Откуда берется цена на авиабилет?

Откуда берется цена на авиабилет?

Кажется, ответ на вопрос очевиден: «Авиакомпании хотят зарабатывать на пассажирах, и цены на топливо растут». Верно, но не совсем.

Кроме топлива, в цену билета входит до 10 компонентов. Обычно для простоты их принято объединять в группы: тарифы авиакомпании, аэропортовые сборы и налоги. Но чтобы увидеть картину целиком, давайте разберемся в них поподробнее.

Внимание: дальше будет много цифр и расчетов — специально для дотошных и въедливых. Пристегните ремни!

Михаил Кенегесов, летает с калькулятором

Авиатопливо — 3273 ₽ на одного пассажира

Для примера возьмем рейс из Москвы в Томск, один билет на который стоит 9099 ₽. И сразу договоримся, что все наши подсчеты приблизительны. Показатели постоянно меняются в зависимости от сезона и даже дня недели.

По этому маршруту могут летать разные авиалайнеры, для простоты расчетов предположим, что это один из самых популярных — Airbus А320. Такой самолет может нести на борту до 24 тонн топлива, а также вмещает 154 пассажира — пусть в нашем примере все они путешествуют экономклассом.

По прямой из Москвы до Томска лететь 2877 км. Чтобы преодолеть такое расстояние нашему А320 понадобится 10 тонн топлива. Если предположить, что самолет заполнен на 100%, топливная эффективность в расчете на одного пассажира составит примерно 65 литров.

Топливная эффективность самолета – 65 литров на пассажира

В московском аэропорту Домодедово тонна авиационного топлива с учетом заправки и хранения стоит 49 800 ₽ — то есть 49,8 ₽ за литр. Получается, что за 4-часовой перелет из Москвы в Томск траты на топливо в расчете на одного пассажира составят 3273 ₽.

<i>Это цена за перелет из Москвы в Томск без багажа. Билет с багажом стоит уже 11 899 ₽</i>
Это цена за перелет из Москвы в Томск без багажа. Билет с багажом стоит уже 11 899 ₽

Зарплаты экипажу — 219 ₽

В среднем командир А320 в крупной российской авиакомпании получает около 250 000 ₽ в месяц со средним налетом — 90 часов. То есть час его работы стоит около 2780 ₽. Второй пилот получает меньше — около 150 000 ₽ в месяц, значит, час его работы стоит 1670 ₽

Час работы командира самолета – 2780 ₽

Полностью заполненный пассажирами А320 требует 4 бортпроводников, пусть каждый из них зарабатывает около 90 000 ₽ в месяц, или 1000 ₽ в час. Тогда для нашего рейса получаем: 2780 + 1670 + (1000 × 4) = 8450 ₽ в час. Перелет до Томска длится 4 часа, значит, в расчете на одного пассажира выходит 219 ₽.

Аэропортовые сборы — 792 ₽

Теперь пришло время заплатить аэропорту. Снова возьмем за пример московский аэропорт Домодедово. Просто за взлет и посадку одного воздушного судна аэропорт берет 288 ₽ за тонну максимальной взлетной массы. Еще 225 ₽ за тонну идут на обеспечение авиационной безопасности — то есть работу диспетчеров и других наземных служб. Наш А320 со 154 пассажирами и их багажом весит около 77 тонн. Получается, что авиакомпания должна заплатить аэропорту (225 + 228) × 77 = 34 881 ₽, или 226 ₽ на одного пассажира.

Комиссия аэропорта – 288 ₽ за тонну максимальной взлетной массы

Помимо этого, нужно заплатить за предоставление аэровокзального комплекса и обслуживание пассажира при подготовке к рейсу — в сумме это 302 ₽ на одного человека. Сюда входят затраты на стоянку самолетов, телескопические или обычные трапы, работу служб по разгрузке, очистке и заправке самолета. В итоге получаем, что общие сборы аэропорта составляют 528 ₽ за одного пассажира.

При этом Домодедово — крупный международный авиаузел. Предположим, что томский аэропорт Богашёво берет всего половину от этой суммы, то есть 264 ₽.

Налоги — 2599 ₽

Мы дошли до самой захватывающей части! В сфере пассажирских авиаперевозок десятки различных налогов и сборов, и в каждой стране они свои. По данным сайта Airport Technologies, в России налоги на авиаперевозки одни из самых высоких в мире. А если это рейс из России за рубеж, то к нему добавляются сборы на работу российской таможенной и пограничной службы, санитарного и ветеринарного контроля, а также аналогичные сборы в стране прилета. Еще каждая страна обычно берет дополнительный сбор за пролет по своему воздушному пространству.

В России налоги на авиаперевозки одни из самых высоких в мире

<i>В нашем случае — на среднемагистральном рейсе по России — налоги составляют почти треть от цены билета</i>
В нашем случае — на среднемагистральном рейсе по России — налоги составляют почти треть от цены билета

Затраты на использование самолета — 724 ₽

Не стоит забывать, что владение современным пассажирским самолетом — само по себе очень дорогое удовольствие. Например, наш Airbus А320 стоит 107 млн $, или 6,7 млрд ₽. Мало у кого есть такие деньги, поэтому сейчас повсеместно распространен авиализинг — то есть долгосрочная аренда с правом последующего выкупа.

