Маркировка рекламы: FAQ

Маркировка рекламы: FAQ

Незаметно заканчивается август, а это значит, что с 1 сентября за отсутствие маркировки на рекламе — штраф.

Наш маркетолог Лусинэ Еранян пересмотрела 5 вебинаров, проанализировала 8 статей и 3 раза перечитала поправки к закону, чтобы подготовить ответы на вопросы специалистов по рекламе и предпринимателей.

Все термины, использованные в публикации, раскрыты в заключении материала.

Какую рекламу надо маркировать?

  • Таргетированную и контекстную рекламы.
  • Рекламу у СМИ, блогеров и в сообществах, рекламу на маркет-плейсах.
  • Рекламные баннеры, которые выделяют конкретный продукт или услугу.
  • Продающие посты на своих ресурсах в соцсетях об определенных товарах.

Какой рекламе не надо пока присваивать токены?

Пуш-уведомления, рассылки по своей клиентской базе пока маркировать не нужно.

Также не подлежат маркировке честные отзывы, объявления о вакансиях без открытой рекламы.

Кто должен маркировать рекламу и отчитываться за нее?

Рекламодатель, рекламораспространитель или агентство, в зависимости от договоренностей. Чаще всего обязанности по маркировке берет на себя агентство или рекламораспространитель.

Важно: обязательно обновите договор или сделайте доп. соглашение с ответственностью по маркировке.

Как маркировать таргетированную рекламу?

С таргетированной и контекстной рекламой все проще: необходимо 1 раз ввести данные: если вы сами запускаете рекламу на своей странице, то вводите свои ФИО/ИП/ООО и ИНН в рекламном кабинете, если вы подрядчик и работаете через агентский РК, то вводите и свои данные, и заказчика, и данные о договоре. Токены присвоит сама рекламная система.

Пример поста, промаркированного для таргетированной рекламы.
Пример поста, промаркированного для таргетированной рекламы.

Важно: при запуске рекламных объявлений нажмите галочку «Отправлять данные в ОРД», иначе токен не будет присваиваться.

Я делаю размещения своего бизнеса в разных пабликах, их тоже надо маркировать?

Да, нужно. Даже если вы перевели владельцу паблика деньги на карту, и он — физическое лицо, вам все равно следует заключить с ним договор, промаркировать объявления и за каждый месяц до удаления рекламного поста отчитываться по статистике. Бессрочно на момент выхода статьи. Кто будет в данном случае маркировать и отчитываться по рекламе, решаете с подрядчиком.

Важно: если маркировки не будет, штраф получит вся цепочка.

А если я просто у себя в группе выкладываю продающие посты, их тоже надо маркировать?

Да. Просто отчитываться надо будет нулевыми актами и договорами. В ОРД есть даже такая галочка «самореклама». Если что, в Законе понятия самореклама нет.

Важно: не надо маркировать каждый пост в группе. Основной критерий рекламы: чрезмерно положительная оценка, хвалебность.

Например, информацию об адресах, графике работы, вакансиях, ценностях — маркировать не нужно. Есть и другие исключения, но все зависит от тональности.

А как все-таки правильно маркировать?

В зависимости от типа рекламного материала.

Если это текстово-графический блок.

Предписание Роскомнадзора: если это рекламное размещение, где есть ссылка, то токен прикрепляем к ней в таком формате .ru/?erid=токен

Однако некоторые ссылки из-за этого бьются, поэтому есть альтернативные варианты:

  • в начале рекламного поста Erid: токен;
  • на самом креативе в таком же формате.

Помимо токена, необходимо добавлять данные о рекламодателе:

  • для физического лица: ФИО и ИНН;
  • для ИП: название ИП и ИНН;
  • для юридических лиц: название юрлица и ИНН.

Перед данными о рекламодателе надо обязательно писать слово Реклама: ни рекламная интеграция, ни нативочка, ни рекламочка.

Где добавлять данные о рекламодателе, точного предписания нет.

