Как копирайтеру назначить цену на свои услуги: инструкция для новичков

Рекомендации, на что ориентироваться при назывании стоимости работ клиенту, а также случаи, когда можно снизить и повысить привычные расценки. Если вы заказываете тексты у копирайтеров, ознакомьтесь с принципами формирования цены.

Сразу скажу, конкретных цифр не будет. Только рекомендации, как определиться со стоимостью работ.

Итак, вы перешагнули этап, когда работаете на условиях клиента и не вправе (или вам так кажется) обсуждать расценки за тексты. К вам стучится новый клиент и просит назвать прайс.

Первую мысль: “Назову много — клиент отвалится” — сразу гоним. “Много” и “мало” понятия относительные, и клиент вправе сам определить, какие затраты на контент для него оправданы.

Главная задача — определить стоимость, за которую вам будет комфортно работать. И которую при необходимости вы можете обосновать для себя и для клиента.

Комфортно работать не равно получать сколько душе угодно.

Если очень хочется получать по 3000 рублей за каждый пост, но недостаточно навыков, нет портфолио с успешными кейсами и рекомендаций от бывших клиентов, вероятнее всего, обосновать расценки не получится. А значит, комфортно работать не удастся, да и некомфортно тоже.

Под комфортом в первую очередь я подразумеваю адекватную стоимость работ, т.е. ту сумму, которую согласна получить за определенное время и труды.

Из чего складывается адекватная цена?

Я для себя вывела такие составляющие:

- Объем подготовительных работ. Познакомиться с компанией и ее целевой аудиторией, вникнуть в тему текста, понять сильные стороны продукта и прочее.

- Объем информации по теме от клиента. Эти два показателя обычно коррелируют: чем больше вам рассказал клиент, тем меньше нужно гуглить. Однако даже самое подробное ТЗ со ссылкой на корпоративные труды и маркетинговые исследования не заменит вам поисков. Особенно на первом этапе, где нужно изучать соцсети и т.п.

- Объем работы в целом. Написать простенький гайд для Яндекс Дзен и кейс на vc — разные задачи.

- Длина текста. В целом систему оплаты по количеству символов не поддерживаю, т.к. этот критерий мало влияет на эффективность. Но. Бывает, что клиент ожидает очень короткий текст. Вы начинаете писать и понимаете, что изначальный объем не решает задач. Например, не позволяет дать ответы на все вопросы читателей, которые могут возникнуть в ходе прочтения. Не доносит основной посыл текста “При самостоятельном решении проблемы у вас могут возникнуть трудности: 1, 2, 3. И, если №1 еще можно решить способами а, б, в, то вот 2 уже сложнее, а с пунктом 3 вам лучше сразу к нам, и вот почему”.

В таких случаях можно попросить доплату за объем. Как бы ни было просто писать на эту тему, вы уделяете работе дополнительное время, на которое изначально не рассчитывали.

- Навыки копирайтера. Чем более они отточены, тем дороже работа.

- Гарантии. Мы не можем (или можем крайне редко) гарантировать клиенту конечный результат. Например, что публикация на vc принесет ему 100 продаж в первую же неделю. Тем более, если в цепочке между текстом и покупателем есть дополнительные звенья (отдел продаж), чья работа тоже влияет на показатели.

Но в копирайтинге (и много где еще) работает правило: чем больше гарантий, тем выше цена. Гарантии новичка — адекватное донесение смыслов, четкий, интересный, читабельный, понятный ЦА текст без ошибок и опечаток. Гарантии опытного копирайтера — большие охваты, хорошие показатели CTR.

С составляющими понятно. Как перейти к конкретному прайсу?

Максимально подробно распишите виды работ. “Все статьи по 1500” — это как все платья на Wildberries по одной цене.

Учтите подготовительную работу. Статья по исходнику клиента — Х рублей. Статья с подробными ссылками, где брать информацию, — Х + Y. Статья с долгим гуглением — X + Y + Z.

Опирайтесь на расценки, по которым работали с прошлым клиентом (+ надбавка за опыт, пройденные курсы, достигнутые результаты и просто за чувство, что переросли прошлую цену).

Будут полезны цены знакомых, стоимость работ в резюме в чатах вакансий и пр.

Основной помощник, который вас точно сориентирует в мире фрилансерских цен, — личный опыт. И интуиция, прокачанная на многократных переговорах.

Когда можно просить больше, а когда делать скидку?

Проявляйте гибкость. Если клиент заказывает пакет услуг, при этом показывает заинтересованность и платежеспособность, можно сделать скидку (лучше, если он сам об этом попросит).

Скидка подойдет для первого знакомства, особенно, если чувствуете, что клиент вам интересен.

Осваиваете новый жанр и хотите учиться "в полях"? Можно согласиться на более низкую стоимость. Предупреждать ли клиента, что это ваш первый опыт — зависит от вашего желания и степени открытости в отношениях.

Поставить цену выше привычной можно, если:

- Вы заняты, при этом клиенту надо срочно.

- Информации по теме крайне мало, клиент сам добыть ее не может / не хочет, а вы точно справитесь, но потратите кучу времени.

- Тематика для вас сложна, но достижима, клиент в курсе и готов помочь вам разобраться или выделить эксперта.

- Клиент очень сложный (например, отвечает не по существу, неожиданно пропадает с радаров, вносит придирчивые правки (не мотивирует замену одной фразы на другую; по каждому слову советуется с мамой, тещей и собакой и т.п.)).

Важные советы напоследок

  • Если на данный момент недостаточно факторов для установления стоимости — не стесняйтесь сообщать об этом. Чем больше выяснено “на берегу”, тем легче будет процесс взаимодействия.

  • Отказы неизбежны. Дело не всегда в стоимости. Вы можете не сойтись по манере общения, срокам сдачи, видам работ и прочим показателям. Анализируйте отказы, чтобы со временем снизить их количество.
22
2 комментария

Как здорово иметь эту страницу, на которой собрано много важных и всеобъемлющих тем. Желаю Вам дальнейших успехов

1
Ответить

Спасибо большое. И вам успехов!

Ответить