Как похоронить свою франшизу

Или почему Ваша франшиза не будет продаваться

Франчайзинг - это очень универсальный инструмент масштабирования, позволяющий развивать бренд путем привлечения партнеров-предпринимателей. Каждый год в России создаются сотни новых франшиз, из которых лишь 10% (по оптимистическим оценкам) превращается в полноценную федеральную сеть, еще меньше выходит на международные рынки. С чем это связано?

Разберем в данной статье

ТОП-5 Ошибок

Вообще каждый кейс сам по себе уникален, если мы говорим про компании, которые “стрельнули” и которые нет. Но тем не менее, есть несколько основных ошибок, которые встречаются наиболее часто, среди тех, у кого построить франчайзинговую сеть не удалось

  • Слабая проработка концепции франшизы

Первый шаг, который необходимо сделать при создании франшизы - это разработка концепции франшизы: а что вообще покупает партнер-франчайзи, какой бизнес он откроет, какая бизнес-модель, фин-модель, кто и что должен делать на тех или иных этапах, КАКОЙ вообще портрет партнера-франчайзи. Если на этом шаге допущены ошибки, то либо франшиза не будет продаваться (неконкурентное предложение, непонятный бизнес), либо партнеры, которые открываются по франшизе, будут терпеть фиаско. Неуспешные первые партнеры это то, что может зарубить развитие сети на самом старте

  • Неадаптивная бизнес-модель

Что под этим подразумевается. Каждые регион России (и не только) имеет определенные различия рынка. Модель может идеально работать в крупных городах, но в городах с небольшим населением её (модель) необходимо дорабатывать и наоборот. Могут отличаться нюансы в продвижении конечного продукта, продажах, в сервисе, которыми необходимо дополнять бизнес-модель.

Да, на старте мало кто из предпринимателей может сразу создать универсальную и идеальную бизнес-модель, которая учитывает нюансы различных рынков, но если владелец франшизы не будет этим заниматься - он обрекает свою сеть на неминуемую гибель.

  • Модель сотрудничества с партнерами “отдел поддержки по всем жизненным вопросам”

Что тут подразумевается. Очень часто начинающие франчайзеры (владельцы-основатели франшизы) допускают эту ошибку при работе со своими партнерами - отношения выстроены по модели, что партнер - это клиент, а клиент - всегда прав. Если посмотреть со стороны, то получается такая картина, что партнеры - это бояре, которые ничего не хотят делать, а только требуют, а франчайзер со своей командой - это прислуга.

При такой модели взаимоотношений, Ваши партнеры никогда не будут чувствовать себя “причиной”, соответственно, не будут брать ответственность за СВОЙ результат. Важно не забывать, что франшиза - это как костыль или экзо скелет, который помогает быстро бегать, но никак не кнопка “бабло”. Человек открывает СВОЙ бизнес, где сколько его не консультируй и не помогай - ОН управляет своим бизнесом и ОН одно из ключевых звеньев в нем.

Чем грозят для Вас такие взаимоотношения - перегружен отдел сопровождения, падает качество, партнеры не добиваются результатов, они не растут. Вы получаете негативные отзывы и посредственные результаты сети

  • Слабый или отсутствующий контроль за партнерами.

Вы, как франчайзер, первый человек в компании, который больше всего заинтересован в росте результатов своих партнеров. И эту область крайне важно контролировать и развивать, так как от этого зависит Ваш прямой доход и судьба бренда.

Компании, у которых нет отдела контроля качества, следящего насколько качественен конечный продукт партнеров, которые не следят за NPS (индекс лояльности клиентов), которые не делают фокус на обучении партнеров, сначала сталкиваются с негативом от клиентов, потом от партнеров, потом начинают сложности с привлечением новых франчайзи.

  • Продажа франшизы всем подряд

В целом это не очень экологичный подход, когда Вы склоняете человека открыть бизнес, с которым он маловероятно справится. Но когда это вкупе с предыдущим пунктом, когда нет контроля, поддержки и обучения, построить сеть практически невозможно.

На старте развития франшизы особенно важно привлекать максимально целевых партнеров, которые точно справятся. По мере роста сети, Вашей базы знаний, Ваших возможностей в поддержке, по мере того, как улучшается бизнес-модель, можно расширять аудиторию потенциальных партнеров.

Остались вопросы по созданию франшизы? Давайте знакомиться https://t.me/romashyl21

Нужна помощь в создании франшизы, записывайтесь https://t.me/Romanfranchisebot

44
4 комментария

Пункт про то, чтобы не продавать всем подряд франшизу топ 🔥 часто слышу возражение, что франшизы не надо брать, бизнес закрывается — многие почему-то перекладывают всю ответственность на основателя франшизы, при этом сами не сильно вовлекаются в процессы.

1
Ответить

да , тут нужно быть аккуратным вся репутация бренда может пойти по одному месту

1
Ответить

Благодарю🙏🏾
Насчёт перекладывания отвественности, действительно, такое встречается довольно часто

Ответить