Самолеты тоже берут в лизинг

Теперь рассчитаем общий срок эксплуатации. Для современного самолета не так важно, сколько именно часов он находился в воздухе. Важно, сколько раз он взлетел, а потом сел — это так называемые циклы полета. Дело в том, что максимальную нагрузку конструкция воздушного судна испытывает в момент набора высоты и снижения — из-за значительного изменения давления.

Вы когда-нибудь замечали, что большие самолеты старых моделей, как например «Боинг-747 Джамбо-джет», до сих пор летают, хотя в 2019 году исполнилось 50 лет с начала его производства. Просто такие лайнеры обычно используют для длительных перелетов, например через Атлантику, на что уходит весь лётный день. В то время как наш А320 может летать между соседними городами и совершать до 10 полетных циклов в сутки.

<i>Таких «престарелых гигантов» еще можно встретить на самых популярных рейсах крупнейших авиакомпаний мира</i>
Таких «престарелых гигантов» еще можно встретить на самых популярных рейсах крупнейших авиакомпаний мира

По оценкам конструкторов, А320 может выдержать 60 000 полетных циклов. Разделим его стоимость на этот объем и получим 1783 $ (113 400 ₽) за рейс. Эти деньги нужны, чтобы отбить затраты на покупку или лизинг такого лайнера в пересчете на один полет. В расчете на пассажира это 11,5 $, или 724 ₽.

Техническое обслуживание самолета — 600 ₽

Пассажирский самолет постоянно проходит техническое обслуживание. Перед каждым вылетом проводится так называемая транзитная проверка. В конце полетного дня самолет проходит более детальный осмотр, еще внимательнее его осматривают в конце каждой недели. Кроме этого, самолет проходит техническое обслуживание после налета определенного количества часов: 500, 1000, 4000 часов.

Самолет проходит техобслуживание постоянно – перед каждым вылетом, в конце полетного дня, после 500, 1000 и 4000 часов налета

Раз в 12 лет самолет проходит полное техническое обслуживание, обычно его называют D-check. Такой ремонт длится 30–40 дней, и за это время проверяются абсолютно все узлы и детали воздушного судна. Для этого полностью разбирается салон, снимаются двигатели и части внешней обшивки.

Сервисные программы производителя нашего А320 предполагают расходы на обслуживание самолета и его двигателей из расчета 328 € (23 100 ₽) на час полета. В пересчете на 4-часовой рейс в Томск на одного пассажира в среднем выходит 600 ₽.

Страховка самолета — 56 ₽

Обычно страховка такого самолета, как А320, стоит около 100 000 $ (6,4 млн ₽) в год. Предположим, что наш лайнер летает по 8 часов день, 365 дней в году. Тогда страховка в расчете на 4 часа полета будет стоить 136 $ (8568 ₽), то есть около 56 ₽ на пассажира.

Неполётные расходы — 600 ₽

Управление авиакомпанией — это полноценный бизнес. А любой бизнес требует расходов на аренду и содержание офисов, ангаров и других помещений, а также оплату персонала — не только администраторов, менеджеров и сотрудников офисов продаж, но и операторов контактного центра, маркетологов, программистов, инженеров, бухгалтеров, охранников и уборщиков. Сюда же входит, например, оплата гостиницы для экипажа, оставшегося в городе прилета на ночь, и еще сотня статей расходов.

Практически невозможно рассчитать, какая часть этих затрат включена в стоимость одного билета Москва — Томск. Но давайте предположим, что это около 15% от его цены, или 600 ₽

Итого общие расходы на рейс — 8863 ₽ на пассажира

Напомним, что билет экономкласса стоит 9099 ₽. Значит, с одного пассажира авиакомпания получит лишь 236 ₽ чистой прибыли — то есть около 2% от цены билета. И это еще при условии, что в самолете будут раскуплены все места, что бывает не так часто.

Чистая прибыль авиакомпании – 2% от цены билета

Чтобы не работать в убыток, авиакомпании предлагают целый список тарифов. Вспомним хотя бы тот же билет на наш рейс, но с багажом — он стоит уже на 2800 ₽ дороже. О том, как авиакомпании стараются получить максимум прибыли с каждого своего рейса, мы расскажем в наших следующих статьях.

22
2 комментария

Относительно багажа в поездках: в современном мире командировки и путешествия для своего удовольствия чаще всего можно организовать с минимумом вещей, которые умещаются в ручную кладь.
Не все командировки проходят налегке, разумеется, но всё-таки чаще да.
Мы по привычке таскаем за собой массу вещей, которые нам могут и не пригодиться.
Расхламление - наше всё.

Спасибо, статья и интересная, и информативная :)))

1
Ответить

спасибо,интересно было почитать)

Ответить