Выжить, а не быть счастливым

Наш мозг устроен именно так, уровень счастья определяют гормоны или нейромедиаторы. И если мы это знаем, можем ли мы их контролировать?

Кому мы только не желаем счастья в каждом поздравлении, на любом празднике? Сами стремиться сделать свою жизнь счастливой. Но каждый выбранный путь кажется или слишком тернистым, или разочаровывает, или, как правило, становится менее красочным, чем мы его представляли.

Самый простой пример: какое счастье я испытываю перед тем, как вкусить долгожданную лимонную меренгу, первый кусок - язык проглотишь, а последующие быстро теряют всю прелесть. Если я буду есть ее каждый день, то на пятый придется вычеркнуть этот десерт из списка любимых.

Что с нами не так? Почему мы так быстро теряем интерес к тому, что делало нас счастливыми? Неужели нельзя «они жили долго и счастливо»? Я выросла на сказках, которые именно так и заканчивались. Сегодня они предстают на страницах незнакомых людей в социальных сетей, в журналах, и в историях друзей друзей. Но с каждым годом моя вера в их реальность, становится призрачней.

Вы знали, что наш мозг устроен так, чтобы помогать нам выжить, а не делать нас счастливыми? То что мы иногда называем бессознательным - это работа наших нейромедиаторов и гормонов, без которых в жизни была бы только серость и апатия.

То что мы называем «эврика» и «глаза загорелись» - это работа дофамина. Так лев видит антилопу, вырабатывается дофамин, появляется желание и энергия для охоты. Антилопа в пасти, дофамин расщепился.

То, что мы хотим создать доверительные отношения, быть окружены заботливыми и любящими людьми - это работа окситоцина. Именно так наши предки выживали - будучи частью племени, они спасались от того, чтобы не быть съеденными или умереть от голода.

В животном мире быть сильным равноценно выживанию, там все время идёт борьба за ресурсы: пищу, спаривание, создание лучших условий для потомства. Здесь в игру вступает серотонин.

«Сила есть, ума не надо», - в моем детстве дети так дразнили задир.

Да, сегодня общество осуждает агрессивный стиль поведения (Уилла Смита и вовсе «отменили»), но мы унаследовали от предков мозг, который чувствует себя счастливым, когда мы доминируем. Так, люди нашли способ, избегая конфликтов, получить доступ к необходимым ресурсам через карьеру, власть, успешный брак или признание (от семьи до вселенского масштаба). Достигая своих высот, мы получаем порцию серотонина, который делает нас счастливыми. Но как и в случае с дофамином, он быстро расщепляется, и его отсутствие подстёгивает людей не останавливаться на достигнутом.

То счастье, которое мы испытываем всем телом, это всего лишь непродолжительное поощрение нашего мозга за наши победы ради выживания.

Понимая эти процессы, мы можем не только лучше разбираться с собственными чувствами, но и научиться вырабатывать эти нейромедиаторы и гормоны, постепенно развиваясь в личностном и профессиональном плане. Любопытно, так ли это на самом деле? Зная об этих открытиях ученых, насколько легче станет наша жизнь?

11
2 комментария

Комментарий недоступен

Ответить

Все и просто и сложно одновременно. Для того чтобы понять меру, чаще всего нужен или опыт (обычно негативный и связан с потерями) или общественные нормы (которых в современном мире нет). А пока нами управляют дофамин и другие нейромедиаторы (как это происходит с животными).

1
Ответить