Все, что нужно знать о краудфандинге: как зарабатывать на платформе коллективного инвестирования

Краудфандинг — хитрая схема или законная деятельность, регулируемая Банком России. Разбираемся, как работают платформы для привлечения коллективных инвестиций, в чем преимущества и риски для соискателей и инвесторов.

Я Роман Павлович, создатель инвестиционной платформы Bizmall. Честно и открыто расскажу о том, как все устроено на онлайн-сервисе и на что обратить внимание, чтобы не отдать свои деньги «нелегалам».

Как краудфандинг чувствует себя в России

Хорошо себя чувствует и активно развивается. Это подтверждают официальные данные Банка России. Через краудфандинговые платформы в 2021 г. было привлечено 13,8 млрд рублей, рост за год составил 97%. Даже в «стрессовом» I квартале прошлого года было инвестировано более 3 млрд рублей. Компании привлекали инвестиции под 15–35% годовых.

Краудфандинговые площадки на законных основаниях создают компании, включенные в реестр Банка России. На начало февраля 2023 г. было зарегистрировано 74 оператора инвестиционных платформ. Деятельность регулируется законом от 02.08.2019 г. № 259-ФЗ, который вступил в силу с 1.01.2020 г.

Государство поддерживает краудинвестинговые платформы в предоставлении малому и среднему бизнесу доступа к финансированию. В 2022 году 7 площадок получили субсидии на компенсацию части затрат в сумме 70 млн рублей.

Все это доказывает законность деятельности площадок и перспективы для инвесторов и представителей бизнеса.

Краудфандинг: как это работает

Краудфандинг — это массовое финансирование, сбор денег на запуск стартапов или масштабирование компаний. Если у вас есть бизнес-план, но нет собственных средств на реализацию идеи, тогда вы можете подать заявку на привлечение финансов на краудфандинговой платформе.

А теперь подробнее о механизмах работы площадок.

Участники краудфандинга

  • Фаундеры (соискатели). Предлагают проект и привлекают необходимый объем средств на его реализацию.
  • Бэкеры (инвесторы). Направляют свои деньги на запуск или развитие проектов.

Взаимодействие сторон

Привлекать капитал и выступать в качестве инвесторов могут и физические, и юридические лица. Есть 3 вида взаимодействия сторон:

  • p2p — все участники физические лица;
  • p2b — физлица инвестируют в бизнес;
  • b2b — все участники юридические лица;

Схемы сбора денег

По способу сбора денег можно выделить 4 модели:

  • «Все или ничего». Соискатель устанавливает срок и сумму сбора. Если вся необходимая сумма собрана в срок, то фаундер ее получает. Если средств не хватает, то они возвращаются бэкерам.
  • «Оставить все». Соискатель получает всю собранную сумму, даже если денег будет больше или меньше заявленного объема.
  • «До цели». Фаундер получает деньги при достижении заявленной суммы.
  • «Свободная цена». Инвесторы сами устанавливают стоимость проекта, например, при сборе средств на создание клипа, издание книги.

Модели инвестирования

По типу вознаграждения инвестора краудфандинг делится на:

  • Краудинвестинг. Бэкер покупает долю в бизнесе или акции и получает часть прибыли компании в виде дивидендов.
  • Краудлендинг. Бэкер предоставляет займ бизнесу на установленный срок и под определенный процент.
  • Reward краудфандинг. Бэкер финансирует проект за бонусы, например, за рекламу в СМИ, возможность пользоваться продукцией или услугами бесплатно.

Есть еще способ привлечения коллективных инвестиций по принципу благотворительности, например, сбор пожертвований на лечение, содержание приюта для животных.

Краудфандинговые платформы: как устроены и чем занимаются

Онлайн-площадки выступают посредниками между предпринимателями и инвесторами, но это далеко не единственная их задача. Рассмотрим максимально широкий функционал и услуги. Итак, краудфандинговые платформы:

  • Проводят скоринг проектов и экспертизу инвестиционным комитетом площадки.
  • Обеспечивают законность сделок, совершаемых на платформе.
  • Размещают полную информацию о соискателе (кроме личных данных) и бизнес-проекте.
  • Предупреждают инвесторов о потенциальных рисках.
  • Оказывают консалтинговые услуги для бизнеса: упаковка проекта, помощь в переводе ООО в непубличное АО с эмиссией обыкновенных и привилегированных акций.
  • Помогают инвесторам выбрать подходящие проекты и сформировать инвестиционный портфель.
  • Проводят нетворкинги, обучающие курсы, выступают в роли финансового наставника.

Все платформы существуют за счет комиссий. На каждой площадке свои условия, например, на Bizmall установлено 3% для краудлендинга и 7% для краудинвестинга.

Как выбрать краудфандинговую платформу

В первую очередь следует убедиться, что платформа включена в реестр Банка России. Сделать это надо обязательно, потому что на рынке появляются «нелегалы». В декабре прошлого года ЦБ внес в список компаний с выявленными признаками нелегальной деятельности на финансовом рынке Fan.Money, «1СТАРТЕР» и ООО ФГ «Эксперт».

Нужно выяснить:

  • Срок существования площадки.
  • Количество реализованных проектов.
  • Сколько предпринимателей собирают деньги прямо сейчас.
  • Почитать отзывы в сети.

Если площадка внушает вам доверие, то переходите к изучению условий.

Что важно знать соискателям:

  • Необходимые для участия документы.
  • Направления специализации.
  • Ограничения для инвестирования.
  • Схемы сбора средств.
  • Способы вывода денег.
  • Помощь площадки в формировании инвестиционного предложения.
  • Размер взимаемой комиссии.

