Как рекрутеру «выжить» в 2023 году: 6 способов дополнительного заработка

Последние события внесли значительные коррективы не только в нашу повседневную жизнь, но и в профессиональную деятельность: компании массово уходили с российского рынка и сокращали «косты», а люди в один день оставались без работы.

Как рекрутеру «выжить» в 2023 году: 6 способов дополнительного заработка

Кризис не обошёл стороной и рекрутеров — по аналитике hh. ru в 2022 году, количество открытых вакансий в области управления персоналом в среднем снизилось на 35% (а в какие-то месяцы и на 50%) в сравнении с предыдущими годами. При этом hh. индекс, который отражает количество резюме HR-специалистов к числу открытых предложений о работе в сфере, стабильно занимает верхние. Эксперты утверждают, что ситуация начинает налаживаться, и мы, конечно, тоже надеемся на это. Однако «ждать у моря погоды» не всегда лучший выход.

Многие наши коллеги-рекрутеры столкнулись с неопределённостью и нестабильностью, а как «выживать» в этих условиях — не всегда ясно.

Поэтому я поговорила с Анной Габуевой, экспертом по международному поиску талантов, и Екатериной Тхоржевской, рекрутером из Playrix, чтобы узнать, как рекрутеру можно заработать на уже имеющимся опыте.

Как рекрутеру заработать прямо сейчас

Для начала рассмотрим варианты, которые подойдут для тех, кто хочет увеличить свой доход в краткосрочной перспективе:

Консультируйте кандидатов

Посмотрите на свои сильные стороны — что в рекрутменте вы знаете и умеете лучше всего? Возможно с первого взгляда видите, что исправить в резюме, чтобы получить приглашение на собеседование, или же виртуозно «мэтчите» кандидата с компаниями. Примените свои навыки: помогите людям найти работу. В ответ соискатели обязательно отблагодарят вас.

У Анны Габуевой более 10 лет опыта работы в компаниях с фокусом на наём сотрудников за рубеж. По её словам, процессы найма в других странах отличается от российских, да и требования к соискателям иные. Её экспертиза определила траекторию её деятельности — она консультирует кандидатов, которые хотят устроиться в международные компании: помогает пересмотреть резюме, пройти интервью и получить лучшие условия по заработной плате и релокации.

«Но что делать, если у меня нет каких-то специфических знаний и выдающихся талантов?», — можете спросить вы. Однако для консультирования не всегда нужно быть «особенным». Рекрутер, в сравнении со среднестатистическим специалистом из другой сферы, знает лучше, как заинтересовать работодателя и успешно пройти собеседование:

«Рекрутер смотрит сотни резюме, проводит интервью, участвует в переговорах между соискателем и заказчиком, знает, что важно рекрутерам и нанимающим. Следовательно, у него есть все прикладные знания, которые позволяют проводить карьерные консультации»

Екатерина Тхоржевская

Как найти клиентов:

  • Размещайте информацию о ваших услугах в социальных сетях у себя на странице и в релевантных группах, чатах и каналах — чем больше и чаще вы рассказываете о своих навыках, тем больше людей знают о вас.
  • Обратитесь напрямую к друзьям, знакомым и кандидатам, которых вы трудоустроили в рамках предыдущих проектов. Скорее всего среди них будут те, кому понадобятся ваши услуги.
  • Развивайте личный бренд, например, публикуйте полезные посты и статьи, которые заинтересуют целевую аудиторию.
  • Расширяйте нетворкинг — знакомьтесь с коллегами по цеху и потенциальными соискателями, участвуйте в дискуссиях, а также посещайте профильные мероприятия.
  • Запрашивайте обратную связь. В консультировании важно отслеживать, насколько вы полезны своим клиентам. Отзывы позволят скорректировать ошибки, а положительный фидбек привлечёт клиентов.

Участвуйте в проектах

Небольшие компании и стартапы нуждаются в сотрудниках, но в силу каких-то причин не готовы нанимать рекрутера или HR-специалиста в штат. В них можно найти источник стабильного дохода:

«Если заказчику понравятся сотрудничать с вами в первый раз, то в следующий раз он обратиться именно к вам»

Анна Габуева

Ещё вариант — попробовать себя в роли HR бизнес-партнёра на аутсорсе. Такие специалисты в основном требуются в небольших организациях, в которых нужно не только нанимать сотрудников, но и выстраивать внутренние процессы. Эта работа выходит за рамки рекрутмента, но зато даёт большое пространство для собственного роста и даже творчества.

