{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Топ 8 трендов комьюнити-менеджменте в 2024-м

Примечание: такие тренды всегда субъективны, они ни к чему не обязывают и могут не совпадать с вашими представлениями о том, куда мы катимся. Но стоит понимать, что составлены они опытными специалистами с большим и практическим и методологическим опытом.

Актуально для русскоязычного сегмента сообществ.

Сообществами в разрезе комьюнити-менеджмента (управления сообществами) считаются любые группы по интересам, в которых имеются или формируются устойчивые связи — аудитория канала, например, сообществом сама по себе не является, а вот волонтерское движение, профсоюз, равно как и гильдия в онлайн-игре — да. О том, что такое сообщества, мы обязательно ещё напишем.

Подборка трендов собрана на основе публикаций членов Ассоциации Русскоязычным Комьюнити-менеджеров (АРКМ):

  • Федор Скуратов, соучредитель и президент АРКМ, CEO Combot. org (пост в тг);
  • Евгений Резницкий, соучредитель АРКМ (пост в тг);
  • Илья Пономарёв, соучредитель АРКМ, комьюнити-менеджер в Reaction Games (пост в тг);
  • Ася Репрева, соучредитель АРКМ (пост в тг);
  • Александр Март, соучредитель АРКМ (пост в тг).

Тренды:

Платные и закрытые клубы

Думаю, попытки монетизировать участников будут предприниматься всё большим числом сообществ, особенно на фоне того, что индустрия взрослеет. Раза в два рынок платных сообществ еще вырастет и, думаю, далеко не только за счет «бизнес-клубов»

Фёдор

Они никуда не уходили много лет, никуда не уйдут и в следующем году. А потребность в сегрегации себя в рамках сообществ только растёт. Тут просто классическое достижение критической массы коммуникаций, когда возникает необходимость в дроблении на более мелкие. Платные или закрытые клубы совмещают в себе и все свои плюшки (привет элитарности) и позволяют тебе «оставаться в ресурсе» (мне плевать, мне нравится это словосочетание) и не выпадать из сообщества.

Александр

Из-за различных событий за последние пару лет могут организовываться больше закрытых сообществ, основанных на идеях, религии и культуре. Даже внутри одного большого сообщества. Поэтому возрастет ценность знаний о различных группах и культурах для индивидуальной работы с каждым объединением.

Илья

Формализация и стандартизация комьюнити-менеджмента

Это не значит, что станет скучнее, работа с людьми никогда не сводится исключительно к табличкам, схемам и готовым решениям. Но проф. сфера на том этапе развития, на котором находимся мы с вами, практически неизбежно начинает выстраивать более явные границы между КМ и «курьерами с функцией SMM, а ещё надо уметь танцевать».

Мы в РКМ, кстати, планируем довольно много в этом направлении делать.

Евгений

Клубы? Сообщества. Аудитории? Сообщества. Слово сообщество уже в моде и никуда не денется в следующем году. Проблема в том, что оно слишком многогранно и его восприятие пляшет от человека к человеку. Тут уж на помощь придется обращаться к тем, кто занимается методологией.

Александр

Новые инструменты для работы, в том числе и “ИИ”

Да, разумеется, ИИ будет внедряться много куда. Пока мы, конечно, наблюдаем сетки ботов, которые приходят в сообщества с назойливой рекламой, 24-й усугубит проблему. Но постепенно ситуация будет меняться. Надо сказать, пока это всё еще не очень оправдано экономически — потенциальная польза от ИИ в сообществах (для управления) стоит недешево, а большая часть комьюнити ничего не зарабатывает.

Фёдор

Искусственный интеллект — прекрасный инструмент для работы с сообществом, и уверен, что в следующем году мы сможем прикрутить его для выполнения еще больших задач. Заметил, что для большинства км-ов в России ИИ все-еще загадка, и с появлением новых инструментов и практик мы будем использовать ИИ чаще.

Илья

До настоящего времени, с точки зрения применяемого инструментария и моделей описания, мы ехали на том, что было придумано до нас в США. Я знаю, потому что чуть не половину того, чем сейчас оперируют специалисты, вроде Комьюнити Канваса, Пути Участника и пр. я притащил на рынок просто лично.

В 23 году ситуация начала сдвигаться, в 24 и далее мы будем наблюдать рост числа инструментов, которые создаются с нуля русскоязычными специалистами. Не всё из этого приживется, но что-то останется с нами надолго.

