Анализ информационных систем для автоматизации работы управляющих компаний

По нашей оценке, сегодня на рынке представлено 34 компании, которые занимаются разработкой комплексных информационных облачных систем для автоматизации работы управляющих компаний.

Информационная система для автоматизации работы управляющих компаний — программный продукт, позволяющий в той или иной степени автоматизировать устоявшиеся бизнес-процессы управляющих компаний, начиная от паспортизации объектов и взаимодействия с резидентами, заканчивая автоматизацией работ по диспетчеризации инженерных систем здания.

Управляющая компания, которая использует комплексные системы автоматизации собственных бизнес-процессов, в том числе процессов, связанных с управлением инженерными системами здания, называется цифровой.

В функциональной архитектуре цифровых решений для управления и эксплуатации МКД цифровая управляющая компания является одним из четырех ключевых элементов.

Анализ информационных систем для автоматизации работы управляющих компаний

Такая управляющая компания — мозговой центр цифрового МКД. Именно она поддерживает работу всех инженерных систем здания и обеспечивает комфорт и безопасность проживания резидентов.

Цифровой многоквартирный дом не может функционировать без цифровой управляющей компании.

По данным портала Реформа ЖКХ в нашей стране деятельность по управлению и эксплуатации МКД ведут почти 50 тысяч управляющих компаний, ТСЖ и ТСН, в портфеле которых в общей сложности 710 тысяч многоквартирных домов или 2,5 млрд квадратных метров жилья.

Опираясь на информацию на сайтах поставщиков решений о количестве клиентов, подключенных к системе, можно предположить, что информационные системы для УК используют около 5 тысяч управляющих компаний по всей стране.

Анализ информационных систем для автоматизации работы управляющих компаний

Итак, вернемся к анализу: в фокус нашего внимания попали 34 компании, предоставляющие свои продукты по модели SaaS (Software as a Service). Далее будем называть их просто — платформа УК.

Функционал платформ УК мы оценивали по 50 параметрам. Эти параметры — самые распространённые функции, которые предлагают разработчики своим клиентам.

Их мы разбили на 14 основных групп:

1) Паспортизация объектов

2) CRM-система

3) Бухгалтерия

4) Биллинг

5) Платежный модуль

6) Юридическое сопровождение

7) Управление персоналом

8) ERP-система

9) Электронный документооборот

10) Планово-предупредительные работы

11) Маркетплейс

12) Работа с пропусками

13) Интеграция с IoT платформой

14) Приложение для собственника (резидента)

Если оценить, сколько процентов из всех параметров покрывает тот или иной продукт, а потом составить рейтинг, то получится следующая картина:

Мы периодически проводим мониторинг рынка по всем направлениям, и некоторые продукты со временем перестают поддерживаться, а компании существовать. На этой диаграмме они отмечены серым.
Мы периодически проводим мониторинг рынка по всем направлениям, и некоторые продукты со временем перестают поддерживаться, а компании существовать. На этой диаграмме они отмечены серым.

На диаграмме ниже отображена степень реализации групп функций всеми поставщиками решений (количество функций по каждой из платформ).

Видно, что наиболее проработаны инструменты, связанные со сбором платежей через мобильное приложение или личный web-кабинет пользователя. Это может объясняться тем, что для УК важно увеличить собираемость платежей, а по статистике удобство оплаты и уведомления о задолженностях снижают дебиторскую задолженность, поэтому, в первую очередь, они обращают внимание именно на этот функционал и рассматривают решения, которые его предлагают. Некий функциональный must have.

Анализ информационных систем для автоматизации работы управляющих компаний

Также видно, что количество решений, которые связаны с автоматизацией специфических процессов работы УК: бухгалтерия, ERP-система, ППР, юридическое сопровождение и так далее, гораздо меньше. Специфичность этих процессов подразумевает сложность реализации, связанную с тонкостями эксплуатации МКД, поэтому многие разработчики из-за отсутствия должной компетенции пока не берутся за эти процессы.

Но здесь есть и обратная сторона. Концентрация некоторых разработчиков на внедрении функционала, связанного с внутренним бухгалтерским учетом или работой с кадровым составом — скользкий путь, так как на рынке уже существуют продукты, удовлетворяющие все потребности заказчиков. Здесь лучшее решение — предусмотреть качественную и легкую интеграцию с популярным ПО, которое широко используется в работе управляющих компаний и отказ от которого, вероятно, будет невозможен или крайне проблематичен.