Источником проектной работы могут быть:

  • Социальные сети. Разместите информацию о себе на личных страницах, подпишитесь на сообщества и каналы, которые публикуют работу для рекрутеров-фрилансеров.
  • Компании, с которыми вы уже сотрудничали. Обратитесь к предыдущим работодателям, есть вероятность, что им нужна помощь рекрутера. Скорее всего они выберут вас среди других незнакомых специалистов, так как вы уже знакомы со спецификой их бизнеса.
  • Специализированные площадки для рекрутеров-фрилансеров, на которых заказчики размещают запросы на подбор сотрудников.

Рекомендуйте кандидатов

У каждого рекрутера есть сформированная база кандидатов, и, мы уверены, что кто-то из них хочет сменить работу, пассивно рассматривает предложения или даже пишет вам в личку: «Найди мне нормальную работу!».

Таких специалистов можно держать при себе на случай, если прилетит запрос, или же рекомендовать их на подходящие позиции за бонус в специализированных сервисах, вроде Рефни. Регистрация и использование Рефни полностью бесплатны, прозрачны и безопасны для рекомендателя. А вознаграждение за рекомендацию кандидата, которого наймёт компания — начинается от 50 000 ₽.

Рекомендуя релевантных кандидатов, рекрутер может зарабатывать сумму, сопоставимую или в разы превышающую «штатскую» заработную плату. При этом не нужно взаимодействовать с заказчиком, проводить собеседования, коммуницировать с соискателями, согласовывать оффер и выполнять остальную рутинную работу. Чем не идеальный способ заработка? 🙂

Как рекрутеру повысить доход «на перспективу»

Есть и другой путь приумножить свой заработок. Мы называем его «путь рекрутера-джедая», потому что деньги можно увидеть далеко не сразу, а усилия придётся приложить немалые. Но это определённо может стоить того. Вот основные способы:

Станьте блогером

Блогинг стал уже чем-то обыденным в профессиональной среде: эксперты делятся опытом, советами и лайфхаками, и завоёвывают аудитории в тысячи и миллионы подписчиков. Может, и вам есть что рассказать? Тогда попробуйте размещать полезные посты на популярных ресурсах. На мой взгляд среди рекрутеров самыми читаемыми остаются Telegram и Instagram.

Отдельно можно выделить Youtube: делать видеоролики сложнее, но на площадке «сидит» аудитория, которая смотрит не только котиков, но и ищет полезную информацию. Именно поэтому здесь хорошо заходит образовательный контент, как пример, курсы для начинающих рекрутеров. Дополнительный плюс — в отличие от Instagram Youtube пока не заблокировали, и он доступен тем, кто ленится скачать VPN.

Каким образом свой блог принесёт доход? Во-первых, вы заявите о себе как об эксперте, и с ростом аудитории получите больше предложений от клиентов. А во-вторых, зарабатывать можно и на рекламе. Если вы не уверены, что это прибыльно — узнайте у администратора любого Telegram-канала стоимость размещения поста. Ответы могут удивить: суммы начинаются от нескольких тысяч ₽ и заканчиваются сотнями тысяч.

Попробуйте себя в качестве спикера

На конференции, митапы, вебинары и подобные мероприятия часто требуются эксперты в той или иной области. И организаторы готовы платить за качественную информацию.

Если вы уже выступали (допустим, в рамках работы) или у вас развит личный бренд, то у вас есть все шансы стать спикером. Поищите мероприятия, которые вам подходят в социальных сетях или на специализированных сайтах (вроде Timepad), и оставьте заявку на участие в качестве докладчика.

Но что же делать, если подобного опыта нет, и ваше имя неизвестно рынку? Тогда придётся пробираться через терни к звёздам: попробуйте начать с «местечковых» событий. Проведите вебинар для знакомых, сходите на встречи, где каждый может поделиться мнением со сцены, проведите лекцию для молодёжи в вузе. После этого в резюме (и, конечно, в соцсети) добавьте красивые строчки про то, что вы были спикером на профессиональном мероприятии. Постепенно для вас откроются новые и интересные перспективы.

