Руководство по созданию MVP – минимально жизнеспособного продукта

Руководство по созданию MVP – минимально жизнеспособного продукта

Всем привет!

Автор статьи расскажет о том, что такое MVP, каковы его преимущества, а также даст пошаговую инструкцию, как создать минимально жизнеспособный продукт и поделится интересными кейсами.

Статья переведена из издания Product Mindset.

Что такое MVP

MVP расшифровывается как "минимально жизнеспособный продукт". Минимально жизнеспособный продукт обладает достаточной функциональностью, которая удовлетворяет первых пользователей, предоставляющих обратную связь для его дальнейшего развития.

MVP связан с методологией Lean Startup, которая представляет собой научный подход к созданию и управлению начинающим бизнесом и позволяет быстрее и эффективнее, чем когда-либо прежде, получить в руки продукты, которые хотят получить покупатели.

Эрик Рис, основоположник движения Lean Startup, описывает минимально жизнеспособный продукт как: "та версия нового продукта, которая позволяет команде собрать максимальное количество подтвержденной информации о клиентах с наименьшими усилиями".

Предъявление потребителям самой ранней формы идеи продукта позволяет получить максимум информации о продукте и его потенциале, не затрачивая при этом максимум времени и усилий. В результате MVP рассматривается как инструмент снижения риска, который существует для того, чтобы помочь начинающим компаниям опробовать свои силы и не производить то, что экономически невыгодно.

Хотя минимально жизнеспособный продукт предназначен для того, чтобы на его создание не требовалось много времени и усилий, он не обязательно должен быть некачественным. В конечном итоге его характеристики должны отражать требования продукта и рынка. Рассматривайте его как прототип – максимально упростите набор фич, чтобы протестировать их и собрать максимальное количество подтвержденных данных от потребителей с наименьшими усилиями и затратами.

На самом деле, MVP, вероятно, не очень подходит для тех, кто хочет быстро произвести что-то и продать с прибылью. Минимально жизнеспособный продукт лучше подходит для предпринимателей, думающих о долгосрочной перспективе – они рады создать первую итерацию продукта, чтобы в дальнейшем разработать более совершенную версию, способную конкурировать с продуктами от компаний, которые лучше финансируются и уже закрепились на рынке.

Если вспомнить методологию Lean Startup, то минимально жизнеспособный продукт является ключевым компонентом этой модели, побуждающим предпринимателей создавать, измерять и учиться, работая умнее, но не обязательно усерднее.

MVP не спешит делать все

Когда вы создаете MVP, это означает, что вы в большей степени сосредоточены на основных фичах, а не спешите реализовать все.

Каковы преимущества MVP?

Основное преимущество MVP заключается в том, что вы можете понять потребности и интересы своих клиентов без полной разработки продукта. Это позволяет создать продукт, который действительно интересен покупателям, и повысить шансы на общий успех. Чем раньше вы получите обратную связь по своей идее, тем меньше шансов потратить деньги и время впустую.

Руководство по созданию MVP – минимально жизнеспособного продукта

Основные преимущества MVP можно разделить на три категории:

Подтверждение и фокус на ценностном предложении

  • Проверка гипотез о продукте с помощью реальных данных
  • Проверка бизнес-модели
  • Проверка необходимости продукта без разработки полноценного продукта
  • Ускоренное изучение того, что нужно клиентам и как проводить итерации, чтобы это обеспечить
  • Фокус на основном ценностном предложении, которое необходимо сузить для создания MVP

Раннее привлечение клиентов

  • Построение отношений с клиентами через обратную связь
  • Наращивание пользовательской базы перед запуском

Оптимизация ресурсов

  • Более быстрый выход на рынок, что может помочь получить конкурентное преимущество
  • Сокращение времени вывода на рынок новых фич
  • Минимизация потерь времени на разработку за счет концентрации на наиболее важных основных фичах
  • Сокращение количества исправлений фич продукта
  • Экономия средств, так как если идея окажется неудачной, то, по крайней мере, вы не потратите много денег!

MVP должен отвечать следующим критериям

  • Минимальность и жизнеспособность – сокращение MVP до основных полезных фич и возможностей.
  • Превосходство – продукт должен иметь значительное преимущество перед конкурентами.
  • Сфокусированность – с помощью MVP вы обращаетесь к выбранной целевой группе, которая открыта для нового продукта.
  • Выживаемость – ваш MVP должен обеспечивать дополнительную ценность (спросите себя: готовы ли ваши клиенты к использованию или даже к покупке?).
  • Перспективный – MVP должен обладать высоким потенциалом, чтобы ваши первые последователи продолжали использовать его в будущем.
  • Расширяемость – объем работ должен быть таким, чтобы обеспечить возможность постепенного развития продукта.
Руководство по созданию MVP – минимально жизнеспособного продукта

Как создать минимально жизнеспособный продукт

Этот процесс состоит из следующих шагов:

  • Шаг 1: проверка идеи
  • Шаг 2: создание пользовательского потока
  • Шаг 3: создание пользовательских историй с помощью story mapping (User Story Mapping (USM) — инструмент визуализации пользовательских историй. Он показывает, как выглядит взаимодействие пользователей с продуктом: где они чувствуют себя уверенно, а где — нет, какие фичи представляют особую ценность, а какие — можно убирать)
  • Шаг 4: составление списка фич и их приоритизация их
  • Шаг 5: разработка, тестирование, внедрение

Шаг 1: проверьте свою идею

Часто идеи, которые поначалу кажутся блестящими, не срабатывают при внедрении на рынке.

