Социализация в современном мире

Каждый день мы общаемся с разными людьми. Дом, школа, работа, развлечения и т. д. — в ходе общения с людьми в каждой из упомянутых частей нашей жизни, мы сталкиваемся с процессом социализации. Понимание механизмов социализации поможет вам не только получить больше знаний в ходе курса обществознания, но и поможет лучше интегрироваться в круги своих знакомств, а также окажет помощь в ежедневных рутинных задачах, с которыми сталкивается каждый в современном мире.

Социализация — это процесс усвоения индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для жизни в обществе, осуществляемый на протяжении всей жизни человека.

Здесь стоит разобраться с тем, кто такой индивид, и кто такая личность

<b>Индивид</b> — человек как единичное природное существо, носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т. д.) <b>Личность</b> как человек — субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
Индивид — человек как единичное природное существо, носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т. д.) Личность как человек — субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Человек не может существовать только как индивид, ведь человек — существо, обладающее эмоциональным интеллектом и способностью думать. Обобщая, можно сказать, что человек — это биопсихосоциальное существо, т. е. он является и индивидом, и личностью.

Вернёмся к социализации. Этот процесс начинается буквально с рождения и продолжается всю его жизнь. Социализация не может осуществляться вне социума, ведь только при взаимодействии с другими людьми мы можем усваивать социальный опыт и образцы поведения.

Особенности социализации

∙ Зависит от типа общества (в сословном или рабовладельческом обществах процесс социализации осуществлялся не так, как осуществляется в современном обществе)

∙ Продолжается всю жизнь (то есть начинается ещё в младенчестве и продолжается до конца жизни человека)

∙ Сменяется стихийными и упорядоченными процессами (стихийная социализация осуществляется в неформальных группах, например, среди друзей. Целенаправленная социализация осуществляется специально созданных для этого учреждениях: школах, детских садах, ВУЗах) и др.

Сама по себе социализация, как явление, может происходить при попадании человека в различные ситуации, связанными с каждодневными задачами, вроде банального контакта с другими людьми, образования, работа и т. д. Именно поэтому на процесс социализации влияют институты и агенты социализации.

Институты социализации — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

Агенты социализации — люди, социальные группы, ответственные за воспитание и обучение социальным нормам, освоение социальных ролей, формирование у социализирующихся ценностных ориентиров.

Например, институты социализации это:

∙ Семья

∙ Высшее учебное заведение

∙ Армия

∙ Школа

∙ СМИ

∙ Религия

Агенты социализации, это:

∙ Родители

∙ Сёстры и братья

∙ Учителя

∙ Друзья

∙ Руководители

∙ Должностные лица и др.

Влияние на человека оказывают и институты и агенты социализации, но влияние некоторых из них начинает проявляется уже с рождения, а других, уже в более взрослом возрасте. Такое разграничение называется первичной и вторичной социализацией.

Социализация в детстве не похожа на ту, которая происходит уже во взрослом возрасте. Например, в семье человеком усваиваются не только образцы поведения, но и формируется эмоциональный мир и ценности. Именно поэтому социализация подразумевает не только классическое обучение, но и восприятие моделей поведения, социальных ролей, формирование ценностей.

Несмотря на это, первичная социализация — очень важный процесс. Почему это так?

Знаете ли вы о таком явлении, как дети-маугли?

Если человек до пяти лет находится не в обществе, а среди животных, он перенимает звериные повадки и постепенно теряет человеческий облик. Тогда у него формируется “синдром Маугли”.

Как сложилась жизнь наиболее известных детей-маугли?

∙ В 1797 году крестьяне во Франции поймали одичавшего ребенка 12-15 лет. Он не умел говорить, рычал и передвигался, как животное. Мальчик имел удивительное обоняние и слух, не был чувствителен к температурам, часто сбегал в горы и отказывался носить одежду. На протяжении шести лет его пытались научить человеческой речи, но все попытки оказались безуспешными. Он так и не стал полноценным членом общества.

∙ Другая не менее интересная история — это судьба Амалы и Камалы в Индии. Местные жители принимали их за духов, но оказалось, что это всего лишь две девочки 2 и 8 лет, которые всю жизнь жили с волками. Их отправили в детский приют, но их поведение совсем не соответствовало поведению обычных детей. Они рычали, ели сырое мясо, передвигались, как животные. Амала прожила меньше года, Камала прожила до 17 лет, достигнув уровня развития 4-летнего ребенка.

