«Левые» заказы, мертвые души и списания продуктов. Как воруют сотрудники в доставках?

Все сотрудники, работающие в доставке, – это в первую очередь люди. Со своими слабостями, недостатками и проблемами. К сожалению, иногда они воруют. Несмотря на то, что мы отбираем сотрудников, проверяем их и надеемся на их высокие моральные качества, мы не можем быть уверены до конца, что не взяли на работу человека, который не прочь нарушить правила и обворовать руководство. Этим могут заниматься и управляющие, и администраторы, и повара, как по одному, так и в сговоре друг с другом. Хотя на 100% это искоренить такое поведение сложно, так как людей не переделать, но руководству важно знать, имеют ли место моменты воровства в компании, чтобы понять причины, принять меры и предотвратить такое в будущем.

<i>При наличии вечерних скидок в течение дня могут продавать покупки без чека, а вечером пробить несколько чеков по скидке, а разницу – в карман</i>
При наличии вечерних скидок в течение дня могут продавать покупки без чека, а вечером пробить несколько чеков по скидке, а разницу – в карман

Почему сотрудники сервисов доставки воруют?

Глобально причина одна – люди нуждаются в деньгах (или просто хотят, чтобы их было больше) и не упустят возможность получить их, особенно если для этого не надо дополнительно работать (а просто немного схитрить). Если эту причину разобрать подробнее, то можно назвать следующие:

  • У сотрудников есть кредиты или другие финансовые обязательства, которые не могут долго ждать. При приеме на работу важно проверять, насколько потенциальные сотрудники финансово обременены, и насколько предлагаемая зарплата сможет решить такие проблемы. Конечно, бывают ситуации нехватки кадров или текучки, тогда уже не до таких тщательных проверок. Но, может, именно такая информация о кандидатах сможет в будущем предотвратить ту же самую текучку.
  • При работе с наличными деньгами сотрудники по-человечески могут перестать понимать, что они держат в руках не свои деньги, а деньги компании. А что делать со своими, они точно знают. При условиях все возрастающего электронного оборота денег, особенно при оплате онлайн при оформлении заказа из дома, такая причина становится менее значимой. Но все равно дополнительные проверки лишними не будут.
  • При появлении разовой необходимости в деньгах сотрудники могут взять из кассы в долг. Это не так совестно – в долг же. И потом их не получится или не захочется или забудется отдавать.
  • Если в компании практикуется коллективная материальная ответственность, то когда кто-то один возьмет деньги – восполнение финансового ущерба ляжет на плечи всех сотрудников. И возникает ощущение безнаказанности, которое, к сожалению, может привести к новым попыткам кражи.
  • Отсутствие контроля или слабый контроль со стороны руководства, а также бездействие в случае выявления кражи. Это тоже создает иллюзию безнаказанности и приводит к расцвету воровства.
  • Иногда кражи могут происходить просто из-за того, что «если можно взять, почему бы и не взять». Даже есть сотрудники не испытывают финансовую нужду, а просто хотят получить что-то лишнее. Всегда же пригодится. Тем более что красть могут не только деньги, но и продукты.
<i>Самое главное – нам удалось собрать команду не просто сотрудников, а единомышленников, которые максимально заинтересованы в развитии компании, а не подворовывании</i>
Самое главное – нам удалось собрать команду не просто сотрудников, а единомышленников, которые максимально заинтересованы в развитии компании, а не подворовывании

Каким образом сотрудники воруют у компании?

Один из простых способов воровства управляющими или старшими администраторами — это мертвые души. В этом случае заявляется для работы большее количество сотрудников (например, поваров или курьеров), чем их выходит в действительности. Например, вышло 2 курьера, а по документам проставлено, что 3. Заказы распределяют между фактическими сотрудниками, а сумму за несуществующий выход сотрудника забирают себе. Наиболее сложно это выявить, когда несуществующие сотрудники оформляются как подмога на полдня. С этим бороться можно с помощью камер видеонаблюдения: смотрим, сколько человек вышло на самом деле. В офисах компании «Инь-Янь» камеры работают исправно, а работу курьеров мы отслеживаем с помощью приложения – тут обмануть не получится.

Другим способом являются «левые» заказы. Проще всего «заработать» таким способом можно при самовывозе: заказ выдается, а деньги за него берутся себе. Можно также отмечать в базе заказы как отказные, удалять их, а при их выдаче (реально-то от них никто не отказывался) деньги за них забирать себе. Для профилактики такого типа воровства помогут следующие меры:

– проводить ежемесячную инвентаризацию с выявлением излишков/недостач. Конечно, к такому нечестные сотрудники могут подготовиться, но все равно пренебрегать этим нельзя;

– в обязательном порядке прозванивать все отказные заказы (вряд ли сотрудники будут вступать в сговор с покупателями);

– проводить контрольные закупки;

– проверять работу сотрудников с помощью камер видеонаблюдения (эффективно для всех способов краж).

Третьим способом является воровство на излишках: это и списания продуктов, которые на самом деле используются, и затрата меньшего количества продуктов, чем заявлено. Так воруют в основном повара. Не доложил, например, немного рыбы в суши, а оставшееся себе забрал или на «левые» заказы потратил. Во втором случае воровство происходит в сговоре с администраторами/управляющими. Такие нарушения выявляются при помощи камер видеонаблюдения и контрольных закупок.

Также при наличии вечерних скидок в течение дня могут продавать покупки без чека, а вечером пробить несколько чеков по скидке, а разницу – в карман. Или использовать скидочные карты сотрудников, опять же разница между реальной ценой и ценой по скидке – в карман. Отследить это также можно при помощи камер видеонаблюдения и при помощи контрольных закупок (вдруг именно тогда не дадут чек).

В компании «Инь-Янь» деятельность сотрудников четко отслеживается: камерами видеонаблюдения, подключением новых сотрудников (и в основных точках, и во франшизах) к собственной информационной системе, единой для всех точек, которая фиксирует деятельность сотрудников, позволяет видеть в режиме реального времени, сколько мы зарабатываем на продажах того или иного товара, осуществлением закупок у единого поставщика, проведением контрольных закупок, с помощью тайных покупателей. Но самое главное – нам удалось собрать команду не просто сотрудников, а единомышленников, которые максимально заинтересованы в развитии компании, а не подворовывании. Потому чем больше развивается компания, чем больше выручка, тем лучше жизнь у тех же сотрудников. И тем больше мы можем развиваться дальше, продавать новые франшизы и, по сути, масштабироваться до бесконечности, чтобы и клиенты, и сотрудники были довольны, и у них не было желания (и возможности) хитрить. Все-таки сотрудники компании – люди, и отношения среди сотрудников, между сотрудниками и руководством и между сотрудниками и клиентами должны быть человеческими.

Следите за жизнью и развитием Инь-Янь в формате live в соцсетях Максима Дубровина - основатели сети: мы любим делиться новостями, цифрами, динамикой и лайфхаками. видеть все цифры, динамику и новости:

А также не пропустите выпуск о сети Инь-Янь на Youtube-канале Разборщик

55
3 комментария

спасибо, что делитесь ценным опытом. проанализированы не самые очевидные способы мошенничества сотрудников, да и причины этого управляющим тоже важно понимать.

Ответить

Однако, сколько неочевидного. Без контроля никуда, спасибо, что следите за всеми процессами - это вызывает доверие

Ответить

Последняя фраза про человеческие отношения должна быть девизом для любой компании!

Ответить