Кто такой Junior, и почему в наши дни к новичкам в ИТ достаточно скептически относятся?

История, что было в 2000х

Если вспоминать 1990ые - начало 2000х, то формально такого разгула информационных технологий, как сейчас, не было. Не было и того разнообразия техники и программного обеспечения. Да и автоматизация компаний по большому счету оставляла желать лучшего. Безусловно компьютеры были, но кто-то в научных институтах уходил от перфокарт, кто-то получал более менее на те моменты современную технику, от дискет и простых программ написанных на Basic, а кто-то покупал компьютеры и устанавливал на них уже Windows 98 и Windows 2000.

Кто такой  Junior, и  почему в наши дни к новичкам в ИТ достаточно скептически относятся?

Так вот в тот самый период роста информационных технологий и стали появляться запросы на тех самых людей которые должны были помогать со всей этой техникой уживаться. Оказалось, что купить компьютер уже можно, а вот что с ним делать, не очень то и понятно. Кто-то должен его собрать, кто-то чинить, кто-то должен на него установить операционную систему.

К слову говоря, установка винды 98 – совсем не тривиальная задача, на которую порой уходил добрый час времени и работа ручками. А не так, как сейчас, чтобы установить какую-нибудь Windows 11, требуется 10 минут и 3 клика мышкой.

Виной тому другие мощности железа и другие технологии в разработке ПО. Так вот, весь этот зоопарк появлялся и нужны были технические специалисты. Одни были бухгалтерами, другие инженерами, кто-то вообще никак не связан с техникой, но был просто любопытен и любознателен и тянулся к новым технологиям, вот такие ребята и начинали разбираться в железе, читать мануалы, решать проблемы и заставлять работать «эти пылесосы». Кто-то начинал писать небольшие программы, для ускорения и упрощения работы тех же бухгалтерий. Так зарождались те монстры которых вы сейчас уже знаете, такие компании как 1С, Касперский и другие. И так к сожалению зарождались компании которые, канули в лету, например мною очень любимый Dr.Web, мною не любимый БЭСТ4 и другие.

Важно так же отметить, что интернет тоже только-только становился массовым. Лично я помню, как потратил неделю на то, чтобы завести себе почтовый ящик. В итоге сделал это через подключение по модему, на скорости 8,8кб/сек и на сайте тогдашнего mail.ru. Я помню маленький выпуклый экран огромного монитора и огромный он был ни по диагонали, а по габаритам, на сайте mail.ru не было много разделов и рекламы и самым сложным было придумать себе никнейм ).

Возвращаю вас из моих воспоминаний и ностальгии, просто лишний раз хочу сказать, в те времена не было такого количество электронных писем, мессенджеров и т.п. плюс ко всему качество работы всего этого ... – оставляло желать лучшего. Ты мог подключиться к интернету, который в целом был достаточно дорогим, начать отправлять письмо, тебе кто-то мог позвонить или кто-то из твоих близких или сотрудников на работе мог поднять параллельную трубку и связь могла прерваться. А иногда было много абонентов подключенных к провайдеру и ты просто не мог подключиться к интернету. Вот с такими задачами, тогдашние админы-программисты и сталкивались. Большинство были самоучками. Но безусловно были и те кто обладал инженерной профессией и занимался информационными технологиями профессионально.

Тогда же и появлялись профессии в ВУЗах страны. Во-первых, с математическим обучением у нас в стране почти всегда было всё хорошо. А высшая математика – это один из фундаментов для профессии в информационных технологиях. Я осознанно не называю какие-то языки программирования или инженерные специальности, т.к. большинство находило себя не от того, что ты на кого-то выучился и пошел по этой профессии работать, а ту профессию по которой мог найти работу. Ведь сисадминство – это сейчас или в 2010х прекрасно сформировалось и в головах у руководителей компаний есть осознание, что кто-то должен за всем тех парком следить. А тогда этого понимания не было, как и не было понимания, что за это нужно платить как за штатную единицу. Вот ты отучишься и пойди попробуй найти себе работу, программистом или системным администратором… Кем найдёшь, тем и работаешь.

