«Работаем дальше»: неон для чипов, ИТ-автономии и экспорт технологического суверенитета

Анализируем ситуацию в тех. секторе. Основные моменты за последние пару недель, на которые мы хотели бы обратить ваше внимание.

Фото: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Funsplash.com%2F%40jezar&postId=497604" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Jezael Melgoza</a>
Фото: Jezael Melgoza

Экспорт технологического суверенитета — как запустить отрасль с помощью лицензирования

Недавно говорили о чип-гейте и вопросах, связанных с лицензированием архитектур микрочипов. В истории это — один из ключевых аспектов, влияющих на освоение и масштабирование передовых технологий. Так, в послевоенной Японии одно время фактически действовал запрет на ввоз электроники и технологическое развитие. Однако это не помешало резко изменить ситуацию, когда запад принял решение о прокачке региона.

Сегодня все ещё работает компания, которая наиболее ярко иллюстрирует эффект от данного подхода. Ее история получила буст в 1953 году, когда фирма [тогда она называлась Tokyo Tsushin Kogyo] приобрела у американского телекома лицензию на производство транзисторов за символические деньги — $25 тыс. и роялти с продаж в 2–3%. После компания наладила выпуск актуальной электроники. Что было дальше, вы знаете, как и сам бренд [Sony].

Похожая история произошла с исследовательским институтом ITRI на Тайване, который произвел научно-технический обмен с RCA и на базе новых патентов запустил производство чипов UMC и Mediatek. На этом дело не заканчивается — сейчас США и Япония планируют запустить исследовательский центр по разработке 2-нанометровых полупроводниковых чипов.

По какому пути пойдут отечественные производители микросхем в условиях санкций, пока непонятно. Один из возможных вариантов — открытые архитектуры вроде RISC-V, плюс — развитие своих подходов.

Технологические автономии — глобальные цепочки поставок микроэлектроники уходят в прошлое

В начале августа администрация президента США выделила $280 млрд на развитие производства процессоров в стране. Из них $52 млрд пойдет на фабрики, а остальное — на R&D. В ЕС похожая картина — Еврокомиссия собирается потратить €54 млрд на инвестиции в научно-технические инновации. К тренду присоединились Япония, Южная Корея и Мексика. Правительство последней планирует извлечь выгоду из добрососедства с Соединенными Штатами и обсуждает размер инвестиций в отрасль.

Однако производить чипы инхаус сложно даже тем, кто обладает безграничными ресурсами. Дело в том, что в мире не так много компаний, способных выпускать фотолитографическое оборудование для штамповки чипов. Во многих странах, включая Японию, просто отсутствует экспертиза для разработки с передовыми техпроцессами. Кажется, этот момент вновь будет закрыт с помощью США.

В какой-то степени конкурирующие страны оказались в похожих условиях, хотя можно ожидать, что финансирование российских проектов будет более скромным. Но станет ли этот фактор ключевым в большой игре за возвращение вычислительной экспертизы домой?

Что ещё за проточные батареи — как они связаны с экспортом технологий, и что делают у нас

Одно из наиболее перспективных направлений в батарейной отрасли — ванадиевый редокс-аккумулятор. Для хранения энергии он использует ионы ванадия. Такие батареи ставят на электростанциях (в том числе солнечных), применяют в нефтегазовой отрасли. Ванадиевые редокс-батареи считаются наиболее перспективными в этой сфере, в том числе с тоски зрения выхода на использование в городском хозяйстве и не только (долговечные батареи с промышленным ресурсом).

Патент на технологию получила американская компания UniEnergy несколько лет назад. Однако в то время местные инвесторы отказались вложить деньги в аккумуляторный бизнес. Тогда компания с разрешения Министерства энергетики США перенесла производство в Азию (очередной пример лицензирования новых технологий для перспективного «терраформирования» рынков) и сегодня эти батареи благополучно делают в Китае из китайского сырья. Почему производство досталось не «своим», вопрос. Теперь будет сложнее достать конкурентов. Технология ушла в Китай по сублицензии ещё в 2017-м, а по полноценному договору — в 2021-м.

В России тоже развивают ванадиевые аккумуляторы. Главный элемент редокс-батареи — пластина из графита, в которой происходит преобразование энергии. В них использовали китайские материалы, но инженеры из НИТУ «МИСиС», «Сколтеха» и других исследовательских институтов синтезировали новый материал. Использовали не мелкозернистый изотропный графит, а карбонизированный эластомерный композит — он подходит для батарей большой мощности. Правда, испытания будут идти не меньше года.

Неон в Бауманке — зачем инженеры очищают газ, вырабатываемый в металлургической промышленности

Для чего нужен высокочистый неон? Его используют в производстве микрочипов. Процессоры изготавливают методом фотолитографии. На кремниевую пластину наносят фоторезистивную пленку, которая меняет свойства под воздействием лазера с определенной длиной волны. Последнюю гарантирует газовая смесь, основу которой составляет неон.

В правительстве рассчитывают, что уже к 2023 году мощности лаборатории МГТУ им. Баумана закроют четверть мировых потребностей в инертном газе. Однако прогноз все же выглядит оптимистичным. Эксперты отмечают, что в среднесрочной перспективе конкурировать на этом рынке с Китаем будет сложно. Однако свое производство вполне способно помочь нарастить ресурсную базу для внутреннего рынка микрочипов и развития фотолитографии. Две зеленоградские организации уже разрабатывают фотолитографы для техпроцессов от 130 до 28 нм и менее.

Все это — длительные исследовательские проекты. Плюс одних фотолитографических установок будет недостаточно, чтобы возродить отрасль. Необходимы меры поддержки компаний, отвечающих за сопровождение оборудования и расходники для микроэлектроники. Также открытым остается вопрос с другими ключевыми инертными газами — ксеноном и криптоном. Цепочки поставок разорваны, а заместить их непросто — новые воздухоразделительные установки стоят миллионы долларов. Посмотрим, будут ли их импортировать и как организуют эту работу.

Дополнительная аналитика и чтение по смежным темам:

66
Начать дискуссию