You get what you tolerate. Токсичная среда

You get what you tolerate. Токсичная среда

Рак - опасная, быстро распространяющаяся болезнь, удаляется хирургическим путем, за которым следует не один курс химиотерапии. По субъективному, личному опыту близкого окружения, рак атакует талантливых и добрых людей.

Токсичность среды - не менее опасное заболевание бизнес организма. Работодатель, удалив из команды токсичного сотрудника, будет еще долго залечивать раны живого организма своей организации.

В бизнесе должна быть нулевая толерантность к токсичности. Даже если токсичен руководитель.

Авторитарный руководитель – токсик. Практически всегда - человек с травмирующим жизненным опытом, получившим его в силу определенных внешних причин или человек, который находится в травмирующих жизненных обстоятельствах. Такие руководители проверяют не доверяя, гипер тревожны и гипер подозрительны. Поскольку подсознательно они всегда ждут атаки на свои личные границы, они также перманентно готовы отразить удар, чаще всего существующий исключительно в их голове.

Такие руководители отражают только им понятные угрозы. Что еще хуже, они выбирают превентивную политику и запугивают подчиненных неадекватностью стиля своего руководства. Нет никакого авторитарного стиля руководства, есть ТРАВМИРУЮЩИЙ стиль руководства.

Как такие руководители поднимаются по карьерной лестнице? Зачастую это профи, хорошо знающие свое дело (поскольку работа их saving grace), отличающиеся высоким уровнем самодисциплины и работоспособности. «Вот сейчас он научит всех работать» - рассуждает собственник, и, получает прямо противоположный результат. Даже если у такого руководителя в жизни все, на первый взгляд, хорошо, потребность в силе негативных эмоций никуда не исчезнет: он будет реанимировать свои травмы для того, чтобы с ними бороться. По крайней мере до проработки своей ситуации с психологом.

Как человек, переживший физическое, психо-эмоциональное, бытовое насилие, болезни-предательства и кучу всего занимательного, могу сказать – сохранить чистоту взгляда крайне сложно. Свой собственный жизненный опыт становится призмой, через которую человек видит и понимает мир.

С ужасом вспоминаю свои open space фразы, к примеру – «У нас в офисе пижамная вечеринка, а меня забыли предупредить?» - сотруднику, пришедшему в офис в casual.

Что происходит с бизнесом, если кто-то из руководителей - токсик?

  • Как обычно, тихой поступью и никому не мешая, приходит убийца профессионального роста - организационное молчание. Инициативу, конструктивную критику бизнес-процессов заменяют околокулерный шепоток и перекурительные истерики коллектива.
  • Новаторство в такой среде не имеет шансов даже родиться.
  • Становится явным конфликт между декларативными заявлениями организации (миссия и ценности) и жизненными принципами сотрудников. Такой конфликт уберет из организации лучших – они уйдут первыми и самостоятельно, вне зависимости от уровня заработной платы и плюшек соц.пакета.
  • Лизоблюдство уже не так отвратительно выглядит и рассматривается как средство выжить в токсичной среде.
  • Коммуникация уже бессмысленна, любые 1-2-1ы или общие встречи теряют и первоначальный смысл, и предполагаемый положительный результат.
  • Вне зависимости от размера команды или отдела – сотрудники воспринимают руководителя как лицо всего бизнеса, и даже те, кто не работает с ним напрямую – будут ассоциировать бренд со стилем именно такого руководства.
  • Постепенно, день за днем, снижается КПД, продуктивные часы.

Условно «добрый» руководитель — токсик. Самый опасный тип в типологии деструктивных руководителей.

Это тот самый добрый друг, спасатель. Кому-то в команде нужно уйти пораньше? Отпустить в отпуск и работать за сотрудника самому? Попросить прибавку в два раза больше ожиданий сотрудника, еще и авансом? Дружить вне офиса, ужинать-обедать-пить пивко и обсуждать семейные проблемы, а самый топчик – обсудить какие некомпетентные засранцы вышестоящие, точнее, мягко кивать в ответ на подобные реплики? Запросто. У таких руководителей вышестоящие начальники не правы, by default. Открыто это не высказывается, наоборот, и нашим, и вашим, так сказать. Не согласовали повышение: я настаивал, но вот как-то так. Внесли изменения в бизнес процессы: я сам не понимаю, зачем это было сделано. При этом – никаких прямых заявлений ни тем, ни этим, никакой конструктивной обратной связи. Свой в доску в общих около-рабочих чатах, молча допускает и, тем самым, продвигает, низкочастотное недовольство бизнесом-другими начальниками (я же самый лучший, я вот сам работаю в своем отделе за всех, до полуночи – остальные все дармоеды). Дальше, хуже – молчит, когда команда обсуждает Клиентов, присваивая им условно-шутливые ярлыки (после звонка с Клиентом где все были предельно милы). Позволяет расшатывать святая святых бизнеса – о Клиентах или хорошо, или очень хорошо. Точка.

