Официанты больше не нужны? «За» и «против»

Технологии отбирают у официантов все больше обязанностей. Уже сейчас можно оплатить счет по QR-коду на столике, сделать заказ через электронное меню, забронировать столик онлайн через приложение или сайт. Значит ли это, что со временем официанты исчезнут вовсе? Давайте разбираться.

Доступ к сервису Letit по QR-коду
Доступ к сервису Letit по QR-коду

Мы ‒ сервис Letit. Мы предлагаем ресторанам технологию, с помощью которой можно повысить возвращаемость гостей, расплачиваться по QR-коду, дистанционно вызывать официанта. (Подробнее можно почитать тут, а обсудить возможное сотрудничество тут). То есть мы непосредственно внедряет элементы автоматизации в рестораны. Мы пристрастны. Однако такая позиция дает и преимущества, позволяет видеть ситуацию изнутри. И мы готовы поделиться нашими наблюдениями и выводами с вами:

Аргументы в пользу светлого будущего без официантов

Автоматические системы допускают меньше ошибок

Терминал для выбора заказов не устает к концу смены. Не путает заказы. Не может забыть к кому-то подойти или недостаточно вежливо ответить на вопрос.

Нет, и техника иногда подводит. Зависает, выходит из строя. Но это все-таки реже, чем люди. Кроме того, поломки техники значительно очевиднее и проще поддаются коррекции. Если у официанта начнется в жизни «сложный период», ресторатор может этого и не заметить. Да и как исправить некорректное поведение? Конечно, средства есть, но с людьми все-таки гораздо сложнее в этом плане.

Автоматические системы дешевле

Чтобы нанять официанта, нужно разместить вакансию, провести интервью, затем обучение, потом платить зарплату, налоги, оплачивать больничные и отпуска. И при этом инвестиции в человека могут обнулиться одним днем. С системой автоматизации для ресторана, даже с самой дорогой, хотя бы можно заранее просчитать все затраты. И, как правило, такие системы очень быстро окупаются.

Автоматизация ускоряет процессы и делает пребывание в ресторане более приятным

Больше не нужно ждать, когда официант освободится и соизволит обратить на вас внимание. Конечно, процесс приготовления если и можно ускорить, то незначительно. Так что блюдо все равно придется ждать… А вот меню не придется. И счет тоже.

Аргументы в защиту официантов

Есть процедуры, которые не поддаются автоматизации

Возможно, со временем появятся роботы, которые способны вовремя убрать грязную тарелку и подсказать, какое блюдо лучше взять для ребенка. Но пока техника с этим не справляется. С этим и с многими другими операциями, которые кажутся человеку простыми и даже самоочевидными.

Значительная часть посетителей ресторана недолюбливает технологии

Есть миллениалы и зумеры ‒ поколения, которые без техники уже и в носу поковыряться не могут. Для них наличие систем автоматизации в ресторане ‒ это весомый плюс. А есть люди более взрослые. И, в большинстве своем, более платежеспособные. И вот для них в массе характерно некоторое недоверие к технологиям. Таким гостям необходим человек. Им не хочется разбираться с терминалами и QR-кодами. Это утомительно и портит впечатление от визита. И рестораторы, конечно, будут учитывать интересы этой части аудитории.

Только официант способен отработать нестандартный запрос

9 из 10 запросов стандарты и легко поддаются автоматизации. А потом в заведение приходит этот пресловутый 10-ый и просит порекомендовать низкокалорийный десерт без глютена и апельсинов. В процессе живого общения опытный официант может обнаружить, что «сложный» гость на самом деле хочет пельменей. А что, всякое бывает! Автоматическое онлайн-меню, скорее всего, не сможет конвертировать такой запрос в прибыль, а официант ‒ вполне возможно.

Наши выводы

Автоматизация многое дает, рестораны уже ее внедряют и будут это делать еще активнее. В ближайшее время мы увидим, как в заведениях сокращается количество живого персонала и увеличивается количество цифровых сервисов. Однако совсем официанты не исчезнут. Их рутина изменится, появятся новые требования к представителям профессии. Вероятно, она станет сложнее, но и интереснее. И оплачиваться будет лучше.

Подписывайтесь на наш блог, у нас бывает много занимательного!

Начать дискуссию