Как убрать товары конкурента из ТОПа в поиске Озон, чтобы тебе ничего за это не было. Грустная история селлера

Опишу ситуацию, как конкуренты решили вышибить наш ТОПовый товар из поисковой выдачи ОЗОН, при этом не потратив ни копейки. Спойлер: надо взять 1 миллион рублей, выкупить весь товар конкурента, дождаться прихода на ПВЗ, и отказаться от него, вернув себе деньги.

Коротко о себе:

Помимо интернет-агентства «Четвёртый Рим», у меня есть свои магазины на ОЗОН и на Вайлдберис, где мы торгуем веревками и джутовыми изделиями. Дело в том, что пару лет назад я решил диверсифицировать свои бизнесы, подумав, а почему бы не использовать свои компетенции в продвижении на маркетплейсах? Если получается продвигать клиентские проекты, то можно же вложиться в продвижение своего! И вот, я теперь селлер 8-)

Прошло полтора года, и наш маленький и гордый магазин веревок, джутовых изделий и канатов под названием "Plexme" вышел в топ10 в своей нише на Озон.

Скрин из личного кабинета ОЗОН
Скрин из личного кабинета ОЗОН

С августа мы ввели новый товар — "джутовая мешковина", и он очень быстро стал набирать обороты, расти в поисковой выдаче. Ниша не очень большая, но продажи росли с каждым днем, т.к. у нас товар отличного качества и суперская цена. И плюс есть "секретный ингредиент" в виде правильной SEO-оптимизации и управления рекламой на маркетплейсах. В сентябре мы уверенно держали первое место по запросам мешковина, джутовая мешковина и т.п.

В октябре мы поняли, что сильно кому-то из конкурентов надавили на мозоль, перебежали дорожку и вставили палки в колеса :))) т.к. нас начали кошмарить.

Сначала это были крупные резервы товара. Товар кратковременно выпадал из выдачи, но резервы отменялись, и товар снова возвращался. Нам это портило статистику заказов, но мы не сильно парились, т.к. в целом продажи продолжали переть. Мы еще думали, что, вот, какие дураки конкуренты — так странно проверяют количество остатков, когда есть MPSTATS и прочие аналитические инструменты...

Как только мы стали занимать топовые позиции, закономерно посыпались фейковые отзывы о том, как ужасно воняет мешковина, какая она драная и вообще плохая. К такому мы уже привыкли, всегда грамотно отвечаем, да и в целом, наши товары (мешковина, мешки, веревки) настолько классные, что количество положительных отзывов от реальных покупателей компенсирует накрутки негатива от конкурентов.

А в ноябре конкуренты решили зайти по крупному, и в несколько заходов выкупили все позиции мешковины со всех наших складов примерно на 1 миллион рублей.

Пики на графике продаж — сотни позиций в одном заказе.
Пики на графике продаж — сотни позиций в одном заказе.

Сначала мы обрадовались, подумав, что поперло, но очень быстро стали понимать, что дело тут не чисто.

Итак, берите на заметку лайфак, как можно вышибить конкурентный товар (если совесть позволит), имея всего лишь 1 миллион рублей, который ты вернешь уже через пару недель себе обратно.

  • Товар конкурента выкупается подчистую со всех региональных складов (куда мы его так тщательно поставляли, рассчитывая объемы, чтобы ускорить сроки доставки до наших покупателей)
  • Товар едет в другой регион (3-5 дней)
  • На ПВЗ товар лежит еще несколько дней до разрешенного срока, после чего покупатель отказывается от всей партии, и она едет обратно.
  • Причем товар едет не обратно, а на ближайший региональный склад (что может быть нам очень не удобно с точки зрения логистики и продаж
  • Более того, по бодрому сообщению от техподдержки компании ОЗОН мы понимаем, что товар вернется на склады не ранее чем через 10 дней, а может даже и через 60 дней (Карл!) 😡😡😡
Ответ техподдержки Озона на наш вопрос, когда наш товар вернется на склад.
Ответ техподдержки Озона на наш вопрос, когда наш товар вернется на склад.

