Ядро компании-лидера
Здравствуйте! Меня зовут Андрей Бодрейший, я являюсь бренд-директором компании «Профит консалтинг» и бизнес-тренером по лидерству для компаний малого бизнеса. В прошлом — коммерческий директор «Нескучных финансов».
Сегодня поделюсь своим видением, что необходимо компании чтобы стать лидером. Почему одни компании становятся лидерами, а другие нет? Что есть у «ВкусВилл», «Додо Пиццы» и нет у других?
Бэкграунд: С 2017 по 2021 год я участвовал в создании компании «Нескучные финансы», которая с нуля за 7 лет выросла до группы компаний с годовым оборотом в 1 млрд и прибылью 270 млн, 500+ сотрудников и 3000+ постоянных клиентов. Есть команда топ-менеджеров, система работает как часы.
«Нескучные финансы» создали новый рынок — рынок аутсорсинга финансовых директоров для малого бизнеса. До этого финансовый директор был нужен только крупным компаниям, стоил дорого, а в малом бизнесе предприниматели не особо понимали, зачем вести финансово-управленческий учет.
Но мы посмотрели на статистику, что 9 из 10 бизнесов закрываются на третий год жизни и одна из причин — это финансовая безграмотность и неумение управлять организацией в целом. На этом мы решили построить бизнес.
Глядя со стороны на опыт «Нескучных финансов» и других компаний лидеров, я заметил некоторые схожие черты. Одна из них — наличие ФУНДАМЕНТА ЛИДЕРСТВА — основа, отталкиваясь от которой компания живет как лидер.
Поделюсь с вами своими наблюдениями и приглашаю рассмотреть это не как очередную концепцию, а как нечто практическое, что можно применить здесь и сейчас, чтобы стать компанией лидером.
Во многом я буду говорить о том, как мыслит и действует компания лидер. Примеряйте на себя, размышляйте, тестируйте.
Пишу очень кратко и если у вас останутся вопросы — пишите в комментариях.
Ядро компании-лидера
В основу модели компании-лидера я взял модель Вернера Эрхарда — одного из исследователей XX-XXI вв. в области бытия человеком и лидерства.
Лидер — это тот, кто создает будущее, которое не случится само собой
ЯДРО состоит из 4-х элементов:
- Целостность
- Аутентичность
- Нечто большее
- Причинность
Возможно, эти слова для вас сейчас не знакомы и не понятны. Я специально решил не переводить их и не упрощать, чтобы не возникало ассоциаций типа «Аааа — это про это, так бы сразу и сказал». Попробуйте соприкоснуться с данными элементами как с нечтом новым, пережить новый опыт.
1-й элемент — Целостность
Целостность можно описать как состояние цельности, неполоманности, здоровости, завершенности.
Пример: если у велосипеда убрать одно колесо — это уже не будет целостным велосипедом, на нем не получится ездить. Если же велосипед исправен, но велосипедист пьян — езда также будет небезопасна.
Целостность системы велосипед—водитель зависит от целостности обоих элементов. А также от того, как они взаимодействуют между собой: велосипед может быть в порядке, велосипедист тоже, но если велосипедист не умеет управлять велосипедом, то этот процесс не будет целостным.
Целостность влияет на работоспособность и способность производить результат. Если её нет, то компания просто не сможет функционировать.
Целостность зависит от того, как компания уважает свое слово: что обещает клиентам, сотрудникам, партнерам, подписчикам И как свое слово держит. А также в момент, когда компания не может сдержать свое слово — оповещает об этом всех, кого надо и устраняет последствия (компенсирует убытки).
Конкретнее:
- Что компания обещает клиентам: оффер, УТП, результат взаимодействия.
- Что компания обещает сотрудникам: условия работы, область ответственности; чего стоит ожидать, а чего не стоит.
- Правила коммуникации с клиентами и внутри команды.
- Рабочие правила, стандарты, регламенты, оргполитики.
Всё, что я перечислил связано с договоренностями между компанией и окружающими её людьми, а также соглашением внутри команды. Но наличие этих документов не гарантирует целостность. Целостность зависит от того, как команда-лидер уважает свое слово на практике.
Лидер — это тот, кто четко следит за тем, какие обещания дает и как их выполняет. Каков разговор у компании-лидера — такой и результат
Не имея четких определенных договоренностей между собственниками, сотрудниками, партнерами и клиентами возникает хаос. Поэтому, целостность — это путь к продуктивным отношениям.
Создать договоренности — это полдела. Ключевое — это их соблюдать и развивать по мере необходимости. Прямолинейное «Мужик сказал — мужик сделал» создает множество проблем. Иногда рационально отказаться от каких-то обещаний и передоговориться.
2-й элемент — Аутентичность
Вы наверняка слышали это слово и скорее всего оно живет для вас как что-то типа «Быть собой», «Быть настоящим», «Быть уникальным». Попробуйте сейчас отбросить все концепции и идеи, которые вы слышали до этого.
Аутентичность — это Быть и Действовать в соответствие с тем, за кого я выдаю себя себе и окружающим
Тут три части:
- Быть и Действовать
- в соответствие с тем, за кого я выдаю себя
- себе и окружающим
Разберем на примере — возьмем стул. Что мы ожидаем от стула? Что он будет стулом, на который можно сесть или встать. И от стула ничего другого не ожидается. Он тот, за кого себя выдает — и ничто иное.
