Как довести идею «для себя» до перспективного бизнес-проекта

Кейсы финалистов Startup Tour в Казани

Гран-при и первое место в треке «Информационные технологии» завоевал стартап CRUDERRA, который представил интерактивную платформу для разработки сетевых программных продуктов с использованием ИИ. Лучшей в треке «Технологии креативных индустрий в инновационных проектах» CreativeTECH стала компания «АЙТИ МАРКЕТ» с программой построения дополненной реальности. Победители рассказали, как их проекты «для собственной пользы» трансформировались в актуальные бизнес-идеи с высоким коммерческим потенциалом.

AR «примерит» мебель к интерьеру

Изначально программу построения дополненной реальности AR Market Игорь Русских задумывал как новый механизм для продвижения собственного бизнеса — мебельного производства.

«За три года нашей работы на маркетплейсах в качестве продавца выявилась общая проблема: ожидания покупателей часто расходятся с реальностью. Многие неправильно оценивают габариты, текстура и цвет тоже могут отличаться, так как зачастую фото для продающих карточек делают с 3D-модели, а не с реального изделия. Поэтому мы полностью оцифровали наш каталог — более 500 товаров, чтобы клиенты получали точное представление о продукции при покупках онлайн»,

— объясняет директор «АЙТИ МАРКЕТ».
Игорь Русских.
Игорь Русских.

Теперь с помощью QR-кода или приложения для iOS можно в реальных габаритах визуализировать настенную полку или кухонный стул в своей комнате и оценить, насколько гармонично новый элемент впишется в существующий интерьер. «Для дополненной реальности используем детально прорисованные 3D-модели, которые необходимы нам в начальном цикле производства. Их создают, чтобы понимать, как вообще будет выглядеть спроектированный элемент мебели», — дополняет Игорь Русских.

На реализацию задумки ушло полгода, пока технология функционирует только в рамках онлайн-магазина основателя стартапа. Сторонние продавцы сейчас могут загружать 3D-модели на сервис AR Market по платной подписке — около тысячи рублей в месяц.

В рекламе и онлайн-продажах AR уже применяют крупные игроки рынка. Например, в 2021 году «Яндекс Маркет» запустил на своем сервисе функцию просмотра товаров в режиме дополненной реальности. «В отличие от нас, существующие конкуренты не позволяют продавцу самостоятельно добавлять 3D-модели через личный кабинет, усложняя процесс. Кроме того, их изображение открывается не через приложение, а с помощью браузера — из-за этого качество может сильно снижаться. Также мы хорошо проработали позиционирование: смартфон полностью сканирует пространство, в котором вы находитесь, и точно определяет — это потолок, пол или стена», — рассказывает руководитель компании.

Используемый «АЙТИ МАРКЕТ» метод взаимодействия с AR универсален: команда может с легкостью подстроиться под запрос клиента и визуализировать что угодно, например чехлы для телефонов или даже дом на участке. Как утверждает разработчик, такой формат презентации продукции актуален для любого бизнеса в сфере продаж или производства: он позволяет выделиться в поиске среди других товаров и повышает лояльность к бренду.

«До недавнего времени технологии дополненной реальности в России почти не развивались, мало кто хотел с этим работать — я не раз пытался реализовать проекты, связанные с VR и AR, но не получал обратной связи от пользователей. Только в последние несколько лет, с ростом количества маркетплейсов, рынок начал оживать. Пропал страх перед новым, детализация стала качественнее: сейчас 3D-модель почти невозможно отличить от оригинала»,

— подчеркивает Игорь Русских.

В ближайшее время компания планирует выпустить версию своего приложения для Android, начать маркетинговую кампанию и коммерциализировать проект. А в долгосрочной перспективе финалист Startup Tour 2023 рассматривает возможности применения искусственного интеллекта для визуализации дизайна интерьеров.

CRUDERRA ускорит разработку и технологический аудит

Основатели CRUDERRA тоже придумывали удобный инструмент, ускоряющий разработку программных продуктов, в первую очередь для себя.

«За время работы в нескольких стартапах я провел около 30 технологических аудитов. Чтобы объяснить архитекторам, как вообще работает система, приходилось рисовать огромные диаграммы. Это было неудобно и долго, а кроме того, на выходе получалась картинка, которая через неделю стала бы неактуальной. Я же хотел, чтобы документация всегда «жила» в реальном времени и была основана прямо на коде, на первоисточнике. Мы с братом решили автоматизировать процесс и облегчить себе жизнь, мыслей о монетизации не было. А потом оказалось, что многие сталкиваются с такими же проблемами и заинтересованы в проекте»,

— рассказывает соучредитель компании Ринат Хабибуллин.

Платформа для разработчиков и системных архитекторов позволит оперативно создавать техническую документацию и обновлять ее из кода. Это можно делать с нуля, когда продукта еще нет, при помощи наиболее современного подхода «архитектура как код» с использованием ИИ. Либо зайти с другой стороны, когда продукт уже готов: просканировать исходный код и на выходе получить диаграммы, которые затем можно трансформировать в другие.

Ринат Хабибуллин.
Ринат Хабибуллин.

Владельцы стартапа выделили и свою инновационную диаграмму Data Flow Components Diagram — ациклический граф, где отображаются все используемые сервисы и микросервисы. Например, в приложении для доставки еды это микросервисы оплаты, уведомлений, внешние сервисы по доставке. На диаграмме происходит связывание сервисов между собой и наглядно показывается архитектура системы, а также компонентов, из которых она состоит.

Ринат Хабибуллин отмечает: «Все, что происходит в микросервисах, не визуальное, за этим трудно наблюдать. Бизнесу непонятно, как работает функционал, и наша платформа решает проблему прозрачности: позволяет владельцу и разработчикам разговаривать на одном языке. Подобных инструментов с таким же функционалом пока нет ни в России, ни за рубежом».

К маю планируется завершить MVP, а к декабрю — выпустить полноценную версию платформы. У компании уже имеются предпродажи: наиболее заинтересованы в продукте телекоммуникационные корпорации, банки и платежные системы.

«Благодаря победе в стартап-туре мы не только выиграли грант на 300 тысяч рублей, но и получили шесть заявок от клиентов. Изначально не рассчитывали на такой успех, держали фокус на других задачах и шли на конкурс за обратной связью от экспертов. Конечно, результат добавил уверенности в том, что наш проект будет полезным и востребованным», — дополняет спикер.

По оценкам руководителей CRUDERRA, перспективы реализации технологии велики: 25 миллионов потенциальных заказчиков — разработчиков.

«Исследователи прогнозируют, что к 2027 году мировой рынок ПО приблизится к 142 миллиардам долларов. Мы выделяем для себя не только сектор разработки ПО, но и рынок HR-услуг. По стандарту даже junior-разработчик должен пройти секцию интервью по системному дизайну — задача большая и невыполнимая за час или два. Платформа поможет существенно сократить время этого тестирования»,

— заверяет сооснователь стартапа.

Разработчики задумывают свою систему как масштабный докхаб — центр, где вся размещенная документация будет интерактивной и наблюдаемой. «Сейчас, на финальной стадии, труднее всего встроить, увязать очередную техническую идею с текущим продуктом. Кроме того, при работе с ИИ нужно формировать большую базу данных — планируем собрать не менее 10 тысяч файлов, чтобы более качественно подсказывать разработчикам следующие шаги и экономить их время», — подытоживает Ринат Хабибуллин.

24−25 мая все финалисты ежегодного стартап-тура станут участниками конференции для технологических предпринимателей Startup Village, которая состоится в Инновационном центре «Сколково».

11
Начать дискуссию