Микроменеджмент. Проверенный способ затормозить компанию

Микроменеджмент. Проверенный способ затормозить компанию

Некоторые руководители считают, что контролировать каждый шаг сотрудников — единственный способ добиться результата. Их можно понять: когда все ниточки в твоих руках, ты в курсе происходящего и можешь вовремя скорректировать действия команды. Но есть и обратная сторона медали. Давайте разбираться, что не так с микроменеджментом.

Что такое микроменеджмент и почему руководитель не должен им заниматься?

Микроменеджмент — это когда руководитель:

  • по нескольку раз в день проверяет, чем занят каждый сотрудник;
  • самостоятельно принимает решения даже в мелких вопросах;
  • требует много отчетов с подробным описанием каждого шага работы.

«Руководитель-микроменеджер» тратит большую часть дня на контроль, внезапные проверки и переделывания работы. Ему кажется, что он занят очень важными делами. Но на самом деле он делает чужую работу и не делает свою.

Чем на самом деле должен заниматься управленец? Все зависит от уровня руководителя, но если обобщить, то:

  • Стратегическим планированием, целеполаганием.
  • Управлением сотрудниками (найм, обучение, адаптация, мотивация).
  • Организацией их работы.
  • Контролем результатов.
  • Распределением ресурсов.

Каждая из этих задач напрямую влияет на рост и развитие компании, а значит, и увеличение прибыли. И пока руководитель занимается микроменеджментом, он тормозит движение к цели.

Причины микроменеджмента

Есть несколько основных причин:

  • Перфекционизм. Руководителем движет желание сделать все идеально, того же он требует от сотрудников.
  • Страх за результат. Руководитель не доверяет сотрудникам, опасается ошибок, которые отразятся на его репутации.
  • Нехватка управленческих навыков, в частности, делегирования. Управленец просто не знает, как правильно делегировать задачи.
  • В компании не распределены зоны ответственности. Из-за этого руководителю приходится брать все в свои руки.

Почему микроменеджмент — это плохо

Тотальный контроль:

  • Убивает инициативу. Когда каждый шаг под контролем, сотрудники перестают думать сами. И дело тут не в лени и не злом умысле, просто зачем напрягаться, если придет начальник и все переиначит?
  • Тормозит рабочий процесс. Вместо того чтобы двигаться дальше команда согласовывает решения и пишет детализированные отчеты.
  • Создает стресс. Постоянное давление и «надзор» демотивирует сотрудников и вгоняет в состояние стресса.
  • Увеличивает нагрузку на руководителя. Время и энергия руководителя расходуются на мелочи, он устает, выгорает и не может сфокусироваться на стратегически важных задачах.

В чем польза?

Микроменеджмент может быть полезным, если использовать его правильно и ограниченно по времени. Например, когда вы обучаете нового сотрудника, руководите проектом с высокими рисками или управляете сотрудниками с низкой производительностью.

Здесь речь, скорее, про специфические обстоятельства, а вот как стиль управления микроменеджмент не применяйте.

Как уйти от микроменеджмента?

  • Делегируйте задачи. Дайте сотрудникам возможность принимать решения самостоятельно (в рамках своих полномочий) и нести ответственность за них.
  • Фокусируйтесь на результатах. Вместо контроля каждого шага оценивайте результаты.
  • Поддерживайте открытое общение. Обсуждайте проблемы и успехи команды, но не вмешивайтесь в каждую мелочь.
  • Развивайте сотрудников. Инвестируйте в обучение и развитие команды, чтобы они могли работать самостоятельно.
  • Автоматизируйте и стандартизируйте рутинные задачи, чтобы не было необходимости вмешиваться.
  • Займитесь стратегическими задачами. Направьте свои усилия на разработку и реализацию стратегии, постановку долгосрочных целей и развитие бизнеса.

Итоги

Микроменеджмент — это проверенный способ затормозить всю компанию. Вместо того чтобы контролировать каждую мелочь, сфокусируйтесь на результатах и стратегически важных задачах. Так вы не только принесете пользу компании, но и будете взращивать сильных специалистов.

Начать дискуссию