Проверка идеи на реальных пользователях очень важна для того, чтобы убедиться в наличии целевого рынка для продукта, в который впоследствии превратится MVP.

Сохранение, точка опоры или итерация

Иногда обратная связь подтверждает ваши предположения и указывает на то, что вы находитесь на правильном пути. Иногда обратная связь говорит о том, что вы ошиблись и движетесь в неверном направлении.

Такие выводы могут быть обидными, но они крайне важны для создания продукта, который нужен людям. В конце концов, вы создаете продукт не просто для того, чтобы создать что-то. Вы хотите создать программное обеспечение, которое люди будут использовать с удовольствием. Без тестирования вы не знаете, как выглядит такой продукт.

Шаг 2: создание потока пользователей

После того как вы получили положительный ответ на свою идею, необходимо продумать основные потоки пользователей. Поток пользователей фокусируется на процессе использования продукта.

Посмотрите на продукт с точки зрения пользователей.

Начните с момента открытия продукта и до завершения процесса, например, совершения покупки или доставки. Какие этапы должен пройти пользователь? Какие действия он должен предпринять, чтобы получить желаемое?

Пользовательские потоки помогут вам определить этапы процесса, что поможет в определении основных фич, необходимых вашему продукту.

Как создать пользовательский поток?

Не существует строгих шагов для создания пользовательских потоков, но в общем и целом необходимо выполнить следующие действия:

  • Определить и понять своего пользователя: необходимо понять потребности и мотивы пользователя, чтобы принять обоснованное решение о том, как привести пользователя в состояние потока при использовании продукта.
  • Создать набросок потока: запишите базовый поток в виде карты или диаграммы, описывающей три основных этапа: точку входа, шаги к завершению и конечное взаимодействие.
  • Определить элементы пользовательского потока: организуйте страницы, экраны и действия приложения в пользовательский поток.
  • Доработать план: пересмотрите план, сделайте шаги четкими и проверьте их логичность.

Шаг 3: создание пользовательских историй с помощью story mapping

На основе пользовательских потоков необходимо создать пользовательские истории. Пользовательские истории – это короткие, простые описания фич, рассказанные с точки зрения ваших пользователей и клиентов.

Визуальное отображение пользовательских историй позволяет разбить поток пользователей на части, чтобы ничего не упустить и обеспечить плавную работу. Составление story mapping помогает расставить приоритеты в бэклоге фич во время планирования продукта.

Как составить story mapping

  • Определить рамки потока
  • Построить основу истории
  • Определить и сгруппировать действия
  • Разбить большие задачи на подзадачи
  • Заполнить пробелы
  • Определите приоритеты задач и подзадач
  • "Нарезать" группы задач на итерации

Шаг 4: составьте список фич и определите их приоритетность

После того как вы разработали технологический процесс и историю пользователя, вы уже знаете все шаги, которые должны быть в приложении. Все фичи, которые должны быть добавлены на каждом этапе. Вот тут-то работа и становится сложной.

Так легко увлечься созданием идеального пользовательского интерфейса, что можно упустить из виду более функциональные и насущные фичи, а не просто придать приложению красивый внешний вид. Именно в этот момент необходимо определить приоритетность фич.

Шаг 5: разработка, тестирование, внедрение

Когда фичи MVP определены, можно приступать к разработке. Но очень важно, что эта разработка не сводится к одному шагу. Это начало цикла обратной связи, призванного помочь вам постоянно совершенствовать свой продукт.

Создавайте, измеряйте, учитесь. После разработки продукта протестируйте его, соберите отзывы, затем внедрите полученные знания в свою работу. Затем снова тестируйте.

  • Наращивание пользовательской базы. Находите новых пользователей, чтобы у вас было много данных для анализа. Выпустите бета-версию своего приложения и дайте возможность энтузиастам технологии и ранним последователям опробовать ваш продукт. Очень важно иметь достаточно отзывов о прототипе, как хороших, так и плохих, чтобы доработать то, что нравится пользователям, и устранить или улучшить фичи, вызывающие проблемы.
  • Сбор данных об опыте использования. Смысл MVP заключается в том, чтобы быть жизнеспособным и приносить доход в какой-то момент в будущем. С помощью таких инструментов аналитики, как Mixpanel, Intercom или Amplitude, можно собрать данные об использовании и начать отслеживать все важные показатели. Начните рассчитывать коммерческие показатели, чтобы понять, сколько люди готовы платить за ваш продукт, достаточно ли установленной цены для получения прибыли.
  • Обращайтесь за обратной связью к пользователям и спрашивайте их об их опыте работы с продуктом. Сделайте так, чтобы им было легко связаться с вами. Соберите всю информацию о недостающих функциональных возможностях, ошибках и ненужных фичах.
  • Доработка продукта. Собранные пользователем данные могут стать сигналом для внесения новых улучшений. Вы всегда можете придумать различные способы интеграции этих отзывов на следующих этапах доработки продукта. Продолжайте многократные доработки, пока не достигнете готового продукта, за который клиенты с удовольствием заплатят.

