Дорога в новые горизонты. История создания платформы Compo

Истории — это всегда интересно. И у каждого продукта есть своя уникальная история, своя жизнь, которую проживает продукт и его команда. У Compo Soft тоже есть такая история, поучительная, местами тревожная, но с хорошим продолжением. Ее рассказали Максим Наумкин, директор по развитию, и Вячеслав Потёмкин, директор по продуктам Компо Софт, на конференции GP Day.

Это история, из которой вы узнаете:

  • как конвертировать 10 летний опыт в разработку нового продукта;
  • как всей компанией перейти с php на java не потеряв при этом людей;
  • как за один год сменить проекты с мелким и средним ритейлом на работу с крупнейшими торговыми компаниями;
  • как конкурировать с крупным ПО, в разработку которого вложены сотни миллионов.

10 лет спустя

Сейчас это платформа, которая состоит из 9 полноценных ИТ продуктов, каждый из которых может работать как самостоятельно, так и в рамках единой платформы. Каждый из этих продуктов имеет конкурентов в виде конкретных решений, как правило, это монстроподобная система с кучей функций (зачастую ненужных), поэтому мы выбрали менее тяжеловесный вариант.

Мы применили один из ключевых принципов канбана: начни с того, что есть и эволюционируй в процессе. В этом и заключается наш подход. Мы взяли от конкурентов все самое необходимое, то, что нужно всем для запуска MVP, а дальше развивали продукт силами клиентов. И с нашим подходом мы не прогадали!

Дорога в новые горизонты. История создания платформы Compo

Такой подход позволил совсем недавно заместить Sap Commerce в крупной производственной компании за 4 месяца. До этого Sap Commerce внедрялся там 1 год.

Но это все сейчас. Давайте вернемся в самое начало, лет на 10 назад и посмотрим, как все начиналось, и с чем нам пришлось столкнуться.

Дорога в новые горизонты. История создания платформы Compo

Назад в будущее

С 2011 по 2014 года мы специализировались на разработке недорогих интернет-магазинов на базе собственного решения.

Разработали свою CMS и делали в основном типовые, недорогие интернет-магазины на потоке в пределах 100 000 — 500 000 рублей. Сделали их штук 150. Также оказывали услуги комплексного продвижения — SEO и контекстная реклама.

Типовой клиент: небольшая торговая компания или частные предприниматели.

Но бизнеса из этого не получилось.

Опыт накоплен был приличный, но чтобы расти, нужно было выбрать из двух вариантов:

  • Сделать облачное недорогое решение и набрать 1000+ клиентов
  • Уходить в сегмент, где больше денег платят за индивидуальную разработку
Дорога в новые горизонты. История создания платформы Compo

Мы выбрали второй вариант.

Осознав, что нужно идти в более высокий ценовой сегмент, мы изучили смежные направления и поняли, что нужно идти в b2b сегмент оптовых продаж.

В тот момент спрос на b2b порталы был небольшой. Но мы посмотрели на западный рынок и поняли, что это целая ниша в России — сотни тысяч оптовых компаний, кому это рано или поздно может понадобиться.

С этого момента мы решили специализироваться на решениях для оптовых компаний. Переделали маркетинг под это направление, сфокусировались, и с 2014 года по 2021 внедрили более 200 b2b порталов. Каждая новая разработка приносила в платформу что-то новое, а также увеличивался наш опыт.

Дорога в новые горизонты. История создания платформы Compo

Типовой клиент: торговая компания, производители, у которых средний годовой оборот — 1-3 млрд. рублей.

● Средняя стоимость проекта: 1-3 млн. рублей

● Поддержка и доработки: минимально.

В то же время мы начали оказывать услуги по автоматизации процессов на базе 1С для наших клиентов

Через 4 года мы снова уперлись в потолок, поскольку сидели в комфортных и спокойных условиях.

Как только у вас все идет на потоке, надо делать какой-то следующий рывок!