Кто такой  Junior, и  почему в наши дни к новичкам в ИТ достаточно скептически относятся?

Скорее всего именно по этому, системных администраторов с тех самых давних времен и называют программистом, что он мог всё и лампочку заменить и какую-то программку починить и даже что-то написать. Но дальше после конца 90х, всё стало стремительно развиваться, середина 2000х - экономика растёт, деньги есть, техника всё более новая и современная, разнообразие софта просто кружит голову, становится огромное количество сообществ, разветвлений, вер в истинность технологий, стремительно развивается интернет, становится дешевле и доступнее. И всё это создаёт уже сформировавшиеся лагеря, такие как инженерия – те кто обычно обслуживает железо и софт. И те кто пишет на разных языках программирования. Тут и 1С, и классический C++, и Java, php и много других.

Но хочется отметить важный нюанс, в большинстве случаев в этих сферах работают либо выходцы из тех предыдущих поколений кто опытом доказал то что он знает и умеет, либо те кто получил полноценное образование в ВУЗе, при этом совсем не обязательно ты должен был учиться именно на программиста, ты мог учиться и на другую специальность, но количество высшей математики и языки программирования типа C/C++ могли преподаваться у тебя годами. Вот такие ребята и выходили на рынок труда. И да, джуны и в те временя очень болезненно искали/находили работу. Вкладываться в обучение новичка – было трудозатратно всегда. Поэтому опыт получали всеми возможными и не возможными способами. Подработки, по знакомым, фрилансили и косячили, но получали опыт. А потом когда ты приходил работать в какую-то компанию, тебе говорили – «теперь забудь всё чему тебя учили» и учили тебя по новой!)

Что произошло в 2020

Сделаю рывок во времени, сразу к 2020, и поясню почему именно так. Безусловно с 2000х по 2020 много всего было и много чего произошло. Но именно в 2020 случился «Коронавирус». Та самая пандемия, которая изменила нас всех и изменила подход к работе. Я говорю про то, что раньше работать удалённо можно было. И некоторые так и работали. В большинстве случаев так работали фрилансеры. Тут жизнь нас заставила изолироваться, при этом жить то нам было как-то нужно. А значит нужно было зарабатывать и работать. И тут все у кого были такие технические возможности оперативно перешли на удалённую работу. И это перевернуло всё. Какие плюсы удалённой работы, я думаю перечислять не имеет смысла. Могу сказать даже по себе, мой офис в 10 минутах пешком от моего дома, и когда мне приходится выезжать в город особенно в час пик, в городе миллионнике, то я очень быстро понимаю как круто что я от этого ушел. Тратить по 3 – 4 часа в день на дорогу, прокатывать свою жизнь – это, во-первых, изматывающе, во-вторых – дорого во всех смыслах.

Кто такой  Junior, и  почему в наши дни к новичкам в ИТ достаточно скептически относятся?

А вот какие минусы всплыли, стоит рассказать:

1. Если эффективность работы в офисе более менее оценима. Например, возьмем среднестатистическую команду которая сидит в одном кабинете, если возникает вопрос, то достаточно спросить у нужного человека и получить ответ. Если этот человек может не знать ответа на твой вопрос, возможно кто-то другой из разработчиков залез в ту часть кода и внёс правки, не сказав об этом другим, он услышал твой вопрос и ответил что это он и сделал то-то. Поэтому первой проблемой стала сама - коммуникация. Нарушилось её качество и её скорость.

2. Потеря эффективности в одном из звеньев уменьшает эффективность всей цепи. Отсюда второй минус – это эффективность работы команд, она упала. А если всё это умножить на то, что каждый программист стоит очень дорого для бизнеса, учитывайте не только фактическую оплату, но и налоги, то стоимость плохо работающей команды сравнима со стрельбой из пушки танка по муравьям во всём лесу.

3. Предыдущие две проблемы вытащили наружу другую глобальную проблему всей России. Очень низкие управленческие компетенции. Раньше, да и чего греха таить, и сейчас, руководителями становятся просто эмпирическим путём. Другими словами, вот вы программист в компании, проходит полгода, кто-то ушел, вас подняли выше, дальше ушел ваш руководитель, вы один из опытнейших сотрудников внутри этой компании и вас назначают руководителем. Вроде бы разумный и логичный карьерный рост и для вас тоже. НО, после того как вас назначили руководителем, мало кто задумывается над тем, как надо руководить? Что мы делаем? Зачем? Какая стратегия? Какая цель? Сроки? Какая нужна команда? Какая у неё должна быть эффективность? Какой бюджет? Что мне необходимо для достижения результата? Полномочия? И куча всего другого. Плюс руководить – именно руководить, надо уметь, это выстроить коммуникации с каждым, найти те самые струны и подходы к каждому, сделать так, чтобы вся команда работала не как отдельные музыканты, а оркестр. Только тогда может получиться что-то хорошее в прогнозируемое время. А наши текущие руководители, руководят примерно так, «я поставил ему задачу, как выполнит - вернется», а ведь он может и не прийти. Может не понять что ему нужно сделать, может не знать как это сделать, может вообще не делать у вас, а делать на стороне, может уволиться… Кстати именно так и появляются истории, как человек не работая в компании 2 года получал от них зарплату.

Основные минусы я перечислил и их аргументировал. Минусы безусловно есть ещё. Но не буду подробно на этом останавливаться, чтобы не затягивать и без того достаточно длинную статью.

Как результат на выше указанные минусы = проблемы, бизнес так же быстро придумал как это всё загнать под более управляемую историю. А именно по этой причине произошел лавинообразный взлёт такой специализации как аналитики (бизнес аналитики, системные аналитики и др). Ведь именно эти ребята, стали связующим звеном бизнеса в понимании и выстраивании бизнес процессов и программистов и как следствие более управляемого получения результата.

Но 2020год так же сильно подстегнул сферу онлайн обучения. Ведь много людей осталось без работы, те ниши где они работали ранее вынуждены были закрыться. Например, раньше компании могли активно развивать свои социальные сети, но эффекта не было и компании по инерции и в ожидании того что стрельнет, продолжали в них вкладываться. Но как только случился кризис 2020года, то все расходы которые не приводили к результату - порезали. И вот такие ситуации привели к тому, что большое количество людей решило менять профессию, кушать то хочется.

А тут онлайн школы, распиарили вкусность ИТ профессий, огромные возможности и удалёнка, мол работай с Бали или Кипра и живи в кайф. Как по мне, вот тут то и начался треш. Толпы, которые ничего не понимают в ИТ, в лучшем случае с гуманитарным образованием, прошли достаточно низкокачественные курсы, им в голову залили информацию что теперь у них всё получится и выпустили в мир.

Как учили ИТшников раньше и какая подготовка у нынешних

Я уже писал выше, что раньше трушные итшники получали классическое математическое образование. В общем-то это обуславливалось тем что в целом было два глобальных направления берущих своё начало в C++ и Java. Дальше они перетекали в мобилку, ну и отдельно выделялись web языки. Я пытаюсь донести тот факт, что высшая математика нужна для большинства технологий. А в наши дни, появились языки в которые можно перейти и даже без базового технического образования. Например, если захотеть можно изучить Python, Golang…

Кто такой  Junior, и  почему в наши дни к новичкам в ИТ достаточно скептически относятся?

Попробую классифицировать программистов на два лагеря, назвать одних условно «кодеры» вторых условно «инженеры». Инженеры – это те, кого можно классифицировать как ребят, которые получили классическое техническое образование, хотя наличие такового не говорит что ты по факту инженер. Основное отличие инженера от кодера в том, что инженер видит задачу и может придумать как её решить и какой технологией её эффективнее реализовать. И тут язык программирования просто инструмент. А кодер – это человек, который изучил стек. Если перевести это в метафоричную визуализацию – то это тот человек, который изучил например английский язык и теперь может на нём говорить. Так и кодер, ему дают готовое задание и он может накодить. В целом это достаточно грубое сравнение, но оно призвано не для того, чтобы кого-то обидеть а, для того чтобы показать отличия.

Давайте еще рассмотрим такие профессии как тестировщик или аналитик. В них достаточно быстро можно зайти. При этом курсов на тестировщика/QA полным-полно и за пару месяцев тебя могут чему-то обучить.

У нас был опыт поиска junior QA после яндекс практикума, и мы давали мини тесты для проверки квалификации. Один из вопросов был в том чтобы перечислить ошибки 1хх, 2хх,..4хх и т.д. Уверен, каждый из вас, даже не учившись понимал что ошибка 4хх – это ошибка доступности страницы, можете конечно меня закидать в правильности названия, но каждый встречал страницу 404 на сайте. Так вот, перечислить эти ошибки смогло 8% человек прошедших обучение на тестировщика. Как бы резюмируя эту главу, обучение из года в год, безусловно дополняется, но важно понимать что это бизнес и там нет цели сделать классных и умных специалистов, задача собрать деньги и прогнать через обучение ка кможно больше людей, а дальше если выжил молодец, если нет, ну ответственность на тебе. В общем-то логично, но на качестве специалистов на рынке труда, сказывается отрицательно.

Вот мы и получаем достаточно низко квалифицированных выпускников курсов, которых никто не хочет брать. А работодатели пообжигавшить с десятком таких собеседований, дальше таких уже не хотят звать и тратить на них время. А на курсах ещё бывают учат обманывать, мол коммерческий опыт был внутри системы обучения, типа для яндекса что-то делали. А по факту ничего (

Приведу пример курсов в ИТ рекрутинге, курсов много, стоят они в районе 60тыс, но сколько я смотрел программы обучения, понимаю что в целом даётся порядка 60% материала который нужен был бы рекрутеру, ну а дальше только опыт нарабатывать видимо. Лично для нас, это лучше, чем вообще ничего, но так не все готовы, тратить ресурсы на обучение. Это действительно очень трудоёмкий процесс и надо знать и уметь как из нуля сделать сильную боевую единицу.

К чему всё это приведет? Какие риски для джунов и для работодателей несут текущие реалии.

И так, вот у нас есть текущая реальность. С одной стороны совершенно дикий голодный рынок труда. Специалисты в информационных технологиях востребованы и вроде бы как разлетаются по работодателям как горячие пирожки. Но как и везде есть нюансы:

Кто такой  Junior, и  почему в наши дни к новичкам в ИТ достаточно скептически относятся?

1. Очень много людей идут переучиваться на ИТ профессию после 30 лет, а то бывает и после 40. Вроде бы как это здорово, но вот нюанс, найти таким работу – становится очень сложно. ИТ профессия считается достаточно молодой. Мы сами часто сталкивались с тем что компания готова рассматривать кандидатов до 30 лет. В основном проблема в молодых руководителях, которым сложно выстраивать коммуникации с более взрослыми подчиненными. У которых так же есть сложившийся жизненный опыт и свой взгляд на жизнь.

2. То чего рынок пока не замечает. Это Искусственный Интеллект! Я общался с разными по стеку senior разработчиками, которые пробовали создавать запросы различным GPT чатам на написание кода. И все в один удивленный голос заявляли, что джуны находятся под угрозой! В целом куски кода получались очень быстро и вполне среднего junior качества, при умелом подходе, внесении правок он становится вполне годным, что экономит приличное количество времени. Но если подождать ещё немного, то с большой вероятностью через 1-2 года, GPT чаты смогут выдавать рабочий код сразу и программисты могут кануть в лету, и остаться операторами GPT систем которые пишут запросы, проверяют их и вставляют куда-то. Так что однозначно стоит задуматься о том, куда вы идёте, что вы будете делать в случае если наше предположение окажется верным.

Что-то в качестве выводов:

1. Для работодателей

Мы уже однажды записывали короткое видео на тему того, какие есть стратегии найма, вы можете его посмотреть по ссылке. Согласно этому видео есть стратегия найма которая подразумевает выращивать сотрудников. В этом случае совершенно спокойно укладывается найм кандидатов без опыта и после курсов. Да этот процесс весьма трудоёмкий. Но возможно это ваш путь. Что бы сделал я, собственно я так и сделал в рамках курсов по ИТ рекрутингу. Я пошел изучать эти курсы, их состав, раскрытие тем, сколько часов уделяют темам и т.п. Далее я успел пообщаться с различными кандидатами после этих курсов. И в целом после этого можно сделать какие-то выводы, после каких курсов людей точно не стоит рассматривать, а после каких обязательно надо брать.

К сожалению для нас, в теме рекрутинга, некоторые опытные рекрутеры считают что они могут круто обучать и начинают набирать группы, заманивать в свои сети ближайшее окружение, учат и получаются кандидаты которые даже что-то знают. В итоге, у опытного рекрутера не плохая подработка и калым, а на рынке люди которые не знают куда себя применить после обучения. Крупные школы работают более системно. Но так же важно отметить, что всё зависит от самого человека, если он учится с интересом, то он будет искать и черпать информацию ото всюду. Ну и предыдущий опыт кандидата и его softskills так же сыграют важную роль. Так же таких кандидатов сразу стоит готовить к правильной работе с первых дней у вас. Я говорю о том, что нужно подготовить регламенты, правила и стандарты работы. Чуть больше контроля и вопросов, всмысле – дали задачу, и спросили: что он понял, что он будет делать, как он это будет делать, что он будет делать если он столкнётся с проблемой и т.д. Тогда быстрое вливание новичка и качественный будущий сотрудник вам практически гарантирован!) Ну либо шансы на это существенно возрастут.

Так же рекомендую не гнаться только за молодыми (20летними), посмотрите более взрослых, их мотивация на обучение осознаннее и более щепетильная, да и желание закрепиться в новой профессии будет сильно выше.

2. Для соискателей / кандидатов

Для начала, важно понимать, сеньёрами не рождаются, ими становятся! Так что это путь и быстро он не произойдёт! Первое что могу посоветовать и что чаще всего спрашивают, ищите стажировки. Если идёт совсем тяжело, то соглашайтесь на бесплатные стажировки, чтобы набраться опыта и за одно показать себя. Возможно уже через месяц вы сможете проявить себя положительно и вас возьмут на оклад. На стажировке спросите, что мне нужно сделать, чтобы меня взяли на оклад. Второе, готовьте качественное резюме, не врите, структурируйте информацию, подсказки как это сделать можно так же увидеть у нас в видео. Третье, откликаясь, изучайте проекты куда откликаетесь и используйте статистику, в любом случае когда-то кто-то да позовет вас на собеседование, из воронки собеседований вам кто-то да предложит поработать. Главное не отчаиваться и не опускать руки! И у вас всё получится!

В наше рекрутинговое агентство BGStaff редко обращаются за тем, чтобы подобрать junior специалистов. Собственно, это основная причина, почему начинающим специалистам не особо стоит рассчитывать на помощь кадровых агентств, но это не значит, что стоит игнорировать этот источник поиска.

22
2 комментария

Статья рассказывает о развитии ИТ сферы в 2000-х и вызовах для новичков в 2020-х.

Саммари:
- Развитие ИТ с 1990-х до 2000-х, появление новых компаний
- Начало века: запрос на технических специалистов, самоучек
- 2020 год: COVID-19 способствует удалённой работе и онлайн обучению
- Появление массового интереса к ИТ профессиям и переобучению
- Проблемы удалённой работы: коммуникация, эффективность, управление
- Рост спроса на аналитиков и реформирование бизнес-процессов
- Качество обучения в ИТ: недостатки курсов и необходимость практики
- Сложности для джунов: переобучение в более старшем возрасте, ИИ угроза роли
- Советы работодателям и джунам: найм без опыта, стажировки, наполнение резюме
- Рекомендации по стратегии найма и обучения новичков в ИТ сфере

Стараюсь выделять самое важное для вас.

Ответить

Спасибо дорогой! Это сделано руками или с помощью "ИИ"?

Ответить