Перевозчики «в законе». Перспективы регулирования перевозок грузов автомобильным транспортом

Весна 2024 года принесла в мир автомобильных грузоперевозок новую законотворческую инициативу. Депутат Госдумы Москвичев Е.С внес на обсуждение проект федерального закона «О порядке допуска к осуществлению перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

ФЗ регулирует допуск к перевозкам грузов автомобильным транспортом на коммерческой основе, за вознаграждение. Заявленная в проекте цель - защита интересов потребителей, повышение качества и безопасности перевозок грузов автомобильным транспортом. Понятней цель изложена в пояснительной записке к проекту: в РФ зарегистрировано 6,79 млн. грузовиков, которые принадлежат 250-300 тыс. собственникам. Более 60% перевозок грузов происходит по «серым» схемам. В случае легализации грузовых перевозок налоги с доходов могут составить порядка 450 млрд. рублей в год.

Перевозчики «в законе». Перспективы регулирования перевозок грузов автомобильным транспортом

Что же предполагает названный документ? Если «выжать воду» из текста о тридцати страницах и семнадцати статьях в «сухом остатке» будет примерно следующее:

- Юридические лица, индивидуальные предприниматели (далее ЮЛ, ИП) обязаны уведомить о начале осуществления деятельности по перевозке грузов на коммерческой основе уполномоченный орган публикует в открытом доступе сведения из реестра уведомлений о перевозке грузов (далее Реестр) на сайте ЕЦП «ГосЛог»;

- Заказчик перевозки груза, заключивший договор с лицом, сведения о котором не включены в Реестр несет ответственность в соответствии с законодательством;

- В транспортных и сопроводительных документах, владельцем автотранспортного средства должен быть указан перевозчик груза. Водитель должен быть работником перевозчика, либо индивидуальным предпринимателем, который является владельцем автотранспортного средства;

- Финансовая состоятельность ЮЛ/ИП, осуществляющего деятельность по перевозке грузов на коммерческой основе, подтверждается отсутствием недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

- Профессиональная надежность подтверждается отсутствием у руководителя ЮЛ, у ИП судимости за уголовные преступления в сфере экономической деятельности, экологии, трудового законодательства или безопасности движения и эксплуатации автомобильного транспорта;

- Профессиональная компетентность ЮЛ/ИП подтверждается наличием в штате специалиста, ответственного за безопасность дорожного движения (далее БДД);

- Включение сведений в реестр происходит без взимания платы;

- Реестр включает следующие сведения:

1) информацию о ЮЛ или ИП;

2) сведения о специалисте, ответственном за обеспечение БДД;

3) сведения о принадлежащих ЮЛ/ИП автотранспортных средствах, используемых для деятельности по перевозке грузов;

4) сведения о наличии договора ОСАГО;

- ЮЛ/ИП направляет уведомление о перевозке грузов на коммерческой основе, включении или исключении автотранспортных средств через «Личный кабинет» перевозчика (ЛК) в системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг». Информация о принятом решении направляется в день регистрации уведомления в ЛК перевозчика. Подтверждение указанных в уведомлении сведений осуществляется в автоматическом режиме. В случае изменения сведений, перевозчик обязан уведомить об этом в течение трех рабочих дней;

- В случаях наличия нарушений, уполномоченный орган уведомляет ЮЛ/ИП, через ЛК. К нарушениям относятся:

1) нарушение требований настоящего ФЗ;

2) нарушение требований части 6 статьи 3 настоящего ФЗ;

3) нарушение требований статьи 20 ФЗ от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;

4) не предоставление в срок информации об изменениях в сведениях, указанных в пункте 5 части 5 статьи 8 настоящего ФЗ;

5) отсутствие договора ОСАГО;

- Исключение сведений о ЮЛ/ИП из реестра происходит:

1) по уведомлению ЮЛ/ИП об исключении сведений о нем из реестра.

2) по решению суда об исключении сведений о ЮЛ/ИП из реестра;

3) отсутствие в реестре сведений хотя бы об одном автотранспортном средстве, принадлежащем ЮЛ/ИП в течение более чем пятнадцати дней;

4) грубое нарушение требований статьи 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения», которое установлено приговором суда;

- Уполномоченный орган обращается в суд с заявлением об исключении сведений о ЮЛ/ИП из реестра в случае не устранения нарушений, указанных в части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона в срок, предусмотренный частью 3 статьи 10 настоящего Федерального закона, а также в случае неоднократного привлечения ЮЛ/ИП, к административной ответственности за нарушение требований частей 4,5 статьи 4 настоящего Федерального закона;

- Уполномоченный орган исключает из реестра сведения об автотранспортном средстве при поступлении информации о снятии его с государственного учета, прекращении регистрации, изменении собственника, поступлении от перевозчика или собственника информации о прекращении права владения транспортным средством;

- Самозанятые обязаны уведомить о начале осуществления деятельности по перевозке грузов на коммерческой основе транспортным средством с максимально допустимой массой от двух тысяч пятьсот килограммов до трех тысяч пятисот килограммов включительно.

Ранее в нашей стране Постановлением Правительства РФ от 10.06.2002 N 402 уже вводилось лицензирование перевозок грузов автомобильным транспортом. Через несколько лет закон утратил силу. В этот раз «локомотивом» продвижения ФЗ «О порядке допуска к осуществлению перевозок грузов…» стала ФНС. С 2019 года налоговая служба активно занимается проблемой сбора налогов в отрасли. Налоговики усилили давление как на самих перевозчиков, так и на их заказчиков. Тем не менее результат довольно скромный. Доля легальных перевозок, судя по данным той же пояснительной записки к проекту ФЗ, составляет менее 40%. Легальные перевозчики, не имеющие возможность «оптимизировать» налоги и сборы, поддерживают любые начинания в области легализации в надежде на то, что это поможет установить справедливые условия конкуренции и ограничить ценовой демпинг. Отсутствие регулирования деятельности, в том числе, не позволяет повсеместно ввести в оборот электронные транспортные накладные и путевые листы и это так же создает не малые проблемы легальной части перевозочного сообщества.

Вопрос в том, что эксперты отрасли отмечают явные недоработки проекта и сложность его реализации. Читая текст проекта отчетливо видно отсутствие у авторов элементарных понятий о том, как устроен рынок перевозок, на чем основаны отношения между участниками рынка, роль и значения экспедиторской деятельности. Очень низкие требования к квалификации перевозчиков, но непомерно жесткие санкции за нарушения. Непонятно, кто обеспечит исполнение будущего федерального закона. Непонятно, что будет в случае принятия ФЗ с проектом «Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа» предложенным Министерством транспорта. Этот проект запланирован в стратегии до 2030 года и призван решать те же задачи.

Вопрос не в том, чтобы создавать нагромождение законодательных актов, призванных регулировать перевозки грузов автомобилями и сотрясать ими воздух. Вопрос в сложности реализации таких проектов. Надо понимать, что дело придется иметь с низко маржинальным и массовым видом предпринимательства, страдающим от целого «букета» застарелых проблем. Решение подобных вопросов требует многолетней, кропотливой совместной работы государства и экспертного сообщества с целью всестороннего оздоровления отрасли. В этом случае можно надеяться на то, что в результате перемен мы получим не только рост тарифов, но и перспективу развития отрасли и рост налоговых поступлений в бюджет страны.

Изображение: Freepik.

11
Начать дискуссию