Чем опасны эмоциональные решения в бизнесе

Чем опасны эмоциональные решения в бизнесе

Отказываясь от рационального объяснения происходящего, мы рискуем принять желаемое за действительное. В психологии этот феномен назвали фактором когнитивного искажения, при котором субъективные ощущения человека становятся важнее фактов, а его поступки характеризуются скорее эмоциональным отношением к предмету или явлению. Субъективность в принятии решений особенно губительна в управлении бизнесом, когда от ваших действий зависит будущее других людей. Как сохранить трезвый рассудок в условиях стресса и не поддаться когнитивному искажению действительности? Ниже я расскажу о наиболее распространенных когнитивных искажениях, которые могут привести к негативным явлениям при управлении бизнесом.

Покой им только снится

Переживания, бессонные ночи, стрессы, и как результат – резкое снижение деловой активности. Все эти симптомы преследуют лидера при излишнем беспокойстве за успех своего дела. Когда человек лишает себя права на ошибку, у него автоматически появляются претензии к себе и завышенные ожидания от окружающих, что приводит к целому ряду избыточных действий для обретения успеха. Одно из них – несоответствие результата вложенным в него средствам. Замах не рубль, удар на копейку: так говорят про людей, которые готовы все положить для достижения цели, не обращая внимание на ее фактическую ценность. Обратная сторона того же процесса – чрезмерное планирование своих действий при недостаточном объеме вводных данных и стремление учесть все случайности в принятии решений. Желание разложить процесс на мелкие детали лишает вас объективного взгляда на ситуацию, что ведет к дезорганизации работы всего коллектива и отклонения от принятой стратегии развития бизнеса в целом.

Важное место в процессах когнитивных искажений играет ваше отношение ко времени. Желание достичь результата за минимальный срок часто приводит к обратному: вы начинаете торопиться и в условиях цейтнота допускаете досадные промахи. Помните – всему свое время и чаще выигрывает тот, кто умеет правильно выбрать момент для решающего «удара». Не менее негативно на управление бизнесом влияет процесс затягивания активных действий, при котором человек уходит в сторону поиска дополнительной, часто ненужной информации, не способной кардинальным образом повлиять на конечный результат.

Возможно все

Комплекс супермена, которому любые подвиги по плечу – рождает ложные представления о собственных возможностях. Чаще всего подобное искажение встречается у молодых руководителей, которые преувеличивают собственные профессиональные и человеческие качества в моменте. Излишняя самоуверенность обычно оборачивается отрывом от действительности и принятием неадекватных решений. Следующий уровень подобного отклонения в поведении – желание подчинить контролю большинство рабочих процессов на предприятии. Отсутствие навыков делегирования ответственности у лидера приводит к гиперопеке действий его сотрудников, что с одной стороны лишает их инициативности, а с другой – приводит к снижению профессиональных качеств и компетенций.

Стремление свести один из существующих рисков к нулю вместо того, чтобы постараться минимизировать большинство рисков в общем – является еще одним фактором когнитивного искажения. Несмотря на то, что полное уничтожение одного из негативных факторов забирает больше ресурсов, психологически такая модель поведения представляется более выгодным решением в управлении, что подтверждают исследования социальных психологов. Туда же можно отнести и эффект, открытый американскими учеными Джастином Крюгером и Дэвидом Даннингом. В своих исследованиях когнитивных искажений психологи столкнулись с интересным феноменом: люди, не обладающие необходимым запасом знаний, чаще действуют увереннее, чем их более образованные коллеги. В результате первая категория людей не способны в достаточной мере оценить свои ошибки, что приводит их к завышенному мнению о своих способностях.

Частное – общее

Человек существо субъективное и чаще предпочитает опираться на свой опыт или мнения известных ему людей, чем на существующую статистику.

У этого когнитивного искажения существует целый ряд подвидов, которые могут стать для предпринимателей «ахиллесовой пятой» в управлении бизнесом.

• Обобщение. В этом случае человек воспринимает частный случай, в котором он был участником или свидетелем, как общую тенденцию и переносит свой опыт на другие похожие кейсы. В результате таких действий у него возникает желание подвести все похожие случаи под один знаменатель. Результатом может стать волюнтаристское решение, принятое без учета чужого мнения или «продавленное» его хозяином с помощью полномочий, авторитета или грубой силы.

• Контраст. Здесь важность той или иной ситуации определяется контекстом, на фоне которого она происходит. Так потеря тысячи рублей с зарплатой в 20 тысяч и зарплатой в 100 тысяч будет восприниматься по-разному, при том, что пропавшая сумма остается неизменной. В подобной ситуации необходимо абстрагироваться и попытаться решить вопрос независимо от внешних обстоятельств.

• Непропорциональность. Стремление объяснить простые вещи сложными исходными данными – еще один из видов когнитивного искажения. Классический пример этого феномена – теория заговора, когда человек отказывается верить в произошедшее в силу естественных причин и приписывает этому вмешательство неких могущественных сил со стороны.

• Результативность. Желание свести принятое решение к исчисляемому результату без учета обстоятельств, под воздействием которых оно принималось. Это искажение присуще сферам, где количество ставят впереди качества и ориентируются на показатели «палочной» системы.

Начать дискуссию