Профилактика сложного поведения участников тренинга

Когда мы вступаем на тропу обучения команды, мы неизбежно сталкиваемся с различными отрицаниями внутри команды и ярче всего они выражаются во время тренинга или мозгового штурма, либо утренней пятиминутки перед началом рабочей смены.

Давайте разберем кто такие сложные участники?

Это те люди, которые, препятствуют эффективной работе группы или выражают свое сопротивление, активно или пассивно.

Эти участники пугают начинающих тренеров и могут инициировать неприятные или даже стрессовые ситуации, как бы проверяя на прочность знания тренера.

Когда мы говорим об успешной работе тренера (наставника, лектора), первое место среди hard skills занимает навык работы с командой и умение работать со сложными участниками как основа. Этот навык так же важен в управленческой деятельности и во время адаптации новых участников команды.

Актуальность этой темы изучения сложных участников никак не связана с наличием или отсутствием тренерского опыта. Ведь сколько бы вы ни провели тренингов (лекций, мозговых штурмов) — 100 или 1000 — их количество не станет вашим островом безопасности от сложных сотрудников.

«Как работать со сложными участниками?».

На этот вопрос, как правило, есть несколько подходящий вариантов:

· отпустить ведение тренинга на участников (да и в целом, если они самые умные, зачем вы тут?)

· впасть в состояние жертвы

· выгнать сразу с криком «Вон из класса, вернешься с родителями»

· окинуть команду взглядом и найти предмет по тяжелее для броска

Вы удивлены? Я шучу! Сейчас подробно расскажу, как выявлять причины и как с ними работать.

Сложные участники задают вопросы, демонстративно игнорируют, устраивают саботаж. Но какие мотивации стоят за таким поведением?

- привлечь внимание

- желание быть правым (так делают лидеры команд)

- проверить тренера

- истинный интерес к информации

Причины поведения сложных сотрудников мы можем разделить на две основные категории, ВНЕШНИЕ и ВНУТРЕННИЕ

Внешние – это причины, которые участник видит в лекторе, то есть внутренняя причина тренера:

1. Неуверенность тренера: Часто неуверенность можно считать по невербальному поведению, а не только задавая вопросы на которые тренер не сможет дать ответ. И так самые распространённые невербальные показатели неуверенности тренера: Зажатые позы, мямлящая речь, плаванье в алгоритме тренинга, бегающий взгляд, сбивчивая, медленная или слишком быстрая речь. Конечно данные модели поведения, происходят не осознанно, но мы можем их отследить и сделать практики по саморегуляции. Первое, поблагодарите аудиторию и будьте с ними честны, признайтесь, что такой масштаб для вас впервые или запрос аудитории. Проведите игру на знакомство, так у вас будет возможность познакомиться поближе и привыкнуть к аудитории. Если группа вам знакома, попросите рассказать какие-то интересные факты о себе. Какие методики могут помочь саморегуляции до начала выступления? Вам поможет упражнение «Водоросль» Представьте, что вы большая и толстая водоросль, которая лениво качается на морском дне. Ноги уверенно вросли в землю, подошвы плотно прижаты к телу, а тело медленно покачивается назад и вперед, руки безвольно висят по бокам. Вы глубоко вдыхаете, а на выдохе отдаете в землю все переживания.

2. Самоуверенность тренера:

Тренер считает, что он умнее и лучше своих учеников, важно помнить, мы не умнее и не лучше, мы на ровне. В аудитории происходит обмен опытом, вы равнозначные участники. Как стабилизировать себя? Если Вы чувствуете, что впадаете в состояние «я родитель» / «я умнее». Найдите в каждом участнике особенность, пусть расскажет вам свои главные профессиональные компетенции, похвалите участников искренне. Это поможет вам проникнуться внутренней эмпатией к каждому участнику.

3. Неправильная подача информации: слишком много теории, чрезмерная сложность подачи, примитивность материала, скудность изложения. Крайне важно, чтобы наполнение тренинга было адекватно уровню знаний группы и было максимально практичным.

Как помочь себе?

Соберите анамнез знаний и компетенций группы, это поможет вам в подготовке и подготовке актуального тренинга.

Внутренние

1. Антипатия к тренеру: Даже если тренер ведет себя корректно (в условиях данной ситуации), участнику может казаться, что тренер недостаточно квалифицирован или практичен: это может быть обусловлено разницей в возрасте, опыте работы, должности.

Как правило, сопротивление, вызванное этой причиной, быстро уходит в процессе общения, когда участник убеждается в компетентности тренера.

