Менять нельзя оставить. 3 истории о счастье в профессии в плюс-минус 30 лет

Если посчитать, то работа занимает примерно 40% времени, что мы не спим, а значит имеет огромное влияние на качество жизни в целом. Да и если попросить кого-угодно рассказать о себе, он скорее всего упомянет свою профессию сразу за соцдемом.

Менять нельзя оставить. 3 истории о счастье в профессии в плюс-минус 30 лет

И если до 30 лет мы как правило живем, как нам сказали (до 20 лет нас учат как жить и кем быть, а с 20 до 30 мы по инерции катимся, как нас учили), то только ближе к 30 годам мы начинаем осознавать разницу между точкой, куда мы пришли, и точкой, где хотели оказаться.

По этой причине многие 30-летние сейчас панически пытаются найти себя, что-то поменять в профессиональной жизни, чтобы потом до пенсии не жалеть об упущенных возможностях.

Сегодня я поделюсь тремя историями удавшихся и не очень изменений, а вы делитесь в комментариях своими.

История первая. «После стольких лет? Всегда…»

Менять нельзя оставить. 3 истории о счастье в профессии в плюс-минус 30 лет

Скорее норм, чем нет

Не буду долго описывать свой профессиональный опыт, т.к. это долго и мало кому интересно. Перейдем сразу в тот момент, когда что-то пошло не так.

Итак, мне 29, я – маркетолог на линейной позиции, и я сменила работу.

К этому времени я уже четко поняла, что я – маркетолог-«рукодел», имела опыт в управлении, но не оценила. По PAEI я PAe0, то есть зануда-задрот с большой базой в области менеджмента и администрирования, но к людям меня лучше не пускать, только если через таск-трекер. По сути, в тот момент, я четко понимала, какая работа мне подходит, какая – нет.

А новая работа = новая команда = новые правила или их отсутствие. Очевидно, что в поисках идеального места могут пройти годы, и при смене работы я была готова закрыть глаза на многие вещи.

Проблемы не заставили себя ждать: уже по завершении испытательного срока был ряд претензий с обеих сторон. Но, руководствуясь принципом «скорее норм, чем нет», было принято обоюдное решение сотрудничать дальше и дан ряд обещаний друг другу.

Эта песня хороша, начинай сначала

Обещать – не значит выполнить. Еще через 3 месяца, после недели отрыва от работы, я вернулась к трудовым будням и поняла, что это место мне не подходит. Но, к сожалению, пока «чилила» в больничке, взаимозаменяемого со мной коллегу уволили, и мне пришлось остаться.

«Оно случается», – думала я. – «Сейчас найдут замену, я обучу, человек начнет нормально работать, и я пошла».

Таким образом, через полгода я пошла смотреть вакансии и нашла либо свою, либо новой коллеги на текущем месте работы. Созвон с коллегой, и выясняется, что повезло не мне – она уходит по состоянию здоровья.

«Неприятность эту мы переживем», – думала я. – «Еще полгода я здесь в состоянии поработать».

Турбелентность

По стечению обстоятельств и в совокупности факторов в этот самый момент меня начинает «колбасить». Я проваливаюсь в кризис 30-ти, начинаю понимать, что трачу время на то, что мне не нравится, а времени осталось не так много. Весь негатив с конкретной работы я экстраполирую на профессию в целом. Меня начинает раздражать все, что связано с маркетингом, начиная от задач и того, как строится работа в «творческих» маркетинговых командах, заканчивая тем, что несет в себе понятие маркетинга в принципе.

По сути, именно в этой точке приходит понимание, что нужно уходить из профессии. Куда – не понятно, кроме маркетинга я ничего не умею, а что мне нравится делать еще, я не знаю. И начинаются долгие самокопания на предмет «кто я?», «где мое место?», «зачем я живу?» и так далее.

Работа как источник стресса забирает все время и силы на себя, я перестаю заниматься бытом, хобби и собой. Я просто работаю, ухожу от реальности, снова работаю… и так по кругу.

Позиция жертвы

Не сочтите за виктим-блейминг, но быть жертвой достаточно удобненько, а поэтому в этой позиции очень легко застрять. И пребывать в ней можно вплоть до состояния, пока все не станет еще хуже.

К тому же это достаточно просто сделать, когда у тебя есть единомышленники и твой «валерьяночный» круг коллег тебя всегда выслушает и поддержит. Тем более, что проблемы у них примерно те же.

Я провалилась в «жертву» на долгих полтора года, и, честно признаться, очень плохо помню этот период. Я обитала в какой-то своей реальности, которая никак не связана с настоящей. «Вынырнув», я поняла, что дела мои в плачевном состоянии по всем фронтам: плюс 16 кг, проблемы со здоровьем, в доме хаос и бардак.

Когда все дошло до первой критической точки, и мне понадобилась помощь профильного медицинского специалиста с длительным лечением рецептурными препаратами, оказалось, что все это время всех все устраивало: я сижу и ною, что жизнь несправедлива, работодатель уже не ищет второго сотрудника, потому что я вроде как справляюсь в одиночку.

Мое состояние благодаря консультациям врача и медикаментам стабилизировалось, состоялся разговор с руководством, и я вернулась в позицию жертвы, просто потому что уже привыкла к такому образу жизни.

Точка невозврата

Еще спустя год я начала кричать и задыхаться во сне. И только в этот момент пришло осознание, что нужно ультимативно выбираться из сложившейся ситуации.

Классическая работа офисно-удаленного сотрудника уже вызывает отторжение, поэтому я решила открыть цветочный магазин. Цель определена, план составлен, начинаем обучение ремеслу.

А еще состоялся очередной серьезный разговор с работодателем: через 4 месяца я наконец покидаю компанию. Удалось по соглашению сторон, но я была готова и к записи в трудовой, и к штрафам.

Шел январь 2022 года.

Назад дороги нет

К марту стало очевидно, что с открытием магазина лучше повременить и я остаюсь в маркетинге еще на какое-то время.

Поскольку увольнение с руководством было уже согласовано, пришлось судорожно искать работу на «схлопыващемся» рынке. Было непросто, но работа нашлась. И это оказалась супер-работа!

Я сегодня

Кто ищет, тот всегда найдет. На самом деле, этот ужасающий во всех смыслах опыт дал понимание того, что нет плохих профессий – есть не подходящие тебе работодатели. И если ты уж как-то пробарахталась в профессии 10 лет, а потом что-то пошло не так, дело точно не в том, чем ты занимаешься.

Сегодня я с удовольствием встаю по утрам и продолжаю делать маркетинг каждый день. Меня не тянет в другие области, я расширяю то, чем занимаюсь. А расширять можно что угодно и сколько угодно.

И, конечно, это был для меня колоссальный опыт с точки зрения «слышать себя». Поделюсь небольшим лайф-хаком для тех, кто вечно в запаре: обращайте внимание на свои ритуалы, быт и хобби. Всегда есть какой-то «первый звоночек». Я, например, забываю заказать домой питьевую воду. Если это случилось – беру день и провожу его в одиночестве, гуляя по лесу, где нет внешних раздражителей. Концентрируюсь на себе и пытаюсь понять, что пошло не так и как можно пофиксить.

Что до флористики, как только я вышла на новую работу, подруга сообщила мне о срочной продаже цветочного бизнеса за хорошие деньги, но двумя месяцами ранее я уже потратилась на новый автомобиль (авторская версия «бомбануть каре»). Поэтому я сделала из флористики хобби, и периодически таскаю в дом ветки и коряги в новом багажнике.

А маркетинг – one love 😊

История вторая. Поменять все.

Менять нельзя оставить. 3 истории о счастье в профессии в плюс-минус 30 лет

Наташа (имя изменено, некоторые подробности изменены или опущены) – экс-графический дизайнер, ныне фотограф. В плюс-минус 30 развелась, сменила профессию и переехала.

Мечты и обязательства

Наташа всегда чувствовала себя комфортно в профессии. Хоть и училась она на дизайнера интерьера, по специальности никогда не работала. Как-то сразу после университета подвернулась работа графическим дизайнером в маркетинге, и Наташа согласилась.

А что делать с дипломом – хранить как память и постоянно совершенствовать интерьер съемной квартиры, благо арендодатель всегда за любой кипиш.

Плюс Наташа очень любит учиться новому, что однажды сыграло с ней злую шутку – часть оплаты за обучение UX/UI легла на плечи работодателя взамен на обязательство трудиться в этой компании минимум 2 года после окончания обучения.

Вечный кранч

Будем честны, в большинстве маркетинговых команд с планированием очень плохо. И задачи с дедлайном «вчера» – привычное дело. Но организм не обманешь, и Наташа начала постоянно болеть. По мелочи, то простуда, то спина, то зуб, но постоянно. А поскольку рабочие задачи никто не отменял, Наташа болела на работе.

Еще, как известно, «без ТЗ – хз», а в компании, где работала Наташа, не было стандартов ТЗ и культуры конструктивного фидбека. Правки были исключительно в виде «давай еще один вариант». Поэтому Наташа готовила и отдавала на согласование сразу несколько, а это плюс работа.

Какого-то определенного триггера или момента, когда Наташа решила менять профессию не было. Все копилось как снежный ком: работа, на который ты всем должна не понятно что, такие же взаимоотношения с супругом.

С работы не уволиться, т.к. есть обязательства доработать эти проклятые 2 года. С браком тоже не понятно, что делать – 7 лет жили вроде нормально, а сейчас полезли неиссякаемые претензии друг к другу.

Наташа застряла.

Знания, навыки

Чтобы получать хоть какие-то позитивные эмоции, Наташа ушла в хобби. Сначала она продавала свои картины на выставках, одна даже уехала в США. Но в качестве основного и постоянного заработка это очень нестабильная история: в одни месяцы продается сразу несколько, в другие – ни одной.

Потом Наташа начала шить: сначала для себя, потом для подруг и знакомых за деньги. Производство одежды даже рассматривалось как основной источник дохода, но кто сталкивался с ремеслом знает, что самостоятельно это в первую очередь тяжело физически, а нанимать кого-то достаточно дорого. Разговор с супругом о том, чтобы инвестировать в бренд одежды, ничем не закончился.

