По поводу того, что советская школа была заточена на взращивание работников фабрик и заводов, наверное можно согласиться. Но вот плохо ли это? Разве не жизни в мире взрослых людей должна учить школа? А каким должен был быть мир по мнению руководства СССР? — Вот именно. Так что ничего удивительного в этом нет. Не получилось у государства, у идеологии, партия затупила, экономика провалилась. А со школьниками все нормально.
Что касается известных персон, то почитайте что-нибудь о Перельмане, А. К. Гейме и Новосёлове (не о том, где добились успеха, а именно о школе).
«Школа была добрее»
Я многократно слышал от родителей и бабушек, что и указкой могли огреть, и до слёз доводили. Не знаю, откуда взялось идиотское убеждение, что запоминается только хорошее. Я школу закончил, когда совка не было уж 15 полных лет, но и у нас не было сидений на унитазах, и краситься запрещали одноклассницам, и ругали, и даже колотили порой. И ничего страшного не случилось. В этом контексте куда важнее атмосфера среди самих учеников.
«Советская школа была лучшей в мире»
Не возьмусь сравнивать, потому что сложновато для меня лично. Но вот что можно подметить, так это пресловутое «америкосы Иран с Ираком путают, а Францию на карте не покажут». Это я не к тому, что они тупые, а к тому, что их образование америкоцентричное, в то время как советское — более сбалансированное и широкое.
«Выпускники советских школ были умнее»
Автор не в курсе, что и в советское время были школы с разными уклонами. Тот же Перельман не даст соврать. Мой отец учился в школе с углубленным изучением английского. Короче, можно сейчас смотреть на людей которые уже даже к России отношения не имеют, но их настойчиво называют русскими — потому что гордиться охота (где и когда они учились?). МММ? — Ну так вы пример отличный привели, конечно! Тогда даже государственные бугры в экономике нихрена не понимали, а чего можно ждать от обнищавшего населения?! Что же до зарядки воды — тут согласен, колоссальный недочёт. Но вот сегодня есть вообще плоскоземельщики — это продукт труда какой школы?
Почему сейчас хуже?
Потому что такие дилетанты вводят в блудняк людей ради дешёвой вездесущей рекламы очередной школы/курсов/тренингов. Людей, которые как раз учились в период трансформации школ, и, вероятно, могут даже повестись на эту херню.
Да-да, кому нужна математика, нужно учить быть свободными, свободно дышать и делать то, что нравится — гамать в дотку, потому что вооон сколько можно выиграть!
На мой взгляд, переоценено оно по двум причинам: отскочила пружина постоянного противопоставления советского и советского образования; и благодаря людям, которые успели поучиться в, скажем так, ещё хорошей стабильной советской школе, а сравнивают с расшатанной реформами и ещё не успевшей толком стабилизироваться новой школой. Не возьмусь сравнивать школы США и СССР, потому что теперь это бессмысленно: стороны видели мир по-разному, потому и учили по-разному. Но так как «наше» видение сегодня уже неактуально, нам пришлось приспосабливаться — отсюда у нас отставание. В общем, как и когда-то ранее, нужно догнать и обогнать )
Я не про видение дисциплин, а про видение мира и соответствующее расставление приоритетов.
Но вообще-то, раз уж заговорили об этом, то и на процессы в физике действительно можно смотреть по-разному, в зависимости от принятой интерпретации. Но это не про школу, конечно. И вместо (или вместе) Пифагора можно давать Птолемея. И не просто как-то там давать, а показывать прикладные примеры — это вот прямо проблема моего времени, из-за которой так широко разошёлся тезис «математика мне не пригодится».