2. Низкая мотивация: Когда ученик не считает обучение необходимым. У него чувство, что его заставили прийти. Часто можно услышать такие фразы: «зачем я сюда пришел/можно уйти пораньше/зачем вы нам это рассказываете». Ответами на такие вопросы участников тренинга должны стать разъяснения ценностей тренинга и конечно подготовка актуальной информации для команды. Так же можно провести упражнения, которые будут показывать, что уровень участников на данном этапе не достаточный. То есть, ваша задача заключается в том, чтобы показать участникам, что у них есть точки роста и сегодня вы будете им полезны.

3. Тревога:

Участникам на тренингах может казаться, что их хотят укорить в незнании или подчеркнуть их не компетентность, участники могут быть настроены агрессивно, что их собрали не для развития, а для наказания. Тогда стоит уделить внимание установлению контакта с аудиторией и сбору ожиданий. Необходимо дать понять, что вам интересно мнение участников и вы готовы к сотрудничеству с ними.

4. Усталость: Утомление и выгорание. Часто тренинги проводится в ранние часы, чтобы собрать всю команду в полном составе, зачастую это бывает, после отработанной четырнадцати часовой смены. Такие участники, будут утомляться гораздо быстрее остальных, внимание у них будет рассеянное. В данном случае стоит изначально оценить объем информации и убедиться в том, что он будет доступен большинству участников. Если на каком-либо тренинге у вас постоянно идет сопротивление из-за усталости, вам стоит сократить его объем либо разбить его на 2 дня, упростить упражнения, увеличить количество перерывов.

5. Низкий культурный уровень Это могут быть участники, которые перебивают, разговаривают по телефону, грубо выражаются, опаздывают и в целом ведут себя вызывающе. В данном случае ваше спасение кроется в правилах тренинга. Всегда заранее оговаривайте правила тренинга и призывайте участников строго следовать им. Это особенно важно при работе с новой аудиторией, участники которой вам незнакомы.

Мы разобрали общие причины, которые провоцируют появление сложных участников и стратегию работы с причинами. Теперь же давайте рассмотрим конкретные типы сложных участников и особенности работы с каждым из них в отдельности. Так как я тренер, дающий информацию через арт-терапию, давайте сложных участников рассмотрим на примере смурфиков, да у них у всех были «не совсем» хорошие черты характера, но каждый их них играл важную роль и был важным персонажем:

1. Болтун Такой участник постоянно говорит практически без остановки. Нередко «сотрясает воздух» словами только ради привлечения к себе внимания, чем сбивает остальных участников тренинга с общей канвы обсуждения.

2. Шептун-провокатор Не может действовать в одиночку, разве что, бубня себе под нос что-то по поводу происходящего в тренинговой группе. Для «успешной» работы такому участнику необходимо объединить усилия с еще одним или несколькими родственными, но духу участниками тренинга. В момент, когда они объединены своей частной дискуссией, они не обращают практически никакого внимания на тренера и на происходящее вокруг.

3. Весельчак «Весельчак» вызывает улыбку на лицах, окружающих своим поведением, и всегда можно рассчитывать, что у него припасена веселая шутка на любой случаи.

В действительности именно его способность находить смешное в любой ситуации постепенно превращает его в «Шута» и вызывая раздражение остальных участников тренинга, настроенных на серьезную работу.

4. Ворчун Поведение такого участника может меняться от практически полного молчаливого неучастия, ворчания себе под нос до постоянных жалоб (и тогда он рассматривает каждую дискуссию в ходе тренинга как возможность пожаловаться на свое окружение, коллег по работе и т. д.). На самом деле он может быть недоволен чем угодно. Не путайте с шептуном, ворчун будет отлично и сам с собой вести беседу. Если дать такому человеку шанс поговорить «о наболевшем», его негативизм может полностью подавить энтузиазм остальной части группы.

5. Спорщик Не вера в информацию такого участника «спорщик» распространяется на все: он не верит в успех группы и свой собственный. Обесценивает комментарии и поддержку тренера и т. д. Всегда (постоянно, при каждом удобном случае!) критикует чужие предложения, выдвигая множество аргументов «против» (зачастую неадекватных!).

6. Умник Часто занимает позицию активного наблюдателя / эксперта, старается подмечать ошибки тренера: реальные и несуществующие. Любит спорить с тренером и другими участниками. Ему важно показать свои знания. В своей речи он нередко использует научные термины, сложные фразы, цитаты.

7. Молчун Не включен в работу, он витает в облаках, рассеян, чаще молчит, чем говорит. Не всегда понятно, о чем и в каком контексте говорит. Если и говорит, то очень тихо и отстранённо. Как взаимодействовать с каждым участником расскажу в следующей статье.

Начать дискуссию