На что обратить внимание инвесторам:

  • Система контроля за реализацией проектов.
  • Механизмы работы в случае дефолта компании.
  • Способы вывода денег.

Нужно проанализировать несколько площадок, чтобы подобрать сервис с оптимальными условиями.

Как соискателю привлечь инвестиции на платформе

На разных площадках действуют свои правила, но в целом алгоритм действий такой:

1. Создание учетной записи.

Необходимо зарегистрироваться, внести личные данные, информацию о компании или ИП. Если платформа включена в реестр ЦБ, то привлекать инвестиции на ней могут только юрлица и ИП.

2. Внесение сведений о проекте.

Нужно создать карточку проекта, максимально подробно его описать, предоставить все материалы и бизнес-план.

3. Экспертный анализ проекта.

Сотрудники платформы проведут первичный аудит, чтобы убедиться в законности деятельности компании и сбора средств. После предварительного одобрения проект будут рассматривать узкие специалисты — маркетологи, финансисты, юристы и т.д. Это поможет соискателю снизить риски и при необходимости внести корректировки.

4. Запуск сбора средств.

Для каждого проекта назначается менеджер, который поможет выбрать способ привлечения средств и запустить инвестиционную кампанию.

5. Закрытый листинг.

В первую неделю участие в кампании доступно по личному приглашению соискателя и для инвесторов платформы с vip-доступом. Можно проводить закрытые вебинары среди потенциальных инвесторов и презентовать проект. Как правило, в 15% случаев потребность в капитале закрывается на этом этапе.

6. Продвижение проекта.

Если на закрытом листинге не удалось собрать нужную сумму средств, то кампания становится общедоступной, отображается на платформе среди других проектов и продвигается сервисом. Соискатель может дополнительно запустить рекламу в соцсетях, блогах, мессенджерах и т.д.

7. Оценка результата.

Если все прошло успешно, то соискатель не только соберет нужные средства, но и обретет деловые связи, партнеров и клиентов.

Плюсы и минусы краудфандинга для бизнеса

Преимущества:

  • Возможность привлечь инвестиции, если банк отказал в кредите или предлагает невыгодные условия.
  • Более простая процедура по сравнению с банковской, которая может затянуться до 6 месяцев.
  • Прямое взаимодействие с инвесторами как маркетинговое исследование — поможет изучить потребности аудитории.
  • Возможность продвигать разрабатываемый продукт.

Риски:

  • Вероятность не собрать нужную сумму средств.
  • Прекращение работы площадки.
  • Конкуренты могут «украсть» идею.

Как начать инвестировать на онлайн-площадке

Для неквалифицированных инвесторов законом № 259-ФЗ установлены ограничения — общая сумма инвестиций на всех платформах не должна превышать 600 тыс. рублей. Для квалифицированных инвесторов ограничений нет.

Рассмотрим пошаговый план действий:

1. Зарегистрироваться на платформе.

Нужно создать учетную запись. Через личный кабинет можно управлять инвестициями и выводить заработанные средства.

2. Заполнить профиль.

В соответствии с законодательством участие анонимных пользователей запрещено. Все поля должны быть заполнены достоверной информацией.

3. Подтвердить данные.

Данные профиля необходимо авторизовать через Госуслуги или прикрепить скан паспорта.

4. Выбрать проект и тип инвестиций.

В каталоге будут отображаться проекты, одобренные экспертным советом. В карточке каждого проекта должна быть информация о рисках и возможной доходности. Нужно выбрать заинтересовавший проект и внести средства.

5. Управление инвестициями

В личном кабинете будет информация по динамике и доходности инвестирования. Можно выбирать новые проекты, выводить деньги на карту или банковский счет.

Плюсы и минусы краудфандинга для инвестора

Преимущества:

  • Возможность начать инвестировать от 5 тыс. рублей.
  • Консалтинговая поддержка.
  • Деятельность площадок регулируется ЦБ России.

Риски:

  • Неисполнение обязательств авторами проекта.
  • Прекращение работы платформы.
  • Дефолт компании.

Что делать, если платформа нарушает свои обязательства

Если сотрудничество было с онлайн-площадкой, которая не включена в реестр Банка России, то придется обращаться в суд.

Если платформа состоит в реестре, то можно подать жалобу в интернет-приемную регулятора или обратиться через мобильное приложение «ЦБ онлайн».

Краудфандинговые площадки: доверять или нет

Деятельность краудфандинговых платформ регулируется законом от 02.08.2019 г. № 259-ФЗ: операторы инвестиционных платформ имеют лицензии и включены в реестр Банка России.

Площадки с лицензией ЦБ проводят скоринг компаний и проектов, что исключает вероятность мошеннических схем. Также обеспечивают законность заключаемых на платформе сделок.

Что касается рисков, то инвестирование никогда не может гарантировать фиксированный уровень доходности. По закону операторы краудфандинговых платформ обязаны предупреждать инвесторов о рисках.

Краудфандинговые площадки — это возможность для бизнеса привлечь капитал на реализацию проекта или масштабирование, а для инвестора — начать вложения с доступных сумм.

Например, группа «Алиса» собрала в 2019 году 17,4 млн рублей на предзаказах новых альбомов. А сотрудники московского политеха через краудфандинг собрали 2 млн рублей для вывода спутника на орбиту.

Примеров положительного опыта множество, что подтверждает перспективность коллективного инвестирования в нашей стране.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда