«Мы оказались в условиях повышенной гравитации»: Дмитрий Калаев о венчуре в 2023

Начинаем публиковать серию интервью, которые мы взяли у ведущих экспертов венчурного рынка на Российском венчурном форуме! Дмитрий Калаев рассказал, в каких направлениях лучшего всего сейчас развиваться стартапам, какой бизнес с высокой долей вероятности может привлечь инвестиции и как выстраивать стратегию долевого владения с инвестором.

Как развиваться стартапу в 2023 году на российском рынке?

Дмитрий, как эксперт венчурного рынка, описывает сегодняшнюю экономическую ситуацию как время широких возможностей для развития. Множество иностранных конкурентов ушли с рынка, освободив ниши для новых перспективных идей. Повышенный и отложенный спрос, платежеспособные клиентские денежные потоки — основные характеристики различных отраслей сегодня.

«Надо быстро его (денежный поток) выбирать, пока эта возможность существует»

Дмитрий уверен, что необходимо ориентироваться на клиентов. Не имеет смысла винить клиентов в том, что они не покупают ваш гениальный продукт. Наоборот стоит прислушиваться к их потребностям и создавать для них что-то новое.

«Слушайте клиентов — они голосуют рублем»

Также эксперт отметил особенности взглядов и предпочтений венчурных инвесторов в потенциальных стартап-проектах. На сегодняшний день бизнес-ангелы чаще обращают внимание на бизнес с некоторым объемом продаж: «Если еще пару-тройку лет назад было возможно привлечь финансирование в проект с перспективой первых 5 лет убытков, то сейчас все хотят видеть именно прибыль в краткие сроки».

Это означает, что претендентами на инвестиции сегодня можно считать компании с уже состоявшейся unit-экономикой.

Как инвестору оценить зрелость стартапа?

«Первый вопрос, который я задаю стартапу: а какова ваша выручка?» Отсутствие выручки не показывает неуспех компании или команды — это лишь говорит о наличии гипотезы о бизнесе, требующей подтверждение продажами.

Таким образом, зрелость компании напрямую зависит от объема ее выручки. Немаловажными являются показатели темпа роста объема поступающих средств. Если отрасль растет, к примеру, на 300% в год, а оборот компании на 30%, то это демонстрирует в 10 раз меньшую конкурентную позицию на рынке.

«В таком случае надо пересмотреть механику ведения бизнеса, может быть даже менять команду»

Следующими факторами, определяющими готовность стартапа по мнению Дмитрия, — техника и квалификации. Однако нехватка стратегических навыков или компетенций управления продажами — позиции, с которыми инвестор может работать и мотивировать развивать их.

Какие стратегии применять венчурному инвестору в 2023 году?

Дмитрий Калаев на основе личного опыта считает, что инвесторы более ориентированы сегодня на получение дивидендов. Несмотря на прошлые тенденции покупки доли в проекте, а после его продажи крупным игрокам, таким как Сбер, ВК, Яндекс, современный бизнес-ангел более нацелен на получении процента с прибыли в виде дивидендов: «Фактически стратегия, когда мы купили долю и продали её на российском рынке сейчас не особо актуальна».

Инвесторы сегодня находятся в открытом поиске новых стратегий взаимодействия со стартапами. Для получения дивидендной выгоды инвесторы должен оставить значимую долю за собой. Однако это чревато бóльшими рисками.

«Но если инвестор возьмёт 90% выручки, а 10% оставит команде, то команда в какой-то момент оставит и инвестора, и создателя. Сейчас рынок находится в поиске смешанных стратегий»

Среди таких вариаций Дмитрий выделяет одну: когда у инвестора 10% доли, но до момента окупаемости инвестиций он получает больший объем платежей дивидендами от компании. К примеру, инвестор вкладывает 100 000 000 рублей. До определённого времени эта сумма выплачивается ему приоритетно, а далее он претендует на стандартные 10% выручки.

«В ближайшие пару лет рынок будет искать подобные решения. Мы оказались в условиях повышенной гравитации, где надо находить новые конструкции»

Дмитрий Калаев для Евразийского Центра Инноваций

Больше интервью смотрите в нашем телеграм-канале: https://t.me/startupeci

Подписывайтесь и следите за подробными материалами с каждым экспертом!

66
реклама
разместить
3 комментария

Турбулентность рынка — точно не препятствие для входа на него. И активной деятельности

1

Всё так! Удачи молодым

1

Дмитрий уверен, что необходимо ориентироваться на клиентов. Не имеет смысла винить клиентов в том, что они не покупают ваш гениальный продукт -отчасти это действительно так ,ориентируешься на желание и заинтересованность клиентов ,но при этом стоит отметить что не мало важную роль играет реклама и продвижение ,которые буду заинтересовывать купить продукт