Евгений

Волонтёрские организации

Я вижу всё больше волонтерских инициатив «снизу», от самого сообщества, а не от руководства. Больше людей выступают с идеями и стараются найти сообщников для воплощения. Поэтому взаимодействие с волонтерами в следующем году должно вырасти.

Илья

Особенно большой роль всяких обществ и сообществ в этой связи будет после окончания боевых действий, если, конечно, не будет нового витка. Массовая демобилизация будет вносить сильные коррективы, но, возможно, это всё и не на 24 год придётся. Интегрировать всю эту кучу людей с весьма сложным опытом (я не только про непосредственных участников СВО, но и про тех, кто вокруг этого работает, в том числе волонтерствует) в мирную жизнь придётся всем нам, по-своему.

Фёдор

Рост образовательных проектов

Очевидный рост спроса на профессионалов на рынке ведет к тому, что количество разных образовательных программ будет расти. Я уже вижу интерес к теме со стороны нескольких больших игроков образовательного рынка, включая классические ВУЗы.

Евгений

Конец демократии

Голосовать и решать смогут те, кто внесли значительный (и оцененный участниками) вклад в комьюнити. Демократия с правом голоса у каждого становится не так эффективна, когда речь идет о 100 и более участников, которые собрались на основе всего-лишь нескольких интересов, а их ценности/уровень интеллекта/майндсет — никто не проверял.

Те, кто контрибьютят больше других и доказывают свою эффективность — не захотят, чтобы масса (специально употребляю это не самое приятное слово) решала только потому что их больше или они есть.

Да, мы все не равны.

Ася

Чем чаще, безапелляционнее и агрессивней действуют токсики и нытики, тем меньше желания с ним работать. Вообще мы уже лет пять уходим от «пользователь всегда прав", который является калькой с "клиент всегда прав». Не надо работать со всеми. Ресурсы, потраченные на отработку негатива могут не окупиться в сравнении с ориентированием на лояльных пользователей. По токсикам будут бить, токсиков будут притеснять и гораздо меньше с ними сюсюкаться.

Александр

Внешняя регуляция и формироване ассоциаций и профессиональных объединений

Да, после инфобиза и блогеров придут и к нам. Готовимся, консолидируемся, налаживаем общение с государством. Анализировать нас будут уже после выборов в марте 2024, приходить начнут к осени.

Будет очень, очень много попыток (в том числе успешных) объединяться по профессиональному признаку. Старая генерация отраслевых союзов (от РСПП до Опоры) сдаёт позиции, т. к. новые лидеры хотят делать своё. В 23 появились Ассоциации специалистов по сообществами (Ассоциация РКМ) , блогеров и агентств (АБА) , даже инфобиз создал себе отраслевой союз (правда, оценки смешанные) .

Фёдор

Неформальный, но организованный офлайн

После ковида и открытия мира онлайн посиделок произошел бум офлайн встреч. Они становились 300% ценней для участников, так как мы потеряли то чувство близости в реальности. В будущем году думаю, что мы найдем баланс между реальностью и онлайном, от чего сильно проиграют только офлайн сообщества, но выиграют распределенные объединения. Сейчас мы уже на пороге этого баланса, находим удобные онлайн и офлайн форматы. Главное — не держаться за формат как за единую истину. Экспериментируйте!

Илья

Офлайн-общение — новая роскошь не только после постоянно запоминаемого ковида, но теперь и всегда. Поэтому у сообществ будет ценится постоянная локация (дом сообщества), как точка его сборки или даже дома в разных локациях (в зависимости от размера сообщества).

Суть событий в развиртуализации и глубоком продолжительном не поверхностном общении, которые помогут участникам стать ближе и тем самым отличаться от массы других социальных кругов. Это может быть двухдневная стратсессия, форум, тантра, регата на яхте, треккинг в горы.

Основная мысль в том, что это не профильное событие сообщества, а наоборот отдаленное от основных интересов и построено на любопытстве к новому опыту.

Ася

Такие вот тренды. Надеюсь, вас это на что-нибудь вдохновит. Если в комментариях будут запросы, можно сделать отдельный разбор трендов того, куда движется комьюнити VC. ru, тем более, что прогнозы неоднозначные.

0
2 комментария
Asya Repreva

Мы молодцы))) Классная заметка вышла

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Сталь

Спасибо за статью! В том году тоже писала про тренды, что-то сбылось, что-то продолжает трендиться =)

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда