Стоит ли привлекать SEO специалиста для разработки сайта?

Как привлечение seo-специалиста на стадии разработки сайта экономит время и деньги

Многие владельцы бизнеса убеждены, что можно сначала создать сайт, а уже потом, когда он готов привлечь для продвижения seo-специалиста. Это фатальная ошибка, которая приводит к кратному увеличению расходов на переработку и доработку сайта. Разбираемся, почему так важно изучить нишу до составления технического задания на разработку сайта.

Красивый сайт, который невозможно продвигать

Предприниматель приходит к web-разработчику, показывает крутые сайты конкурентов и говорит: «Хочу, чтобы было так, так и так, но только еще лучше». И получает безупречный с точки зрения визуала web-ресурс. Разве это не четкий план действий? Что вообще может пойти не так, если у других все работает?

При таком подходе не так может пойти ВСЁ.

Да красивый, презентабельный, с огромным количеством визуальных составляющих и современных дизайнерских «фишек» – web-студия хорошо потрудилась над созданием сайта. Но проблема в том, что для того, чтобы сайт продвигался, у него должны быть определенные посадочные страницы, заточенные под вполне конкретные кластеры поисковых запросов. И вдруг выясняется, что структура сайта не подразумевает их наличие, сам «движок» на это не рассчитан. Как результат огромное количество времени и ресурсов, потраченных на нерабочий сайт.

И это лишь один из возможных печальных сценариев развития событий, когда команда web-разработчиков не взаимодействует с seo-специалистами. С него и начнем более детальный разбор.

Выбор правильной CMS

Довольно часто «движок» выбирается по принципу «мы слышали про эту CMS, поэтому будем с ней работать» или «будем делать на Tilda, потому что это удобно». Такие доводы, в конечном счете, приводят к необходимости «переезда» на другую CMS со всеми истекающими отсюда сложностями.

Условно, на конструкторе Tilda действительно легко создавать страницы сайта. Но этот сервис больше подходит для одностраничников, лэндингов с одной услугой или малостраничных сайтов. Но масштабировать полноценный многостраничный сайт с большим количеством товаров будет неудобно всем, и прежде всего seo-специалисту.

В Tilda все строится на блоках, сам подход в случае с многостраничным сайтом неудобен. Проще говоря, тысячу страниц создать на базе Tilda практически невозможно. Тот же WordPress обладает огромным количеством инструментов и модулей, чтобы массово вносить изменения на сайт, такие как перелинковка, изменение типовых блоков на странице и т. д.

Структура сайта и риски потери трафика

Почему такие риски могут возникнуть? Да потому, что структура – это фундамент дальнейшего продвижения.

Web-разработчик строит структуру исходя из своего опыта и представлений о нише. Или другой пример, в техническом задании на разработку сайта предприниматель прописал свое видение нужных категорий и подкатегорий. На его взгляд, именно такое разделение может быть полезно потенциальному клиенту. Понятно, что структура будет неправильной или неполной. Соответственно, когда к работе подключается seo-специалист, ему приходится ее переделывать.

В результате, что мы имеем. Выясняется, что поисковых запросов на созданные подразделы нет, поэтому трафик не собирается. При этом существующие страницы уже проиндексированы, в них распределен контент. Изменения приводят к перемене url-адреса, сбросу привязанных возрастных, хостовых характеристик, внутреннего ссылочного распределения. А это уже критично и довольно сложно исправлять на крупных сайтах.

Как бесполезные страницы съедают бюджет

Речь о страницах, которые отрисовали дизайнеры, разработали программисты, но, по сути, они являются бесполезными. Выясняется, что на такой тип страниц не приходят поисковые запросы, а значит, никакой задачи они не решают. Это может быть, например, попытка разработчиков повторить за конкурентом.

Такая же ситуация складывается с посадочными страницами. Без привлечения seo-специалиста велик риск создать страницы, на которые нет поисковых запросов.

" Приведем пример интернет-провайдера, который заказал в разработку сотни посадочных страниц на разные улицы. Запрос условно выглядел так: «Интернет провайдер в г. Москва, улица Ленина». Был потрачен ресурс на дизайн, создание страниц, перелинковки и т. п. При изучении вопроса seo-специалистом оказалось, что нет поисковых запросов, которые могли бы вести на эти страницы. Согласитесь, даже логически ясно, что пользователь будет искать провайдеров интернета в своем городе, но никак не по названию улицы.

Пара слов о нерабочем хаотичном контенте

Неверный подход к написанию контента – еще одна распространенная проблема, которая расходует бюджет. Предположим, в команде есть авторы, но нет seo-специалиста. Редакция работает над статьями произвольно. Ну, не знаю ребята про поисковые запросы, про эффективную структуру статьи. Просто есть подходящая тематическая статья, которая выдается. О том, чтобы анализировать конкурентов и отслеживать, кто находится в топе, даже речи не идет.

Когда предприниматель понимает, что как-то слабо привлекается трафик, и решается на профессиональное продвижение, как правило, уже бывают написаны десятки тысяч статей. На их переписывания просто не хватит ресурсов, как минимум потому, что они создавались не один год. Плюс переписывание старых статей – это удорожание в два-три раза.

Остается только медленно и кропотливо перестраивать существующие подходы к контенту и с их учетом писать новые статьи.

Зачем подгонять структуру сайта под Яндекс или Google

Распределение трафика между поисковыми системами Яндекс или Google – важный момент. Если после аудита ниши выясняется, что конкуренты большую часть трафика собирают с Google, соответственно структуру сайта нужно строить под Google.

Для Google больше подходит древовидная структура, состоящая из папок, подпапок, категорий и т. д. Для Яндекса, напротив, более приемлема плоская структура, когда все страницы располагаются на втором, максимум на третьем уровне вложенности. Эти нюансы нужно знать и учитывать.

Коротко о том, как должно быть

Подведем некий итог вышеизложенного и ответим на вопрос, как правильно выстроить работу на этапе подготовки технического задания и непосредственно на этапе разработки и продвижения сайта.

В первую очередь seo-специалист должен провести исследование и аудит ниши. На этом этапе нужно определить:

· кто лидер ниши;

· какие CMS используются:

· какой объем трафика можно получать;

· сколько в среднем страниц у сайтов конкурентов:

· как строится структура конкурентов;

· какие решения они используют;

· какие типы страниц используют;

· как строится региональность;

· распределение трафика между ПС Яндекс и Google.

Дальше начинается изучение семантического ядра, сбор и кластеризация запросов, формирование структуры сайта на основе кластеров поисковых запросов и структуры конкурентов и подготовка технического задания на посадочные страницы.

" Это тот самый момент, когда нужно определиться, какие блоки нужны, а какие будут бесполезны. Например, дизайнер из своего видения может создать блоки «читать», «купить» и пр. А выяснится, что на странице обязательно нужен был «калькулятор». Он удерживает пользователей, является коммерческим фактором. Но дизайнер об этом не знал и даже не заложил его при проектировании.

После этого можно переходить к разработке региональной схемы продвижения, где также важно учесть действия конкурентов и «успешность» их стратегии. Начинается формирование шаблонов мета тегов для всех типов страниц с учетом семантического ядра, подготовка качественного текстового материала, настройка перелинковки.

Что в итоге?

А в итоге получается та самая экономия времени и денег – возвращаемся к началу обзора. На сайте заложена правильная структура, где каждая страница отвечает на определенный кластер запросов. Каждая страница оптимизирована с точки зрения метатегов, потому что прописан шаблон метатегов. И наконец, написаны правильные тексты, нужные коммерческие блоки расположены на странице и все это перелинковано. Все работает, не лагает, растет в поиске, медленно и уверенно приближаясь к топовым позициям.

Это, пожалуй, все, что хотелось донести до предпринимателей по вопросу важности привлечения seo-специалиста к работе над сайтом. Получился краткий разбор ошибок и набросок плана по их недопущению.

Будем рады ответить на вопросы в комментариях!

22
Начать дискуссию