На примере этих 2 историй можно понять, что если социализация не начиналась в раннем возрасте, то наверстать упущенное позже уже почти не представляется возможным. Именно поэтому, так важна первичная социализация. Ведь если социализация не начнётся с самого детства, ребёнок не сможет сформироваться как личность.

Какие существуют стадии социализации?

Стадия адаптации Усвоение приобретаемого опыта, происходящее путём подражания

Стадия идентификации Появление желание выделить себя среди остальной компании, выделить собственное «я»

Стадия интеграции Включение в общественную жизнь, которое происходит либо успешно, либо неуспешно. В случае отсутствия успеха на этом этапе, путь начинается заново с 1 ступени.

Трудовая стадия Воспроизведение общественного опыта, воздействие человека на окружающую его среду.

Послетрудовая стадия. Передача общественного опыта следующим поколениям.

Часто возникают ситуации, когда в ходе социализации в новом кругу людей, или в принципе в при входе в общественный строй, человек может успешно влиться в окружающую среду, а может сопротивляться существующему укладу. В таком случае, человек вступает в конфликт с провозглашёнными в обществе ценностями.

Но может наблюдаться и другая ситуация, когда человек в процессе интеграции в общество пассивно соглашается с существующим в обществе укладом. Этот процесс называется конформизм.

Конформизм — приспособление, а также пассивное согласие с порядком вещей, с мнениями и взглядами, которые существуют в определённом обществе, социальной группе; это безоговорочное следование каким-то образцам, имеющим наибольшую силу давления, неимение собственной точки зрения по каким-либо вопросам.

Поведение личности считается конформным, если оно полностью соответсвует социальным нормам и ожиданиям окружения людей.

Пример конформного поведения —

В 9 А шло активное обсуждение празднования выпускного. Подавляющее большинство ребят хотели отмечать его на природе. Остальные просто согласились на данный вариант, чтобы между одноклассниками не возник конфликт. К конформизму мы вернёмся позднее.

Что такое адаптация?

Социальная адаптация — это процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств.

Практически каждый человек хочет гармонично существовать в кругу людей, к которым он принадлежит. Именно поэтому человек приспосабливается к людям, которые окружают его в социальной группе.

Можно привести яркий пример: каждый из нас когда-то адаптировался к школе: усваивал правила общения, адаптировался к учителям и одноклассникам и т. д.

Какие типы адаптации существуют?

1 тип: Активное воздействие на среду (лидерство)

2 тип: пассивное согласие со всеми действующими нормами, ценностями и образами поведения (об этом типе мы подробнее поговорим чуть позднее)

Социализация — очень важный процесс в жизни человека, благодаря механизмам которого, мы имеем свои интересы, можем передавать их другим людям, и принимать их от других людей. Но почему эта статья называется «Социализация в современном мире»? Ответить на этот вопрос можно вернувшись к конформизму.

Конформизм

Почему люди по умолчанию склоняются к конформизму?

На это их толкает ряд причин:

∙ Число людей (Чем больше количество людей, тем меньше каждый из них имеет влияние)

∙ Сила группы (Именно этот фактор показывает, насколько человеку важна группа. Если мы её ценим, то она оказывает большее социальное воздействие)

∙ Непосредственность (Например, в детстве, семья в детстве находится к человеку ближе всего, поэтому он следует нормам и устоям, принятым в семье, но отдаляясь от семьи, с возрастом, человек начинает поддаваться большему влиянию других групп)

∙ Боязнь стать изгоем

Выделяют также несколько других причин, но они не оказывают непосредственного влияния на стремление человека к конформизму.

Всё это появилось в современном мире, задающем новые стандарты коммуникации, стремительно меняющемся, В современном мире, зная, как работает социализация и коммуникация, можно значительно упростить интеграцию в новый круг обобщения, в новый рабочий коллектив, в общем, в новую социальную группу.

11
1 комментарий

Написано интересно, есть иллюстрации, нет ссылки на телеграмм канал – лайк. К бизнесу не относится, конечно, но не будем о грустном.

Ответить