Рекламные статьи в интернет-СМИ маркируются также в начале статьи.

Если есть рекламная интеграция в видео, необходимо вставлять ERID и данные о рекламодателе именно в самом файле: внизу, мелким шрифтом, читаемо.

Это касается не только горизонтальных видео, но и сториз, клипов, и даже кружочков в телеграм.

Важно: соблюдать формат и последовательность маркировки, т.к. проверять все будет бот, и в случае несовпадения формата с креативом могут быть проблемы.

А надо ли маркировать посты в запрещенной соцсети?

Сначала ФАС сказали, что маркировать не надо, но потом отменили письма. Поэтому рекламную интеграцию у блогера лучше промаркировать на всех ресурсах.

Так, а где мне брать токены?

Первое, что надо сделать — зарегистрироваться в ОРД.

Мы прикладываем список ОРД: есть платные и бесплатные. Например, Яндекс и ВК ОРД пока бесплатные. Тарифы также отличаются: где-то за загруженные МБ, где-то за % от рекламного бюджета.

Это все ОРД, что утверждены Роскомнадзором на момент написания статьи.

После регистрации в ОРД необходимо завести контрагентов.

Маркировка рекламы: FAQ

Роли в ОРД выбираем в зависимости от того, за что хотим отчитаться.

Например, если вы рекламораспрастранитель, то вы дополнительно выбираете роль «издатель» чтобы добавить ваши площадки.

Если вы подрядчик, который хочет отчитаться за саморекламу вашего клиента, то у клиента дополнительно выбираете роль «издатель», чтобы создать его площадки.

После создания контрагентов переходим к договорам. В случае Саморекламы договор нужен с галочкой.

И далее уже можно регистрировать креатив и присваивать ему токен, а в следующем месяце отчитаться статистикой и актом.

А какие штрафы, зачем суетиться?

За непредоставление в ЕРИР информации о рекламе, неполное, недостоверное, неактуальное или несвоевременное предоставление информации:— граждане: 10 000 – 30 000 руб.;— должностные лица и ИП: 30 000 – 100 000 руб.;— юрлица: 200 000 – 500 000 руб.

За распространение рекламы без идентификатора или с нарушением требований к его размещению:— граждане: 30 000 – 100 000 руб.;— должностные лица и ИП: 100 000 – 200 000 руб.;— юрлица: 200 000 – 500 000 руб.

Для ОРД нарушение законодательства о рекламе:— должностные лица: 100 000 – 200 000 руб.;— юрлица: 300 000 – 700 000 руб.

Важно: закон не исключает, что за каждый непромаркированный креатив не будет отдельного штрафа.

Вместо резюме

Не стоит паниковать: ФАС не считает любое упоминание бренда рекламой. Рекламу от информации отличает объективность оценки.

В этой статье я постаралась собрать самые популярные вопросы и дать по ним разъяснения.

В дальнейшем мы планируем серию мероприятий по маркировке, где будем более углубленно разбираться в каждом конкретном случае.

Если вам интересна тема маркировки, напишите в комментариях, забронируем для вас место на наших мероприятиях.

Понятия простыми словами.

ЕРИР — единый реестр интернет-рекламы. Грубо говоря, площадка, которая собирает все-все рекламные креативы, договоры, статистику и отчетности. При этом в самой площадке не отчитаться, а можно лишь проверить, подгружается ли отчетность.

ОРД — оператор рекламных данных. Именно в ОРД нужно зарегистрироваться, чтобы отчитаться.

Рекламодатель — компания, клиент, заказчик — чей креатив.

Агентство — посредник, тот, кто работает с рекламодателем и настраивает ему рекламу.

Рекламораспространитель — владелец рекламного паблика, блогер, СМИ.

Рекламная система — ВК, Яндекс.

РК — рекламный кабинет (для запуска таргетированной или контекстной рекламы).

Самореклама — реклама в собственных аккаунтах соцсетей или сайте.

1
Начать дискуссию