Нежизнеспособная иллюзия «я классный руководитель, потому что я всем друг» равно «я ни хрена не понимаю в руководстве». У такого руководителя продуктивный, долгосрочный рост команды невозможен – рост имеет место быть там, где сотрудник самостоятельно и осознанно выходит из зоны комфорта, принимает на себя ответственность за свою карьеру. Если сотрудник эффективен, положительно влияет на коллег и среду – бизнес будет удерживать его всеми возможными способами. Я не знаю собственников, не стремящихся удержать высокоэффективных людей.

Хорошего руководителя от никакого отличает только одна вещь: непрерывный РОСТ сотрудников, состоящий из трех равнозначных и равно растущих элементов – профессиональный, личностный и материальный РОСТ.

Сотрудники-токсики. Особая каста.

У токсичности есть много масок, опишу только некоторые, ваши жду в комментариях.

  • В каждой бочке. С легкой ироничностью, неплохим чувством юмора, некой долей сарказма, мягкая критика всего и всех. Под видом шутки. Под соусом - я же хотела как лучше, я знаю из прошлого опыта, я небезразлична к этому бизнесу; и именно поэтому я буду состоять во всех чатах, где нет руководителей, оставлять там шутливые комментарии, активно комментировать все, что происходит в бизнесе, буду утешать коллег после неудачных встреч с линейными руководителями. Я же знаю, что на самом деле происходит, и могу это объяснить лучше, чем собственники. С чашечкой кофе и сигареткой утром я буду искренне интересоваться положением дел: « А он что? А ты что? А потом как пошло? А ты не думаешь, что они хотят от тебя избавиться? Что-то я чувствую не очень хорошие времена для всех для нас. Кстати, резюме не обновлял на ХХ?». Под всей этой убогой пародией искреннего сопереживания скрываются глубокие личные травмы, неуверенность в себе, генетическая привычка выживания путем дворцовых интриг, отсутствие в детстве позитивных примеров коммуникационных моделей, и далее по списку.
  • Нытье. Осень осенняя, зима зимняя. Кофе машина старая, офис далеко, ретроградный меркурий мешает спать и работать. Front office шумные, shared services тихие, legal нудные, finance замороченные а IT что-то совсем не слышно, они вообще работают? Линейный – ну так себе профессионал, а человек еще хуже. Корпоратив это просто пьянка, тим-билдинг - тоже не вариант, потому что там все трезвые и скучные.
  • Звезды. Как правило, профи, но – я сам за себя ребят. Не я тут для вас, а вы тут для меня.
  • Любители предполагать (читайте сплетники). Именно такие сотрудники всегда знают, лучше собственников бизнеса, что, зачем, почему и как. Безграничная фантазия, помноженная на теорию бизнеса, потребляемую из инстаграмма, выдают кучу разных вариантов развития событий в компании. Такие точно знают, кого когда уволят, заменят, отправят в командировку, не дадут или дадут повышение и далее по списку.
  • Тревожные невротики. В вопросах митигации рисков – незаменимые сотрудники, любую бизнес идею оценят на предмет «что может пойти не так» лучше большой четверки. Очень много, но хаотично работают, на пределе и за пределами своих физических возможностей. Их эмоциональные качели круче любых «американских горок», периодично взлетая к концепту «все классно и мы завоюем мир» и падая к «этот мир, также как и этот бизнес, обречен». Уровень невротизма зависит от невротизма начальников – там где оба невротики, победа! Это фулл-хаус, господа, этакое бизнесовое индийское кино в котором поучаствуют all concerned.

Важно: токсичность всегда имеет первопричину: психо-эмоциональные травмы, ограничивающие потенциал личности; осознаваемые или неосознанные. Однако не стоит думать, что сильная, высокодуховная корпоративная культура может излечить токсичность: на проработку одной базовой дисфункциональной установки у профессионального психолога уходит 5 лет.

Может ли это сделать бизнес?

Если у каждого в коллективе будет свой психолог – безусловно. В противном случае все будет ровно наоборот – токсичность станет тихим или громким, но всегда постоянным, вызовом для корпоративной культуры.

Не менее важно: токсик никогда не тонет один – осознанно или подсознательно он вовлекает в свое низковибрационное пространство как можно больше людей.

Что делать?

Организовать первичный подбор так, чтобы в компанию приходили профи, ценности и цели которых коррелируют с миссией организации. Люди, способные понимать свои внутренние ограничения и работать с ними.

Или

Доверьте подбор лучшим – нам - Swifttechnical.ru

22
1 комментарий

Рак не удаляется хирургическим путем, только опухоль (иногда это очаг). Есть виды рака, которые можно задавить терапией после хирургии. По теме поста: хорошее описание токсичных сотрудников и руководителей. И все ради финального - приходите, мы поможем. И в этом рекрутинговые компании имеют сходство с многочисленными эскулапами, «излечивающими» рак - зарабатывают на процессе, а не результате. Можете считать меня токсичным, но лайк вам я поставил.

Ответить