В 2018 году к нам пришел крупный клиент — компания “Дочки-Сыночки”, с которой мы проработали 3 года. Им понравилась наша экспертиза и опыт. За 3 месяца мы сделали MVP PIM системы и далее в течение трех лет дорабатывали PIM и личный кабинет для работы с поставщиками.

Работа с ней была вызовом. Нам пришлось выйти из зоны комфорта, перестроить работу менеджмента и разработчиков. Это был наш первый проект, над которым работала выделенная команда.

В какой-то момент руководитель должен трезво оценить ситуацию и перестать считать, что мы самые крутые и сделаем все сами.

Поэтому к данному проекту был привлечен внешний консультант по крупному eСommerce Руслан Ишмаметов, у которого на тот момент был опыт запуска крупных проектов в METRO Cash&Carry, ТехноНиколь ТД, JTI и его опыт очень пригодился.

Дорога в новые горизонты. История создания платформы Compo

В результате работы с “Дочки-Сыночки” мы получили первый опыт работы с крупной компанией, относительно много денег, а главное получили экспертизу в новых для себя продуктах:

  • PIM система;
  • личные кабинеты для автоматизации работы с поставщиками;
  • B2B/B2C маркетплейсы.
Дорога в новые горизонты. История создания платформы Compo

В 2019 году мы уперлись в развитие нашего продукта на базе PHP

На тот момент у нас было запущено около 200 b2b порталов и было около 100 активных клиентов, 50 из которых хотели активно развиваться и нужны были постоянные доработки.

Большой опыт разработки этих решений, плюс опыт работы с крупным заказчиком выявил проблемы масштабирования нашей платформы.

Было множество интересных задач и вызовов для разработчиков, но все понимали, что мы уже не можем делать такие вещи на потоке. В то же время технически мы начали сталкиваться с различными ограничениями данного стека.

Для работы с крупными клиентами нужно было менять платформу и подход.

Каждый раз делая под нужды заказчика определенную бизнес логику, мы сталкивались с большим количеством необходимых доработок. Благодаря этому, получили экспертизу и поняли, что в основном нужно рынку, а что ему не нужно или требуется очень редко.

Все больше назревало решение о том, что рынку нужен более универсальный продукт, чтобы не приходилось глобально каждый раз дорабатывать свою платформу под каждый проект. Которая изначально была коробкой, как и у всех клиентов.

Поэтому все более очевидно становилось, что нужно переходить, во-первых, на новые технологии, которые позволят работать с большим количеством данных, которые более устойчивы и т. д.

А во-вторых, как-то в корне изменить подход к разработке самой системы, чтобы можно было быстрее поставлять новую функциональность под нужды каждого заказчика.

Таким образом, родилась концепция фреймворка нашей новой платформы.

Дорога в новые горизонты. История создания платформы Compo

Дорога в Enterprise

Собрались инженеры компании и решили делать новый продукт, точнее целую линейку продуктов на других технологиях, полностью с нуля, используя только свой накопленный опыт.

Выбрали стек: JAVA, Angular, PostgreSQL. Такой выбор был обусловлен западными стандартами для крупных проектов. А мы же хотели идти в Enterprise…

Мы сделали BFT, прикинули смету, получилось около 20 млн. рублей, по итогу чисто MVP вышло далеко за 30 млн. рублей. Тимлиды начали делать новую платформу вечерами и ночами. В результате примерно за полгода не сделали почти ничего.

Дорога в новые горизонты. История создания платформы Compo

В этот момент к нашей команде присоединился Вячеслав Потемкин, который долгое время проработал в индустрии разработки игр, затем работал в HH и запускал медицинский стартап в зрелой ИТ-компании. Он знал, как это делают профессионалы.

Вячеслав стал нашим визионером, он наблюдал за рынком и понимал, что этому рынку нужно. К нему в команду добавился технический директор, который знал, как это сделать на примере современных технологий. Также к ним добавился продакт с лучшими бест-практиками.

Дорога в новые горизонты. История создания платформы Compo

К этому всему добавилась наша накопленная внутренняя экспертиза работы в очень узкой нише. Мы сами были интегратором и понимали на практике с чем придется столкнуться.

