Как перестать оправдываться и начать делать?

Все оправдания мы придумываем для своих ошибок и поступков. Мы можем винить других людей, обвинять внешние факторы или даже судьбу за наши неудачи, вместо того чтобы взглянуть на себя и свои решения.
Я оправдывалась и не писала в блоге статьи больше трех месяцев. Сегодня написала эту статью, горячую, как пирожок, про 14 типичных оправданий. После нее вам захочется начать двигаться вперед и максимально использовать свой потенциал. Погнали.

Как перестать оправдываться и начать делать?

Привет, я Елена Славных, коуч по международным стандартам ICF. Я не даю правильные ответы, а задаю продвигающие вопросы.

Очень часто мы говорим об одном и том же, но по разному воспринимаем. Поэтому, предлагаю свериться, что такое оправдание. Оправдание – это обычно, означает признание чего-либо допустимым, извинительным, целесообразным, а также признание кого-либо правым, невиновным.

Работает ровно то, что вы делаете, а не то что вы говорите. То, что вы считаете допустимым, вам не нужно оправдывать. Если вам можно материться, то вы материтесь и не оправдываетесь. Но если вы делаете что то, за что потом оправдываетесь, значит, признаете это допустимым.

Каждый раз, когда вы кого-то оправдываете – вы допускаете это в свою жизнь. Когда вы оправдываетесь, вы делаете для себя такое поведение допустимым.

Как перестать оправдываться и начать делать?

Вы своему мозгу говорите – так можно. И попадаете в когнитивную ловушку. Добавляете красивую историю, почему можно. Придумываете 100 причин, почему вы это сделали. Значит, это в вашей жизни является нормой.

Мало кто может себе честно сказать:

На самом деле я сделал *уйню, я больше так делать не буду. Точка.

Как перестать оправдываться и начать делать?

У меня нет личной жизни. А почему? Ну потому что я не смогла расставить приоритеты и понять чего я действительно хочу - так себе мало кто скажет. Ответ будет такой: Ну, потому что, я карьеру стоила.

Пока вы оправдываете себя вы не видите реальную жизнь и реальную картину.

И так, переходим к типичным оправданиям, и как с ними работать.

1. У меня нет денег.

У меня нет денег на то, чтобы выучиться...

У меня нет денег на то, чтобы поехать в отпуск...

У меня нет денег на то, чтобы похудеть...

Если вы не можете сделать что то без денег, то найдите, увидьте этот способ.

Как перестать оправдываться и начать делать?

Тот, кто хочет, ищет возможности, а кто не хочет ищет причины. Причины - шикарное оправдание для всего.

2. У меня нет времени.

Приведу пример с Джоан Роулинг, которая писала Гарри Поттера. Когда она писала первые книги, она воспитывая ребенка одна. Она ходила в кафе писать свою книгу с маленьким ребенком, который плохо спал дома. За что ее потом обвинили, что она ходит греться в кафе и сидит там, потому что якобы, в ее жилье нет отопления. Все это оказалось домыслами и в кафе она приходила писать, потому что ребенок лучше спал на прогулке и у нее появлялось время на работу.

Если вы хотите чего-то сильно, то вы найдете как это время выкроить. Посмотрите на что вы сливаете время(зайдите в экранное время в настройках своего телефона, там многое видно).

Можно совмещать дела. Делать два дела одновременно. Гулять с ребенком на площадке и слушать подкаст. Бежать по беговой дорожке и смотреть вебинар. Можно начать делегировать. Отдать часть бесящих дел, чтобы высвободить время на более важные и результативные действия.

4. Мне не хватает умений.

Тут синдром самозванца вошел в чат.

Мне надо еще подучиться. Нет понимания всех тонкостей, чтобы начать что-то делать.

Плохие новости - вы никогда не будете достаточно готовы. Вам всегда будет недостаточно. Вы не сможете подготовиться ко всему. Можно до бесконечности стремиться к совершенству проходить кучу обучений, но сегодня выигрывает адаптивность и скорость.

5. У меня нет образования.

Сейчас мир изменился и не обязательно иметь университетсткий диплом, чтобы начать что-то делать. Решает опыт.

"Информация в чистом виде ‒ это не знание. Настоящий источник знания ‒ это опыт." — Альберт Эйнштейн.

