Проверяя контрагентов, мы анализируем большой объем разнородной информации. Поэтому нередко можно попасть в ситуацию избытка информации, это делает ее малопригодной для принятия управленческих решений.Приходится упрощать информацию — агрегировать, игнорировать незначительные сигналы, классифицировать, использовать производные значения.При проверке контрагентов самым простым является «принцип светофора», который предполагает разделение контрагентов на 3 группы.Какой у светофора принцип?Светофор — это устройство для регулирования движения транспорта, по сути, сигнальный фонарь, который чаще использует 3 цвета — зеленый, желтый и красный для разрешения или запрещения движения.Принцип светофора заключается в сегментации контрагентов на зеленую, желтую и красную группы. Зеленый цвет – надежные контрагенты, желтый – это компании с факторами риска, а красный – проблемные.Похожие системы применяются в банках для оценки клиентов, в информационных системах для индикации риска, а также во многих компаниях, поскольку является простейшей и интуитивное понятной индикативной системой.Как работает алгоритм?Алгоритм, на котором основан сервис проверки контрагентов, выглядит следующим образом:С помощью скоринговой модели все многообразие факторов сводится к максимальное простым сигналам: зеленый (Go), желтый (Attention), красный (No Go). Однако, сложность заключается в том, что подобное упрощение может сделать результат анализа не пригодным и нужно понимать, какие правила стоят за «светофором», на какой вопрос они выражают ответ?В любом случае, «светофор» — это быстрый, предварительный анализ. Необходима возможность углубиться, понять, а в чем конкретно состоят риски.Сочетание простоты и информативностиВ развитии своего сервиса мы сделали акцент на сочетании простоты анализа и возможности углубления. То есть и то, и то. Не компромис, а именно сочетание, предоставляющее клиенту и скорость, когда она нужна, и глубину.Литеры A, B, C, D, E — это уровни платежеспособности компании, а цифры от 1 до 5 — риск банкротства, которые рассчитываются по специальной методике.Как вы видите на рисунке, пользователь может выбирать либо «светофор» для предварительных решений, либо углубленный анализ рисков для разработки конкретных мер.О том, каким образом использовать алгоритм сервиса и матрицу рисков я буду рассказывать на ближайшем мастер-классе. Если вы уже сталкивались с невозвратной дебиторкой или недобросовестными контрагентами, то welcome.
Иван, сервис то покажете?