{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Контраст как инструмент композиции

Контраст - мощнейшее выразительное средство как в 3D графике, так и в любых других видах цифрового или прикладного искусства. В большинстве случаев, когда речь идёт о контрасте, люди представляют себе либо одноимённый параметр настройки изображения, либо цветовой контраст белый/чёрный или красный/зелёный. Во втором случае это один из действительно важных видов контраста, раскрывающийся в такой науке как колористика. В случае с контрастом изображения всё намного проще и давайте не будем откладывать его в долгий ящик - сразу разберёмся как он работает.

Разница контраста изображения на примере работы Ангелины Сосниной

Перед вами 3 рендера: центральная картинка является оригиналом, тот что слева имеет -50 контраста в фотошопе, а тот что справа +50. С точки зрения алгоритма, контрастность изображения отвечает за разницу между белым и чёрным цветом в изображении. Вместе с этими цветами, данный параметр захватывает и все остальные цвета в композиции, увеличивая разницу между самыми светлыми и тёмными. Может показаться, что высокая контрастность однозначное благо, так как картинка становится глубже выразительнее, но всему есть предел. Когда в тенях образуются массивные тёмные пятна, за которыми сложно разобрать материал - это признак избыточного контраста, так же как и чрезвычайно яркие равномерные пятна любого другого цвета. Недостаток контраста изображения чуть менее заметен, но выглядит похожим образом, за исключением того, что пятна становятся серыми и нам так же становится тяжело понять форму объектов и структуру материалов.

Цветовой круг

В основе же ранее упомянутого понятия цветового контраста лежат правила колористики. В ней есть масса премудростей, но касательно контраста работает несколько ключевых приёмов, например, наиболее контрастными между собой являются два цвета, расположенные напротив друг друга. Например синий и оранжевый, красный и зелёный, желтый и фиолетовый. Зачастую один из этих цветов всегда является тёплым, а противоположный ему - холодным. Именно глубокая разница восприятия тёплых и холодных цветов позволяет нам добиться высокого контраста и выделить цветом ключевые элементы наших композиций.

Примеры работ с хорошим цветовым контрастом, авторы: Айхан Гусейнов, Александра Первушина и Валерия Кавчук

Однако, хорошие контрасты бывают и внутри групп холодных или тёплых цветов - главное, чтобы они были как можно дальше друг от друга на цветовом круге. Так же в рамках цветового контраста надо упомянуть тоновой контраст, который просто отвечает за яркость отдельных оттенков конкретного цвета. Даже в рамках одного цвета может быть контраст тона, выделяющий более светлые оттенки на фоне более тёмных и наоборот. Собрать интересные цветовые гаммы с высоким контрастом вам поможет наш любимый сервис adobe color - он всегда выручает наших учеников, которые не успели достаточно глубоко погрузиться в премудрости колористики.

Другой очевидный вид контраста - контраст формы. Круглое и квадратное, длинное и короткое, формы с острыми или наоборот скруглёнными углами - все они контрастируют на фоне друг друга. Однако самой контрастной и выразительной на фоне всех других является форма круга. Он обладает весьма редкой геометрией в нашей повседневной среде, где все объекты, создаваемые человеком, стремятся к прямоугольным формам - так проще организовывать пространства, а круг... он круглый... его крайне неудобно вписывать в наши прямоугольные города и интерьеры, где он часто становится центром всеобщего внимания.

Примеры контраста форм от авторов: Ksenia Androsova, Svetlana Tokmakova, Айхан Гусейнов

Следующим видом контраста является контраст масштаба или размерный контраст. Тут всё довольно очевидно - в окружении больших объектов, любой маленький объект будет привлекать к себе максимум внимания и наоборот. Тут же стоит поговорить о контрасте между массивными и ажурными объектами. Вполне возможна ситуация, когда у нас есть объект, не обладающий массой, выполненный из стекла или чего-то невесомого, вроде тонкой ветки/проволоки. В противовес существуют массивные и монолитные объекты, способные усилить контраст масштаба, оказавшись в окружении лёгких и изящных элементов композиции.

Пример хорошего контраста масштабов от Ксении Волковой

Одним из важнейших инструментов визуализатора являются материалы, и очевидно, среди них тоже могут существовать контрасты. Например, глянцевые, стеклянные или даже зеркальные материалы сильно выделяются на фоне древесины грубой обработки или натурального камня. Натуральные материалы контрастируют с искусственными, мягкие и тёплые поверхности мебели выделяются рядом с твёрдыми и холодными конструктивными элементами интерьера. Так же важно какой графический рисунок создаёт текстура, но тут больше аналогий с предыдущим видом контраста, когда монолитный объект с материалом без рисунка выделяется на фоне интерьера, где всё "в клеточку"

Пример контраста материалов, автор: Vanya Sotnikov

Пугает количество выразительных средств среди контрастов? А представьте какой простор для творчества формирует их комбинирование в рамках одной работы! Попробовать свои силы, и создать свой шедевр композиции вы можете на нашем бесплатном марафоне, где вы познакомитесь с 3D визуализацией под опекой опытного куратора:
Место для ссылки

Впереди у нас другой не менее важный инструмент визуализатора и любого другого творца от фотографа до художника - свет. Не зря рабочие файлы в 3Dmax называются сценами, так как у них есть кое что общее с театром. Главным атрибутом хорошей визуализации является хорошая композиция. Хорошая композиция в свою очередь выделяется наличием главного объекта, главного героя кадра. В театре, где тоже есть сцена, существует такая профессия как светорежиссер. В его обязанности входит, очевидно, работа со светом, который помогает сфокусировать внимания зрителя на главных деталях представления. Знаете, хороший визуализатор и сам в какой-то степени светорежиссер - с помощью света и тени можно создать невероятный контраст, фокусирующий всё внимание зрителя на центре композиции.

Серия работ с потрясающим контрастом освещения от Алексея Ава 

Существует так же целый ряд более глубоких и сложных для понимания контрастов, которые одновременно являются комбинациями вышеупомянутых видов контраста и в то же время нет. Местами эти контрасты могут быть даже трансцендентными, неосязаемыми, но вносящими свой вклад в выразительность ваших композиций. Это могут быть контрасты живого и неживого, тёплого и холодного (тут может быть и свет, и цвет, и материал), старого и современного, могут быть даже контрасты стилей, но... применение элементов разного стиля нарушает стилевое единство композиции и надо быть крайне аккуратным при использовании такого тонкого инструмента. В наших курсах есть всё необходимое, чтобы вы могли постичь все грани композиционного мастерства и стать профессиональным визуализатором, даже если ваш путь начнётся с самого нуля:

Будем рады услышать ваши комментарии и дополнения по теме контрастов. Возможно в вашей практике были случаи, когда приходилось использовать совершенно нестандартный подход для придания выразительности вашей композиции. Делитесь своими наблюдениями и не стесняйтесь задавать любые интересующие вас вопросы.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда