Инсорс разработка побеждает готовое ПО в корпорациях. Это хорошо или плохо?

Привет, меня зовут Виктор Фадеев. Я отвечаю за платформу быстрой разработки корпоративных информационных систем Jmix. По сути я и моя команда продвигает технологию для инсорс разработки. Это получается с разной степенью успешности, но что я заметил - это то, что в 2023 году моей команде почти уже не приходится разъяснять, зачем нужен инсорс. Это стало вообще всем понятно. Теперь мы конкурируем с традиционной разработкой, лоу-кодами, BPM платформами и “домашними” фреймворками. Последних кажется даже прибывает, хотя на дворе уже почти 2024 год. В этой статье я решил проанализировать причины такого смещения интереса в сторону инсорса и поразмышлять о том, к чему следует подготовиться техническому менеджменту и разработчикам в следующем году. Всех с наступающим!

Инсорс разработка побеждает готовое ПО в корпорациях. Это хорошо или плохо?

Ответ очевиден – смотря для кого😉 Осенью прошла очередная встреча директоров ИТ-компаний «Подмосковные вечера». Мероприятие ежегодно проводит клуб 4CIO. В одной локации собираются топ-менеджмент крупнейших российских компаний в ИТ, обсуждают актуальные тренды и обмениваются опытом в формате выступлений и мастер-классов. В этом году в отраслевые издания просочились тезисы спикеров, которые точно интересны представителям рынка профессиональной разработки. Если коротко – работы будет много. Почему? Вот некоторые выжимки с мероприятия:

  • Российские ИТ-разработчики и заказчики неспособны кооперироваться.
  • Разработчики и корпорации продолжают многократно дублировать ИТ-продукты.
  • Среди корпораций доминирует инсорс разработка.
  • Растут риски сокращения финансирования ИТ-проектов.
  • Кадровый дефицит профессиональных разработчиков продолжает набирать обороты.

Корпорации, осознавая риски сокращения финансирования, продолжают делать ставку на создание и развитие собственных продуктов. Возможно, это является каким-то абсолютом технологического суверенитета, о котором много говорят в последнее время. Причем не только в масштабах страны, но и в масштабах корпораций. Не будем разбираться в причинах почему так – не это тема статьи. Давайте подумаем – а что дальше?

Мы считаем, что дальше будет расти внутренняя конкуренция инсорс команд внутри корпораций. По факту, корпорациям не особо есть дело до конкуренции на свободном рынке, так как пока вендор не выбран это никак не сказывается на расходах и рисках. Но в вопросе расходов на содержание внутренних команд, которые часто делают одни и те же продукты для разных частей корпорации, вероятно будет оптимизация. Вряд ли получится сохранять финансирование дублирующихся проектов при одновременном сокращении финансирования и дефицита кадров. Полагаем, что у корпораций уже сформировался или формируется прямо сейчас запрос на стандартизацию внутренней разработки и внедрение практик бережливого производства.

Этот процесс будет сопровождаться дискуссиями в чатах и на конференциях о метриках производительности отделов разработки, бенчмаркинги и лучших практиках McKinsey и прочих авторитетных ребят. Почти наверняка эти обсуждения встретят мощное сопротивление со стороны команд разработки, так как по существу многие и так уже работают по agile, собирают метрики стори поинтов или частоту выхода релизов, ну и что там еще можно собирать. Есть сомнение, что в этой области есть большой резерв оптимизации. При этом в области технологий разработки и инструментов продуктивности этот запас точно есть.

Мне очень понравилось выступление руководителя Санкт-Петербургского государственного морского технического университета на одной из последних конференций по кейсам внедрения передовых инженерных практик в индустриальном секторе. Команда ВУЗа занималась созданием цифровых двойников для нужд судостроительной отрасли. Технология Цифровых Двойников – это математические модели какого-то объекта реального мира, которые создают для того, чтобы предсказать поведение объекта при изменившихся входных параметрах. Например, узнать сколько будет выполняться постройка судна или за сколько его удастся построить, если нанять вдвое больше людей.

Так вот в СПбГМТУ создали отличную модель, которая, к сожалению, все равно расходилась с реальностью, так как выполнение запланированных по нормам операций регулярно отклонялось, причем случайным образом. Тогда команда проекта поняла, что для того, чтобы цифровой двойник приблизился к реальности – требуется реальность притягивать к цифровому двойнику. Как? Автоматизировать выполнение рутинных ручных операций и повысить продуктивность по результатам их выполнения. Несмотря на наличие станков ЧПУ, которые производят детали и заготовки, при сборке судна доминируют ручные монтажно-сборочные операции непосредственно на верфи.

Считаю, что это применимо и к разработке ПО. Несмотря на наличие большого количества фреймворков – их имплементация, ровно, как и написание бизнес-кода, часто связано с выполнением повторяющихся ручных операций, многие из которых можно автоматизировать и предоставить разработчику готовыми стандартными блоками. Полагаю, что кратчайший путь к повышению продуктивности инсорс разработки лежит через внедрение высокопроизводительных инструментов разработки и технологических платформ для разработки корпоративного ПО – от проектирования до автоматизированного развертывания.

Для Хоулмонт, как разработчика инструментов продуктивности и платформ для разработки, сложившийся тренд выглядит благоприятным. Если задача касается быстрой разработки корпоративных информационных систем для автоматизации внутренних операций и процессов на Java-стеке технологий, то платформа Jmix выглядит отличным решением.

При этом для каждой задачи есть свои инструменты и даже для Java разработки Jmix подойдет не всем. При выборе технологии продуктивности важно опираться на профиль задачи, компетенции команды и используемую ими инструментальную среду.

Команды часто имеют привычный набор инструментов, с которым они работают на ежедневной основе. Это может быть связано с предпочтениями, привычками или уже внедренными системами внутри организации. При выборе технологии продуктивности важно учитывать, насколько новая технология интегрируется с существующей экосистемой и какие даст преимущества для специалистов. В кейсе СПбГМТУ с цифровыми двойниками, на помощь пришли экзоскелеты, предназначенные для разгрузки опорно-двигательного аппарата рабочего, занятого тяжелым физическим трудом на судостроительном предприятии. На помощь разработчику может прийти платформа Jmix, предназначенная для автоматизации внутренних операций и процессов на Java-стеке технологий. Она поможет снять часть нагрузки при разработки корпоративный информационных систем, ускорит подготовку релизов и позволит высвободить столь ценный ресурс как грамотный специалист, дав ему возможность заниматься более сложными, а не рутинными задачами.

Даже если ветер переменится, и оптимизация никого в России не будет интересовать, время разработчиков все равно останется ценным.

11
1 комментарий

"Выжими с мероприятия" просто убили :). Есть ощущение что на мероприятии есть слабое представление о том как на самом деле живет индустрия. Давайте по некоторым пройдем.

—--—--—--—--—--—-
Утверждение 1: Российские ИТ-разработчики и заказчики неспособны кооперироваться.

Как говориться, где ваши доказательства? Разработчики всю жизнь кооперироватьсь посредством опенсорса и в России есть (местами был) огромный пласт крутых опенсорс продуктов: от PostgreSQL от до ClickHouse, от Nginx до OpenJDK . Разработчики прекрасно кооперируются на всех площадках, влючая международные, например, stackoverflow. В мире кооперации разработчиков, слава богу, границы никто не расчертил. И по факту, посмотрев в любой приклад, можно заметить что абсолютное большинство кода и окружения там и есть результат кооперации, а не частной разработки (библиотеки, фреймворки, инструмент, etc).

Что касается заказчиков, а зачем им кооперироваться? Это уже вопрос собственности. Что им, скинуться надо? А потом кто будет определять чей мопед и какой обвес на него одевать? При этом и тут кооперация в разумных объемах есть. Посмотрите сколько консорциумов создается. Масса! Тут дела только общей выгоды, если она есть - есть и кооперация. Нет - ну тогда это нормально что кооперации нет.

—--—--—--—--—--—-
Утверждение 2: Разработчики и корпорации продолжают многократно дублировать ИТ-продукты.

А такая ли это проблема? Не надо решать за компании что им хорошо, а что плохо. Может они продавать свои разработки хотят? В конечном итоге разнообразие - это неотъемлимая часть эволюции. А вот убить многообразие - это убить индустрию. "Многократное дублирование" и есть двигатель развития ИТ. И не дай бог ему схлопнутся.

Более того, испокон веков, дубляж уменьшался публичными продуктами. Это и сейчас происходит. Так что заявление тоже выглядит несостоятельным.

—--—--—--—--—--—-
Утверждение 3: Среди корпораций доминирует инсорс разработка.

Доминирует где? Для своих бизнес задачь? А вот если посмотреть какой процент бизнес кода пишется, относительно того, какой просто взят из опенсорса или в виде готовых решений то и 1% не наберется. С этой точки зрения инсорс совсем не доминирует. А основная часть откуда-то берется, с наружи. Вот веб сервера например, кто их пишет? На это можно посмотреть как на outsource в Nginx или в Apache за 0 рублей. И тогда и это утверждение неверно.

—--—--—--—--—--—-
Последние 2 утверждения оставлю без комментариев. Просто продублирую, чтобы было понятно о чем речь.
- Растут риски сокращения финансирования ИТ-проектов.
- Кадровый дефицит профессиональных разработчиков продолжает набирать обороты.

Ответить