Я делаю свое постоянное самообразование – своим жизненным кредо. Сваливание отсутствия роста на институт – такая себе история. Если нет свободных 5 лет и денег, можно заниматься самообразованием, а потом получать опыт и продавать себя за счет твердых кейсов и результатов.

Мои дипломы мало кого интересуют. Всех интересуют кейсы, опыт, результаты. Перечитайте еще разок цитату Эйнштейна и двигаемся дальше.

6. Нет связей.

Хорошие новости - связи можно создать. Хорошо, конечно, иметь батю, который продвинет. Но вот, я перехала в Краснодар 6 лет назад. Я не прям социальный человек, но все связи нарабатывала тут с 0. Кое что у меня есть благодаря связям, знакомствам. Создавайте свою сеть контактов. Знакомьтесь с людьми, проявляйтесь в соц. сетях, оставляйте свои контакты. Может многие не отреагируют, но если сидеть молчать никто не будет приходить и что-то заказывать у вас.

7. Я слишком молод или стар.

Типичное оправдание и мое, кстати тоже. Я долго так думала чтобы сменить профессию. Ну как, мне уже 30, ну какая психология, какой коучинг. Нет возраста у этой профессии. Нетууу. Возраст это условная история. Можно 20 лет прожить эффективно, а можно прожить 60 лет как улитка в жертве. Есть те, кто в 20 лет делает крутые и великие дела, а есть те, кто в 60 ни разу не выезжал дальше своего города. И это выбор каждого.

8. Я не знаю как это сделать.

У кого есть это оправдание? Не знаете как что-то сделать – найдите инструкцию в гугле. Гугл знает все (ну почти). Попросите помощь. Пробуйте делать сами. Попробовали раз - не получилось, на пятый раз получится.

Как перестать оправдываться и начать делать?

9. Я ни когда этого не сделаю.

Оправдание ТОП. Пока вы так думаете вы никогда не сделаете то, что хотите. Ищите способ как это сделать и найдете. В помощь мотивационные ролики и мотивационные документалки и фильмы.

10. Никто в меня не верит.

Спасибо всем тем, кто в меня не верил. Какая вам разница кто во что верит, а во что не верит. Я не верю, что похудею. Возьми и похудей. Без веры. Зато, после того как похудеете, в вашем окружении появятся люди которые всегда в вас верили. Вот увидите. Вы можете не верить, что поднимитесь по лестнице но если будете подниматься, то поднимитесь. Секретик – можно без веры. Уберите веру, просто делайте дела. Охапка дров и плов готов.

11. Я слишком стесняюсь.

Выращивайте уверенность, работайте над собой. Стеснение есть у всех, но нужно над ним работать и переступать. Шагайте в это, за этим рост. Думаете, я не стесняюсь писать такую статью в стиле фрирайтинга, и выгружать это из себя на всеобщее обозрение?

12. У меня нет сил.

Разберитесь с тем куда сливается энергия. Об этом напишу отдельную статью, ссылку потом сюда прикреплю.

Как перестать оправдываться и начать делать?

13. Сложно.

Типичное оправдание, чтобы ничего не делать. Например, вам сложно публично выступать. Тогда не выбирайте публичные выступления, как основной вид деятельности. Можно заниматься дизайном и не строить личный бренд на выступлениях. Есть успешные люди, которые не выступают.

14. Делаю одни и те же ошибки.

Чтобы прекратить постоянные ошибки и цикл оправданий, необходимо быть готовым к изменениям. Первый шаг - это осознание и признание своих ошибок. Дальше самоанализ и понимание причин. И только после этого можно приступить к работе над этими ошибками и улучшению своей жизни. Отследите. Так стоп, я так больше делать не буду.

Фууух... выгрузила.

Как вам статья про оправдания? Делитесь в комментариях, любое мнение приветствуется. И....

Как перестать оправдываться и начать делать?

СПАСИБО!

33
2 комментария

Нам в команде справиться с прокрастинацией помогают некоторые методы тайм-менеджмента. Наш любимый — метод хронометража. Это когда мы записываем все задачи, которые выполняете в течение дня, даже самые незначительные, а после анализируете, какие из них больше всего неэффективно пожирают время и исключаете их. А для соблюдения дедлайнов попробуйте использовать корпоративный таск-трекер. Благодаря продуманной системе уведомлений задачи будут выполняться вовремя :)

1
Ответить

Круто, спасибо за такой полезный комментарий. Я еще группирую задачи по теме. Это помогает быть эффективной и успеть больше.

Ответить