Почему все знают, что нужно проверять контрагентов, но не делают этого?

Мне кажется, что всем уже давно очевидно, что нужно проверять контрагентов при заключении договора, а лучше - регулярно. Но почему-то лишь 30% компаний делают это более-менее постоянно, а 70% - лишь эпизодически, и часто уже после возникновения проблемы?

Ответ на этот вопрос тоже вполне очевидный.

Во-первых, проверка контрагентов - это рутина, которая отнимает массу времени. Мы уже давно все пользуемся информационными системами, но все равно на анализ данных уходит не меньше часа. Если эти данные нужно уложить в какой-то специальный отчет для руководства, то на это уйдет пол рабочего дня.

Во-вторых, мы всегда находимся в цейтноте и надеемся, что и без проверки контрагента нам повезет. Да, в ряде случаев "не прокатывает" и просроченная дебиторская задолженность это доказывает. И что уж говорить про регулярную проверку контрагентов.

В-третьих, мы стараемся всегда "спихнуть" эту не самую творческую работу на того, кто должен отвечать за дебиторку.

Проверку контрагентов можно поручить юристу, бухгалтеру или продажнику. Практика показывает, что сотрудники часто пренебрегают этими обязанностями, поскольку риски того, что недобросовестный контрагент – это вероятностная проблема, но всегда есть пожары, которые нужно тушить сейчас.

А кто должен отвечать за то, чтобы не допустить недобросовестных контрагентов в ваш бизнес?

Продажники? Да, продажники должны заключать договоры только с платежеспособными клиентами. Однако, несмотря ни на что, они готовы рискнуть. Авось, все будет хорошо. В крайнем случае он просто не получит бонус.

Тем более, хороший продажник должен хорошо продавать, а не разбираться в нюансах правовых и финансовых рисков. Вы ведь ему за это бонусы платите?!

Юристы? Главная задача юристов – решать юридические проблемы в бизнесе. Чем больше проблем, тем выше значимость юристов и больше штат. Избегать появления таких проблем совсем не их головная боль.

Бухгалтер? Я уверен, что хороший бухгалтер переживает за компанию. Однако, учет операций ведется после их совершения. Поэтому бухгалтер узнает о проблемах компании обычно постфактум.

Безопасники? Возможно, это их задача, чтобы в бизнесе было спокойно и безопасно. Однако, чаще они заняты решением куда более серьезных проблем, чем гипотетические риски.

Вот и получается, что в компании практически некому заниматься выявлением недобросовестных контрагентов, так как все заняты тушением пожаров и другими важными делами.

Однако, я настаиваю на том, что управление рисками требует именно проактивного и системного подхода, ведь решать проблему после ее возникновения сложнее и дороже (подробнее о проактивном подходе в моей статье).

Я также как и все столкнулся с этой проблемой. И не смог ее решить ни дополнительными сотрудниками, ни подключением информационных систем.

Почему? Потому что данные из информационных систем все равно требуют много времени для обработки, а сотрудники имеют свойсто забывать и забивать на эту работу.

Тогда я задумался о том, как можно автоматизировать этот процесс и переложить рутиную работу по проверке контрагентов на машину (подробнее о том, как я пришел к идее сервиса - здесь).

Сейчас специальный сервис проверки и мониторинга контрагентов анализирует сотни компаний и при ухудшении платежеспособности сразу же выдает уведомление.

Почему все знают, что нужно проверять контрагентов, но не делают этого?

На графике вы видите, как изменялся кредитный рейтинг одной из компаний. Буквально за пару месяцев компания из платежеспособной стала рискованной и еще через пару месяцев - банкротом.

Сейчас я помогаю другим компаниям автоматизировать контроль рисков с помощью сервиса GoDeal.

Если вам интересна эта тема, то можете написать мне в личку или записывайтесь на ближайший мастер-класс.

Начать дискуссию