На перекрёстке двух дорог

К нам пришли два крупных клиента, которые уперлись в развитие своего текущего решения, сделанного у наших конкурентов. Они долго мониторили рынок и поняли, что ничего серьезного и масштабируемого, так чтобы сделать и развивать — нет. Они поверили в наше будущее решение и согласились подождать примерно год и заплатить половину стоимости. Эти компании сыграли большую роль в развитии продукта, поскольку кроме денег внесли в него и свой опыт. Например, в рамках проекта с ними мы потратили более 1000 часов разработчиков и сделали поиск по их ТЗ. Этот поиск получился настолько качественным, что мы уже его внедрили несколько раз для других клиентов.

В итоге за 1.5 года мы сделали новую версию b2b платформы, а также несколько дополнительных модулей, который сейчас продаем как полноценные решения: PIM, DAM, MDM.

При разработке новых продуктов есть 2 варианта и у каждого есть плюсы и минусы.

Делать всё самим:

  • нужно быть готовым потратить десятки миллионов;
  • можно создать продукт, который не нужен рынку.

Делать с помощью клиента

  • не всегда клиент хочет то же, что запланировали мы;
  • нужно искать клиента, который поверит в ваше решение, пока его еще нет;
  • подписавшись под проект с клиентом, обратной дороги уже не будет и нужно будет сделать все в срок и нужного качества.

С PHP на JAVA без потерь

Один из серьезных челленджей при переходе на новую платформу была смена стека. Из всей команды никто кроме СТО не имел дела с Java. Это было очевидным фактором риска и узким местом.

Поэтому нашу слабость мы обратили в нашу силу!

Именно смена стека была мотивирующим фактором для команды разработчиков. Всем было интересно перейти на более серьезный стек и за счет этого в течение года вся команда из 15 разработчиков перешла на Java.

  • тимлиды перешли за 3 месяца
  • мидлы перешли за 3-12 месяцев

Именно наличие СТО, который смог выстроить эффективное обучение в команде привело к быстрому результату.

Дорога в новые горизонты. История создания платформы Compo

Таким образом мы сохранили команду, которой было интересно развиваться и побороли профессиональное выгорание.

Эта фишка сейчас является нашим УТП при поиске нового сотрудника!

Мы ищем php разработчика, рассказываем ему про обучение за счет компании и переход на java в течение года, многим это очень нравится.

План “B”

Есть ли смысл предлагать потенциальным клиентам два решения? Одно дорогое, другое подешевле? Практика показала — нет!

Звучит красиво, но в тот момент это все было не так радужно и быстро. Мы сделали плавный переход и в какой-то момент перестали продавать платформу на php.

  • 2021-2022 года у нас были переходными;
  • в 2021 году мы разрабатывали около 25 проектов на php и 3 проекта на java;
  • в 2022 году мы взяли 3 проекта на php и 10 на java;
  • в 2023 году 0 проектов на php и 15 на java.

Старых клиентов мы не бросили. В данный момент 3 php разработчика их поддерживают.

А что дальше?

Сейчас у нас 9 полноценных ИТ продуктов. До 2025 года этих продуктов будет около 20.

Идти в одиночку нам уже не интересно. Сейчас мы видим, что только совместными усилиями и знаниями можно делать хорошие и дорогие проекты.

Мы оказались перед окном возможностей из-за ухода западных компаний и мы готовы делиться этим огромным рынком и совместно развивать экспертизу.

Мы хотим течение 2-3 лет отойти от интеграционного бизнеса и сосредоточиться на улучшении текущих продуктов, разработке новых, в том числе выйти и в другие отрасли: промышленность, сельское хозяйство, телеком, финансы и т. д. Наша платформа это позволяет!

Если вы интегратор или компания, которая внедряет или разрабатывает свое решение для бизнеса информация о партнерстве вам будет полезна.

6969
1 комментарий

Здорово, что наши компании развиваются и с каждым годом становятся лишь лучше

1