Пройдите обучение по другому профилю в HR

Если карьера рекрутера вам стала в тягость, но из горячо любимого HR уходить не хочется, посмотрите в другие стороны развития в рамках специализации. Кто-то становится коучем, кто-то карьерным консультантом, кто-то решает уйти в сторону частной практики психологом. Пример такой истории приводит Екатерина:

«Моя знакомая работала рекрутером в крупной компании 5 лет. Параллельно она увлекалась способами, которые помогут ей упорядочить рабочий процесс. Как итог, она покинула профессию, и теперь преподаёт курсы по тайм-менеджменту»

Суммируем

Чтобы рекрутеру увеличить свой доход, можно:

  • Консультировать кандидатов. Определите свои сильные стороны в рекрутменте и используйте их, чтобы помогать соискателям находить работу.
  • Участвовать в проектах. Нанимайте сотрудников и выстраивайте внутренние процессы в компаниях на аутсорсе.
  • Рекомендовать кандидатов в специализированных сервисах. Советуйте специалистов на открытые позиции в Рефни и получайте вознаграждение.
  • Стать блогером. Пишите посты и снимайте видео на профессиональную тему и зарабатывайте на рекламе и своем имени.
  • Выступать на мероприятиях. Чтобы стать хорошим спикером, которому будут платить, придётся «попотеть», зато вы приобретёте дивиденды в профессиональном развитии.
  • Пройти обучение другому профилю в HR. Может, вас уже посещала мысль, что рекрутмент — не совсем ваше. Оглянитесь, в HR столько возможностей!
2424
25 комментариев

onlyfans опять-таки

5
Ответить

Вот это реально дельный совет, ещё и новых кандидатов можно будет найти)

Ответить

Давайте честно, айчар это бесполезный по сути специалист. Он не помогает кандидату устроится на работу, а наоборот становится преградой, не обладая обычно знаниями в нужной области руководствуется субъективной оценкой основываясь на внешних факторах , типа личной симпатии, красоты написания резюме и стереотипных вопросах, типа "кем ты себя видишь через 5 лет ? В итоге для реального специалиста в какой-то области становится главным фактором актерское мастерство и знание психологии айчаров. Если посмотреть блоги айчаров , то становится ясно, что никто не любит ачаров и их банально хейтят.
С точки зрения работодателя, это тоже бесполезный член бригады) Ведь начальник хочет чтобы айчар не просто нашел специалиста , но еще и за дешево.... Иначе зачем платить деньги айчару ???? Если платить достойную зарплату специалисты сами набегут. А именно айчар обязан найти Стива Джобса за 3 копейки. Конечно такое только в сказках бывает, но кто как не начальник верит в сказки про свои гениальные идеи. А айчар должен подтвердить что эта идея - гениальная!!!! Потому тоже занимается симуляцией бурной деятельности, мимоходом сливая стресс на соискателях.
Забавно читать что специалисты по устройству на работу сами не могут ее найти)

4
Ответить

Спасибо за ваше комментарий! Не совсем согласна с вашей точкой зрения. Если не эйчар, то кто должен нанимать в команду людей? У нанимающего менеджера банально на это не хватает времени: отсмотреть резюме сотен специалистов и поговорить с ними. И это лишь один из факторов, почему профессия HR-менеджера существует.

А если говорить про тему статьи, почему эксперты в трудоустройстве не могут найти работу - все просто, на рынке просто не хватает рабочих мест. Да и статья не говорит о том, как найти работу мечты в штате, а о том, как можно получить дополнительный доход, владея профессией. Рекрутер может быть и трудоустроен, но дополнительные деньги - никогда не лишние.

Ответить

Обожаю статьи из ниоткуда и комментарии от новорегов, так и веет "полезной статьёй" )

3
Ответить

Никита, спасибо за ваш комментарий)
Да, много комментариев от новорегов (таких как и я). Спасибо за ваше замечание :)
После размещения на площадке статьи, мы поделились ей в соцсетях, оттуда пришли наши подписчики, отметились и подписались. Думаю дело в этом.

Ответить

Спасибо, отличная статья!

2
Ответить