«Третий сектор» в контексте 2023

Социология делит гражданское общество на три группы - первые две известны всем, это государство и частный бизнес, а вот третья из них у людей скорее всего может вызвать вопрос. Что же такое этот загадочный «третий сектор»?

Понятие «третий сектор» возникло не так давно: по сути это те организации, которые составляют гражданское общество – различные сообщества, группы, объединения: от небольших клубов «по интересам» до глобальных международных фондов. Роль «третьего сектора» на самом деле очень важна для общества, его основная задача – решать различные насущные проблемы. Такие организации являются «склейкой» между государством, бизнесом и обществом, они помогают выделить и подсветить те актуальные вопросы, на которые еще не успело обратить внимание сообщество первых двух секторов.

Чаще всего под «третьим сектором» подразумевают те некоммерческие организации, которые акцентируются на помощи различным группам: больным детям или взрослым, инвалидам, животным и прочим нуждающимся. В России такого рода организации существовали буквально всегда: еще в царские времена действовали богадельни, дома призрения, где помогали самым бедным слоям населения. Стоит вспомнить и знаменитый период меценатства купцов, которые бесплатно обучали детей крестьян и покровительствовали искусству. Если задуматься, с тех пор суть изменилось не так сильно, зато сфера стала гораздо прозрачнее и понятнее.

Катерина Круглова, исполнительный директор благотворительного фонда «Память поколений»: «Открытость фондов очень важна – она помогает повысить доверие к третьему сектору в целом. Один из главных инструментов для этого – финансовые отчеты, которые фонды выкладывают на своих сайтах или в соцсетях, чтобы было понятно, куда направляются собранные пожертвования. Но если перед своими сторонниками фонды "отчитываются" по собственной инициативе, то перед государством – уже на законодательном уровне. На портале Министерства юстиции РФ по реквизитам или названию фонда можно проверить, зарегистрирован ли фонд официально, внесен ли в Единый государственный реестр юридических лиц. Если да, это значит, что НКО ежегодно отчитывается о своей деятельности Министерству юстиции РФ».

За последние пару десятилетий основным трендом в области благотворительности стала профессионализация. Повышение прозрачности бизнеса привело к тому, что крупные, да и частные, жертвователи сформировали запрос на раскрытие информации о том, как расходуются средства, по какому принципу распределяется адресная помощь. Возрос и контроль со стороны государства – фонды прошли период легитимизации. НКО или некоммерческие организации из «любительских» превратились в четкие структуры, где каждый отвечает за свой фронт работ. Этот этап поставил благотворительность на новую ступень развития, позволил повысить уровень доверия к деятельности НКО на всех уровнях общества и позволил фондам на равных встраиваться в различные государственные и корпоративные кампании. Со стороны первых двух секторов тоже стал расти интерес к деятельности НКО. Безусловно возросла роль государственного участия – появились программы грантов, льгот и информационной поддержки. Корпоративный сектор стал обрастать собственными НКО или плотно сотрудничать с уже существующими фондами.

«По сути фонды прошли путь от объявлений в газете к полноценным бизнес-организациям, которые научились считать деньги. Это может показаться странным, для многих благотворительность — это по-прежнему условная “шапка” для сбора денег. Но по сути это совершенно новый этап, позволяющий значительно повысить качество и скорость оказания помощи. Например, наш фонд “Память поколений” уже 8 лет оказывает медицинскую помощь ветеранам различных боевых действий. За это время медпомощь от фонда получили более 18 000 ветеранов. Конечно, мы не смогли бы добиться такого впечатляющего результата, если бы не создали работающую систему внутри фонда: от алгоритмов по работе с благополучателями до мотивационной программы для волонтеров. У нас всё как в бизнесе: чем эффективнее выстроены все процессы, тем выше прибыль. Только в нашем случае речь не о прибыли, а о количестве людей, которым мы сможем помочь»,– комментирует Катерина Круглова, исполнительный директор благотворительного фонда «Память поколений».

Однако, последние несколько лет изменили вектор развития фандрайзинга в России. Санкционное давление, уход части крупных партнеров с российского рынка, сложности с банковскими переводами, уход части коммуникационных каналов с рынка – всё это привело к снижению объема пожертвований. В итоге рост, который наблюдался в предыдущие годы, приостановился и настал этап стагнации. В текущих условиях, за счет «выпадения» сектора крупного бизнеса, на первые роли выходит «первый» сектор и частные лица. В свете таких изменений, фондам тоже необходимо искать новые пути: больше взаимодействовать с другими секторами, искать точки соприкосновения и продвигать собственную повестку, а также усилить работу с частными жертвователями. Надо отметить, что, несмотря ни на что, согласно отчетам, общая сумма пожертвований в прошлом году не снизилась в сравнении с 2021 годом. Можно предполагать, что на такое положение вещей оказал влияние как раз тот путь, который проходила благотворительная сфера в предыдущие периоды: общество настолько привыкло к этой инициативе, что даже во время перемен, привычка помогать осталась – поэтому фонды, проведя некоторую дифференциацию и настройку своей деятельности, по-прежнему будут помогать тем, кто в этом нуждается.

Начать дискуссию