По нашим наблюдениям, набирает популярность функционал по работе с пропусками. Интересная функция в этом разделе — санкции для неплательщиков, когда резиденту с задолженностью ограничивают возможность удобного использования системы пропусков. Сейчас она набирает обороты и встречается все чаще.

Высокая конкуренция в сегменте проведения платежей, а также популяризация IoT-систем в целом, будут подталкивать разработчиков внедрять новые решения в свои системы, которые будут нацелены на автоматизацию специфических бизнес-процессов УК путем разработки с нуля или проработки качественной и легкой интеграции, создание диспетчерской для работы с инженерными системами здания с помощью IoT-платформы, а также на усиление связи бизнес-процессов УК с пользовательскими сценариями резидентов через совершенствование мобильных приложений.

По нашим прогнозам, все меньшей популярностью будут пользоваться монопродукты, которые заточены под автоматизацию отдельных процессов, имеющие ограничения по интеграции. Например, платежные модули не будут интересны без биллинга, а биллинг перестанет быть востребован, если он не предусматривает автоматическое получение данных от приборов учета.

Тенденция, которую мы наблюдаем показывает, что количество новых решений не будет увеличиваться в ближайшее время. Скорее, будет происходить интеграция полярных решений. Например, если одна из компаний долгое время разрабатывала систему мониторинга зданий и диспетчеризации, а другая CRM-систему, то их симбиоз будет куда выгоднее обоим компаниям, чем разработка нового функционала.

Дисклеймер:

Сравнение решений проходило по перечню функционала, определенного Лабораторией цифровизации жилья, как наиболее востребованного.

Информация собиралась на основе открытых данных. При отсутствии информации о наличии функции в открытых источниках, функция считалась отсутствующей.

11
5 комментариев

Я поддерживаю вывод из статьи, что во все обозначенные сферы вряд ли сервисы пойдут - главное наличие интеграций. Это все равно, что пихать в легковой автомобиль микроволновку, холодильник и принтер... — штуки то полезные...

На самом деле для УК важно не складывать все в одну корзину и иметь возможность выбора. Я бы не хотел быть привязан к биллингу или бухгалтерии только потому, что у меня контакт-центр сидит на каком-то определенном решении. Тут важна гибкость...

По самому рейтингу есть вопросы к методике - брать информацию только из открытых источников - весьма поверхностный подход.
Когда мы анализировали сервисы для своей УК - мы в обязательном порядке обращались за презентацией возможностей сервиса к разработчикам. Часто сталкивались с тем, что то, что заявлено на сайте, на самом деле "еще в разработке". Некоторые лидеры очень сильно уступали тем сервисам, которые у вас далеко позади.

Возможно стоит сделать следующий рейтинг именно в таком ключе — через тестирование, иначе пользы практической от рейтинга нет.

В частности сервис, который выбрали мы на основе практического опыта тестирования нескольких систем, не попал даже в десятку, хотя имеет следующих набор функций (см. картинку). Про биллинг сказал выше - я не хочу его и црм смешивать — нужно иметь возможность любую из составляющих сменить при необходимости.

4
Ответить

Андрей, спасибо, очень полезный комментарий!

Правда, наш обзор получился достаточно поверхностным, мы тоже знаем об этом недостатке. Но тем не менее, мы считаем его полезным для рынка — как минимум, некоторые компании будут внимательнее относиться к наполнению своего сайта :)

Разработанные нами критерии оценки перейдут компании ЕРЗ.РФ, и уже совместно с профессиональным сообществом мы расширим и отточим их, а после проведем оценку сервисов, узнавая о функциях напрямую у разработчиков.

1
Ответить

CRM системы да, довольно востребованы. Сами пользуемся такой от аспро

1
Ответить

Спасибо. Статья полезная.
Но я не увидел решения на платформе 1С ( 1С-Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК + Моб. прилож. для резидента+ Сайт и много модулей) для комплексного решения многих задач и упрощения бизнес процессов.
Также и другие решения (БИТ ЖКХ, Формула ЖКХ и тд)

1
Ответить

а мобильное приложение от 1С или кого-то порекомендовать можете?

Ответить