Но компания — это не стул, это живой организм, состоящий из людей.
Люди порой сами затрудняются сказать, кто они и за кого они выдают себя себе и окружающим, что уж говорить о целой компании.
Аутентичность компании — это про соответствие того, за кого компания себя выдает себе и остальным И тем, как она действует.
К примеру, компания «Нескучные финансы» выдает себя за ребят, которые помогут разобраться с финансами бизнеса, сделают это недушно, профессионально, относительно быстро и с результатом — так оно и есть.
Если «НФ» напялят на себя пиджачки и галстучки, врубят нравоучителей и будут душно втирать «Делай то, делай сё» — это будет неаутентично тому, что компания заявляет.
Аутентичность развивается тогда, когда компания отлавливает свою неаутентичность — те проявления, которые в глазах наблюдателей выглядят негармоничными.
Путь к аутентичности — это не попытка «найти себя», «найти свой уникальный стиль» и это не какая-то «прикольная идея». Это просто быть и действовать в соответствие с тем, за кого мы себя выдаем себе и окружающим. Всё!
Что дает аутентичность? Когда человек или компания аутентичны — это притягивает внимание. Смотришь и внутри есть ощущение, что всё на своих местах. Так сказать — гармонично.
В виде инструментов, чтобы как-то зафиксировать аутентичность в компании «Нескучные финансы» мы использовали документ «Завет» — знание о корпоративной культуре:
- Кто мы такие, какие мы — Позиционирование
- Как мы выглядим — Визуальный ряд
- Наши ценности — За что мы топим
- Наша миссия — Куда мы идем
Но эти документы — лишь инструменты, чтобы быстрее передать дух компании новым сотрудникам, клиентам или подписчикам. Главное — это то, как компания проявляет эту самую аутентичность.
Я хочу сказать, что не достаточно просто взять и придумать аутентичность компании, разработав ряд документов. Её можно только найти.
3-й элемент — Нечто большее
В оригинале звучит, как «Бытие и действие, задаваемое нечтом большим, чем я сам».
Лидер — это тот, кем движет нечто большее. То, что позволяет выходить за рамки собственных «хочу» и «не хочу», «могу» и «не могу». Нечто, что движет вперед, нечто, что за рамками денег и славы.
Есть что-то такое, ради чего действительно хочется жить. Назовем это словами МИССИЯ и ВИДЕНИЕ.
И в отличие от попсово-корпоративного взгляда на миссию и видение я предлагаю взглянуть на это как на что-то, что лидер проживает изнутри. Это то, чем он является по своей сути.
Миссия компании «ВкусВилл» — работать для тех, кто выбирает для себя и близких безопасные товары, качественные и с натуральным составом, дарить людям честное отношение и положительные эмоции.
Если сесть и придумать миссию — это ничего не даст. Другое дело — прожить миссию изнутри.
Есть ещё другое слово — КОММИТМЕНТ. И это не о том, чтобы дать обещание или взять ответственность. Это когда делаешь потому что не можешь не делать. Это когда делаешь, когда нет никакой нужды это делать, никто не заставляет, но просто делаешь и всё.
Коммитмент — нечто важное для компании-лидера. Это то, что не дает сбиться с пути, то что дает энергию и смелость преодолевать любые трудности.
Первые два года «Нескучные финансы» были убыточны и это было нелегко. Но нас захватывала идея создать компанию, которая поможет тысячам предпринимателей пережить стадию младенчества и перейти в стадию управляемого, системного бизнеса, который приносит радость её владельцу и сотрудникам.
Я думаю, что именно нечто большее, чем мы сами помогало и помогает до сих пор преодолевать все трудности и расти год от года. С точки зрения бизнес-модели — это бизнес никогда не был простым в реализации. Представьте, нужно организовать армию специалистов, обучить, привлечь клиентов в рынке, где предприниматели понятия не имели, нафига нужен финучет.
4-й элемент — Причинность
Быть причиной всего происходящего. «За что бы я ни брался, что бы ни происходило в моей жизни — я являюсь причиной этого».
Не будем уходить в эзотерику типа «АЗ ЕСМЬ БОГ!» Быть причиной — это такая позиция. Это способность говорить — это мое и брать за это ответственность. Это способность принимать решения и создавать все условия, чтобы произошло то, что не произойдет без моего участия.
И речь не о том, чтобы признавать свои ошибки: «Это случилось по моей вине». Скорее речь о том, что я являюсь причиной результатов и изменений в моей жизни. И если я хочу, чтобы реальность как-то изменилась, то я буду причиной этих изменений.
Задача компании-лидера — создавать новый мир и трансформировать текущую реальность. В отличие от задачи менеджмента, лидерство необходимо там, где не достаточно просто поставить цель, спланировать и выполнить.
Как говорил отец менеджмента Питер Друкер:
Лучший способ предсказать будущее — это его создать
В завершение скажу, что открывать в себе лидерство — не теоретический процесс. И я не хочу, чтобы вы относились к вышесказанному как к теории, а попробовали бы применить предложенное на практике.
Благодарю вас за то, что уделили время этой статье! Буду рад услышать ваши комментарии, критику, вопросы и пожелания.
С уважением,
Андрей Бодрейший
Комментарий недоступен