Как контролировать бухгалтера?

Вопрос от клиента: как контролировать бухгалтерские и финансовые вопросы?

По каким параметрам? Важно не посчитать ОПиУ и тому подобное, а именно как контролировать бухгалтерию чтобы не было косяков на миллион с отчетностью, формой налогообложения, и тому подобное. Чтобы ловить возможные косяки с отчетами, налогами, формами налогообложения заранее и не платить лишнего?

Очень часто это боль встречается у предпринимателей.

Хочется по этому вопросу сказать что нанимая бухгалтера главного или единственного, вы нанимаете условно самостоятельную единицу. Контролировать его можно только реально зная и вникая в бухгалтерию. Или по очень узким параметрам. К примеру: требуя от бухгалтера служебные записки ежемесячно о состоянии учета на предприятии. Что может быть в этой служебке?

Например: Отправлено на подпись контрагентам 100 документов. Из 100 вернулись с подписью только 50; Отсутствуют 20 документов на приход товара, нет возможности подтвердить входящий НДС - ответственные за документы - по списку. Не предоставят оригиналы - НДС к уплате такой то. Выдано под отчет ответственным лицам 30 000 рублей, в срок по регламенту не отчитались за 20 000 рублей. Возможные последствия - доначисление налогов в такой то сумме, признание подотчетных сумм личным доходом сотрудника или штраф за несоблюдение кассовой дисциплины в размере… Такая форма отчетности будет информативна для руководителя. А вот сроки сдачи отчетности - они фиксированы в налоговом кодексе. Руководитель либо их знает и пасет бухгалтера, либо не знает и тут 2 варианта - бухгалтер ответственный и без контроля все сдаст во время. Ну, если безответственный - прилетит штраф и пеня.

Завязать KPI бухгалтера на отсутствие штрафов идея не сильно удачная.

Сейчас объясню почему - штрафы и пени могут быть разного типа.

  • Штрафы из за несданной отчетности - да, это прямая ответственность бухгалтера и за это можно и нужно наказывать.
  • Штрафы из за расхождения вашей точки зрения на ведение учета и трактовку НК и видения этих же вещей от Налоговой инспекции. Опытный бухгалтер отстоит свою точку зрения, предоставит необходимые документы, будет следить за кассовой и документальной дисциплиной. Но проконтролировать эти факторы, особенно при большом документообороте - невозможно. разве что служебной запиской.

Или приведу пример: у руководителя предприятия есть карта от расчётного счёта компании, и он ей пользуется как своей личной, не предоставляя авансовые отчеты по затраченным средствам. Бухгалтер может предупреждать о последствиях, что это чревато штрафами и начислениями от налоговой как минимум НДФЛ и взносов. Но руководитель не прислушался. Кто виноват в штрафах, случись проверка?

  • Ну и последнее за что можно получить штрафы и пени - это за несвоевременную уплату налогов. Тут тоже возможно. расценить по разному. Если бухгалтер забыл, не оплатил, посчитал неверно - да виноват. Как отследить - проверять отчеты и начисления. А если на расчетном счёте просто не было денег для уплаты налога? Штраф то прилетит, но какая в этом вина бухгалтера?

Ну и касательно определения системы налогообложения - это скорее коллегиальная ответственность финансиста, бухгалтера и руководителя. Поскольку, каким бы опытным бухгалтер ни был, в его задачи не входит финансовое планирование и стратегическое развитие компании. Перспектив развития компании он не знает и просчитать не может. Может рекомендовать систему налогообложения исходя из тех данных, что есть у него по факту - да, Но предвидеть , изменится ли система налогообложения посреди года за счет оборота, превысившего нормативы выручки - это вряд ли. Поэтому где то в октябре ноябре составляется финансовая модель, прогнозируется выручка и смотрятся последствия по налогообложению.

Вот такая фигня, малята. А как вы контролируете бухгалтера?

1 комментарий

Мы через систему аспро финансы контролируем - так проще и быстрее. Я просто не разбираюсь в финансах, поэтому любой бухгалтер меня может перехитрить. А тут не получится - все по графикам и отчетностям видно в режиме реального времени))