Так что Наташа продолжала учиться. Были даже мысли вернуться чуть ближе ВУЗовской специальности и обучиться ландшафтному дизайну.

А брак тем временем продолжал рушиться. Ребята подали на развод.

Синица в небе

Иногда то, что далеко, оказывается самым близким. Сокурсница Наташи уже 5 лет жила на Ближнем Востоке и занималась фото- и видеосъемкой. В основном рекламной, реже – торжества. В один из ее приездов в Беларусь, где раньше жила Наташа, подруги встретились и поняли, что могут помочь друг другу. Наташа искала себя, а ее подруга – сотрудника в команду.

С учетом того, что до развода оставался месяц, а до окончания обязательств перед работодателем – четыре, Наташа решила рискнуть. Фотография всегда была ее хобби, оставалось немного подучиться.

Освободившись от всех обязательств, Наташа бросила все и улетела.

Из минусов – пришлось оставить в Беларуси кошку. Но они продолжают видеться дважды в год, и созваниваются по видеосвязи 😊

Наташа сейчас

Наташа уехала и ни о чем не жалеет. Бизнес ее подруги развивается, наша героиня растет в должности. А еще Наташа много путешествует по региону – часто съемки проводятся в классных интересных локациях.

Работы по-прежнему много. Но ее нынешнее руководство отлично справляется с планированием, да и Наташа приняла, что она – трудоголик.

Совет тем, кто ищет себя, от Наташи: ничего не бойтесь. Иногда нужно просто «зажмуриться» и сделать. Не получится, пробуйте еще. В старую профессию вы всегда успеете вернуться.

История третья. Не завершена

Менять нельзя оставить. 3 истории о счастье в профессии в плюс-минус 30 лет

Юля (имя изменено, некоторые подробности изменены или опущены) – экс-бухгалтер, экс-маркетолог, сейчас не работает и учит программирование.

Долгий путь к себе

Начнем с того, что Юля – из «потомственных». И они бывают не только врачами или пилотами. Они бывают еще и вполне себе офисными. В Юлиной родне все женщины поголовно бухгалтеры. Разумеется, когда пришло время выбирать ВУЗ и специальность, все было очевидно. При чем никто на нее не давил, никто не вручал ей почетное знамя с формулировкой «ты – бухгалтер». Просто такая модель карьеры сложилась у них в семье.

Поэтому познакомиться с профессией «не бухгалтер» по-настоящему Юле удалось только когда она после ВУЗа вышла на первую работу. Понравился маркетинг. Юля даже брала некоторые маркетинговые задачи, главным образом, аналитику. Юля поговорила с руководством, и было решено ее совместными финансовыми усилиями учить и переводить работать в этот отдел.

Познавать мир

Через 3 года работы в маркетинге в этой компании Юля ощутила потребность в росте: хотелось новых проектов и обязанностей. Поэтому Юля сменила работу. На новом месте Юля дважды выросла в должности, но последний рост имел последствия – она стала больше задействована в планировании, к которому были готовы не все члены команды.

Промучившись в борьбе с ветряными мельницами еще полгода, Юля сменила компанию и продолжила работать как маркетинг-менеджер. Потом была еще одна работа, примерно такая же, но в новой для Юли индустрии.

Дружить и работать

Последняя работа Юли в маркетинге была очень насыщенной: задач много, они разные, а команда меленькая. И размер – не единственная проблема команды.

На самом деле, когда ты работаешь в лидере рынка, так бывает достаточно часто. Люди больше внимания уделяют собственной значимости, чем работе. Есть сформированные коалиции старожилов, которые постоянно конфликтуют между собой. И если новый сотрудник пришел работать, а не играть во внутрикорпоративные игры, ему приходится достаточно сложно.

Более того, вся работа «валится» на них. А где много работы – шире возможности предъявить претензии. Да и в одиночку такой объем «вывезти» без потери качества очень сложно.

Поскольку опыт клановых войн со всеми вытекающими последствиями был уже хорошо знаком Юле по предыдущим местам работы, возник вопрос: «А оно мне надо?». В 30 с небольшим уже хочется спокойно делать свою работу, продолжать развиваться и никому ничего не доказывать.

Как и в моем случае, Юля стала переносить проблемы компании на профессию в целом и Юля решила уходить их маркетинга. Почему программирование? Потому что, во-первых, Юля «дружит» с цифрами, формулами и скриптами, а во-вторых, в этой профессии есть большие шансы найти работу в удаленной команде, где все пересекаются в основном по работе, не сбиваются в группы, чтобы дружить против кого-то.

Юля сейчас

Сейчас Юля взяла паузу, много путешествует и уделяет время себе. На данный момент она намеренно не собеседуется, т.к. понимает, что сначала нужно «привести голову в порядок», чтобы не нести старые проблемы на новую работу.

И я верю, что у Юли все получится!

А вас прошу поделиться в комментариях своим опытом кризиса и поиска себя. Уверена, что кто-то найдет здесь поддержку, кто-то просто отдаст свою боль клавиатуре, а кто-то поделится дельным советом для тех, кому сейчас непросто.

Начать дискуссию