Что имеем:

  • Мы больше недели не имеем остатков на складе, т.к. невозможно так быстро закрыть резкий выкуп товара (у нас FBO - торгуем со складов Озона);
  • Когда товар вернется на склады у нас будет превышение планового объема товара, т.к. чтобы не простаивать мы завезем еще этого товара на склад, и закономерно после возврата мы "попадем" на оплату длительного хранения;
  • Продавец оплачивает дополнительную стоимость логистики за возврат товара, это дополнительные затраты для нас;
  • Теряем продажи в сезон;
  • Снижается рейтинг товара и теряются результаты в поисковой выдаче;
  • Большой объем товара после возврата зависает на неудобном нам региональном складе и дольше продается;
  • Часть товара подлежит утилизации или вывозу за наш счет со склада Озон, если есть повреждения упаковки (а они всегда есть при доставке);
Ответ техподдержки на наши мольбы, помочь остановить эти "злобные выкупы" и покарать виновных.
Ответ техподдержки на наши мольбы, помочь остановить эти "злобные выкупы" и покарать виновных.

Компания OZON "ничего не может сделать". На наши просьбы разобраться, нам отвечают: "Меры приняты". Какие меры, не уточняется.

Чтобы бороться с такими конкурентными диверсиями, у Яндекс.Маркет, например, есть опция "поставить ограничение на количество товаров в одном заказе". У Вайлдберис продавец может включить "платные возвраты для покупателя"... А Озону, видимо выгодно такое, т.к. можно хорошо заработать на логистике.

Рынок маркетплейсов сейчас похож на 90-е, когда не было толком никакого регулирования, и каждый выживал как мог, отстегивал рэкету за "крышу", и придумывал серые схемы, чтобы срубить по-быстрому бабла. Очень хочется спокойно торговать, имея отличный товар с хорошей ценой. Хочу попросить у Дедушки Мороза, чтобы он поскорее навел тут порядок, и дал допропорядочным селлерам возможность спокойно работать! 🙏🙏🙏

UPD. Завершение этой истории:

Мы наняли юристов, и они нам помогли грамотно составить претензию и выбить у ОЗОН хотя бы затраты на логистику, эквайринг и возвраты. Выкупы, кстати, тоже прекратились... хотя это может быть уже просто совпадением.

6363
112 комментария

Самое вкусное тут то, что конкурент все свои деньги получает назад, а вы деньги за логистику уже нет. Выхлоп - прямо в духе Озона (да любого МП, на самом деле, мне просто озон ублюдочнее всех кажется сейчас): Озон заработал, конкурент - заработал, поддержка ответила на Ваш запрос - зарплату получила, а Вы за все заплатили :) АХАХАХА ЭТО БИЗНЕС ДЕТКА!

17

Оплата не бракованного возврата должна быть на покупателе. Вот эти все мудовые рыдания в причинах возврата «не смог, передумал, не дошел до пвз, не успел вовремя» - абсолютно детская позиция. Понятна примерка одежды и обуви, там другая ситуация. Но за возврат всего, что не имеет размерного ряда, должен платить покупатель, а не продавец. Тогда и этот терроризм прекратится

11

Ну так убытки же не озон несёт)))) а продавцы терпилы, вазелина побольше на распродаже возьмут и продолжат страдать )))

7

Более того по закону это право продавца взимать деньги за обратную доставку товара надлежащего качества, получается озон лишает продавца такого права.

3

Согласен. Мы как раз требуем от Озон это решение

1

Правда что ли? Вот мой пример из жизни. Продавец в карточке товара заявляет что за свои деньги я получу ТРИ ШТУКИ, а присылает одну.
В результате вместо 30 светильников мне приезжает 10 и они благополучно сразу же едут назад, даже не покидая ПВЗ. Поддержку Озона пинал что продавец врет. Они мне посоветовали задать ему вопрос в карточке товара... ;) Товар этот так и продается по той же схеме... Занавес.