов. Такую возможность, в частности, дают фонды pre-IPO, которые инвестируют сразу в диверсифицированный портфель акций непубличных компаний, готовящихся выйти на биржу.

Инвестору участие в таком фонде даёт возможность не только поместить деньги в растущие отрасли мировой экономики, но и, главное, получить поддержку со стороны профессионалов рынка. Как правило, получить достоверную информацию о состоянии дел в компании, взаимоотношениях менеджмента и акционеров, планах на будущее и другой инсайт имеют возможность далеко не все. В случае со сделками pre-IPO это является серьёзным преимуществом и далеко не всегда доступно для частных инвесторов. В управляющей или инвестиционной компании отбором и оценкой бумаг для включения их в портфель фонда pre-IPO, оценкой рисков всегда занимается целый штат специалистов, аналитиков и управляющих.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null