Для чего используются примеры MVP?

Руководство по созданию MVP – минимально жизнеспособного продукта

В наши дни ситуация на рынке нестабильна, тенденции быстро меняются и исчезают. MVP тестирует ваш продукт с основной функциональностью и с меньшими рисками с точки зрения временных и бюджетных ресурсов.

Таким образом, преимущества использования примеров MVP заключаются в следующем:

  • Возможность проверить гипотезу продукта с минимальными ресурсами
  • Избежание больших неудач и расходов средств
  • Проверка реальных тенденций рынка
  • Сотрудничество и совместная работа с потенциальными пользователями при создании необходимого конечного продукта
  • Сокращение времени между выводом продукта на рынок и появлением первых последователей
  • Получение и расширение базы пользователей
  • Возможность раннего привлечения инвесторов
  • Возможность подачи заявки на краудфандинг (возможность собрать деньги на открытие или развитие бизнеса)
  • Постоянное обучение и повышение квалификации команды разработчиков продукта
  • Сокращение потенциально нерационального использования рабочего времени разработчиков

Примеры MVP в действии

Вы, возможно, удивитесь, узнав, что многие из самых успешных мировых брендов начинали с минимально жизнеспособных продуктов. Вот несколько таких историй:

1. Twitter

С ежедневно отправкой более 500 млн. твитов, трудно поверить, что Twitter начинался как внутренний сервис для платформы подкастов Odeo.

Первоначальная "фишка" Twitter заключалась в том, что он позволял группам людей обмениваться обновлениями с помощью SMS-сообщений, но эта идея быстро вышла из-под контроля, и сотрудники стали тратить сотни долларов на оплату счетов за сотовую связь!

Увидев столь неожиданную популярность, команда Twitter выпустила свой продукт на рынок (и заменила дорогостоящие SMS-сообщения на твиты!).

2. Uber

История Uber началась с проблемы – заказать такси в Сан-Франциско было очень сложно. В 2009 году Трэвис Каланик и Гарретт Кэмп решили переосмыслить рынок такси и соединить пассажиров и таксистов в одном приложении.

Они учли два факта:

  • люди хотят быстро и предсказуемо добраться из пункта А в пункт Б;
  • таксистам нужны клиенты, а искать их на улице сложно.

В минимальном жизнеспособном продукте было всего 3 лимузина и "убийственная" фича (killer feature): заказ в один клик с возможностью отслеживания местоположения водителя. Этого оказалось достаточно, чтобы привлечь первый раунд финансирования и развить идею до того, что сейчас можно скачать в App Store и Google Play.

3. Virgin Airlines

Virgin Airlines – одна из крупнейших британских авиакомпаний, работающих на международном уровне, созданная и принадлежащая Ричарду Брэнсону. Каким был минимальный жизнеспособный продукт для Virgin Airlines? Это был всего лишь один маршрут и один самолет, летающий между Гатвиком и Ньюарком.

4. Yahoo!

Что представлял собой MVP-продукт компании Yahoo? Компания Yahoo была представлена как MVP-сайт – одностраничный сайт, содержащий список ссылок на другие сайты. Этого объема функциональности было достаточно, чтобы удовлетворить пользователей и удержать первых последователей системы. Сегодня эта система является второй по популярности поисковой системой в мире.

5. Airbnb

Airbnb начиналась как MVP для консьержей. В 2017 году в Сан-Франциско проходила большая конференция по дизайну. Команда Airbnb решила предложить свое дешевое жилье во время этого мероприятия и разместила информацию на простом сайте.

За короткий промежуток времени 3 гостя заинтересовались оплатой этой минимально жизнеспособной услуги. Это подтвердило предположение рынка о том, что потенциальные клиенты будут готовы платить за проживание в чужом доме, а не в гостинице.

6. Facebook

В конце 2004 года Facebook был определением MVP в социальных сетях. У пользователей был простой профиль и прекрасная возможность общаться с друзьями по группе. Одной этой функции было достаточно, чтобы обеспечить потрясающий толчок и превратить небольшой проект в одну из крупнейших публичных технологических компаний в истории.

На этом все, надеемся, эта статья была для вас полезной! Расскажите, какой пример MVP удивил вас больше всего? И какой у вас опыт с созданием минимально жизнеспособного продукта?

А если вы хотите больше узнать о создании и продвижении продукта, то можете ознакомиться с онлайн-курсом "Продакт-менеджмент" для руководителей.

Хотите создать прототип продукта за 3 месяца или поработать над улучшением существующего продукта?

Тогда предлагаем вам ознакомиться с подробным онлайн-курсом по продакт-менеджменту по ссылке ниже.

22
Начать дискуссию