Как сделать рекламу по законам? Какой она должна быть, штрафы и примеры

Пару дней назад ФАС признала ненадлежащей рекламу АО «Альфа-Банк». Финансовой организации грозят штрафы в соответствии с КоАП РФ. Под "удар" попали сразу два рекламных объявления.

Что было не так:

  • В обоих случаях акционные предложения - 100% кэшбэк и получение баллов за оформление счёта - выделялись крупным шрифтом, а условия и детали - мелким.
  • Продукт представлялся как "Лучшая программа лояльности", а критерии - почему она лучшая - были также указаны мелким шрифтом.
Таким образом, реклама вводила потребителей в заблуждение, так как они получали неполную информацию о финансовых услугах.
- заключили в ФАС

Сегодня поговорим о том, какой должна быть реклама в соответствии с требованиями законодательства, разберём конкретные примеры - как правильно, а как - нет, а также об ответственности за несоблюдение требований.

И начнём сразу с критерия из приведённой ситуации.

Реклама должна быть полной

Это значит, что она не должна вводить клиента в заблуждение. Например, в объявлении указано "скидка 50%", и при этом не сказано или, как в случае с Альфа-Банком, указано мелким шрифтом. Потребитель приходит в магазин с расчётом на скидку, а оказывается, что она распространяется только на часть товаров или действует только в вечернее время.

Правильно: указаны конкретные условия получения скидки - покупка от n-суммы.

Как сделать рекламу по законам? Какой она должна быть, штрафы и примеры

Неправильно: реклама вводит потребителя в заблуждение - фото товара и подпись отличаются.

Как сделать рекламу по законам? Какой она должна быть, штрафы и примеры

Пример нарушения

Банк оштрафовали за рекламу "4% годовых", при этом сказано об условиях получения такого кредита не было. В итоге, обращаясь в банк, клиенты получали другие проценты.

Схожее, но имеющее некоторые нюансы требование - достоверность.

Реклама должна быть достоверной

За недостоверную рекламу предусмотрена административная ответственность - штраф до полумиллиона рублей.

Как сделать рекламу по законам? Какой она должна быть, штрафы и примеры

1. Никаких голословных утверждений

Нельзя быть лучшим, и "самым-самым" безосновательно, не имея четких критериев оценки и сравнения. Если хотите назваться лучшим, приведите аргументы, причем так, чтобы их было легко прочитать и не ввести читателя в заблуждение.

Плохо: почему они лучшие? Лучшие по сравнению с чем?

Как сделать рекламу по законам? Какой она должна быть, штрафы и примеры

Хорошо: сказано - на всю одежду и обувь. Внизу, мелким шрифтом, можем увидеть то же самое. Реклама полная, достоверная и правдивая.

Как сделать рекламу по законам? Какой она должна быть, штрафы и примеры

Яркий пример нарушения - во введении, где Альфа-Банк сообщает про "Лучшую программу лояльности".

2. Никакой лжи

В рекламе запрещена любая недостоверная информация о продукте и всего, что к нему относится. В том числе, неправда о результатах исследований, рекомендациях клиентов, объёме спроса и продаж, и т.д.

И переходим к самому интересному - добросовестности.

Реклама должна быть добросовестной

Это значит, что реклама вашего товара не должна принижать аналогичный товары ваших конкурентов. Нельзя говорить про товары конкурента в негативном ключе.

Также запрещено использовать способы, указанные в законе "О рекламе", например, рекламировать алкогольное пиво под видом безалкогольного.

О способах поговорим далее.

Что запрещено показывать в рекламе

Помимо перечисленных требований, есть ряд запретов. Например, в рекламе запрещено говорить, что продукт одобрен госорганами. Также запрещено использовать иностранные слова, которые могут исказить восприятие потребителя. А также - демонстрировать сцены курения, использовать нецензурную брань, дискредитировать отдельные слои населения и т.д.

А ещё рекламу нужно маркировать

Это требование вышло совсем недавно. Вы наверняка уже много где видели слова токен или erid в конце рекламного объявления. Это значит, что рекламодатель обязан зарегистрировать своё объявление на специальной площадке, получить персональный идентификатор и указывать его, вместе с ИНН юрлица, в рекламном объявлении.

Эти нововведения обширны и заслуживают отдельной статьи. Подписывайтесь на мой Telegram-канал, где я еженедельно размещаю полезные материалы для предпринимателей, в том числе, анонсы новых статей.

Начать дискуссию