Применение дополненной реальности в образовании

Исследователи и разработчики приложений дополненной реальности уже давно заинтересованы вопросом внедрения прогрессивных технологий в сферу образования. Текущая статистика образованности населения показывает, что всё меньше людей заинтересованы в получении высшего образования (официальные данные представлены на сайте Росстата) . Среднее и среднее-профессиональное образование составляют более 50% населения, когда как высшее образование и ученую степень имеют менее 25% граждан. Не заинтересованность в обучении – серьёзная проблема для сферы образовательной деятельности, а также угроза в виде безграмотности населения.

Применение дополненной реальности в образовании

Привычные методы преподавания в виде монотонных лекций, уроков и молчаливого решения типовых задач в учебнике устарели. Подобные виды обучения настроены на большую аудиторию и позволяют не затрачивать много времени, так как не учитываются индивидуальных особенностей каждого обучающегося. В психологическом сообществе исследователи выделили три универсальных категории получения людьми информацией: аудиальный, визуальный и кинестетический. Большая часть образовательных учреждений работают лишь с аудиальным каналом восприятия (чтение лекций, учебников и устные уроки) , в меньшей степени затрагивая визуальный канал (схемы, таблицы, карты, иллюстрации и т. д.) . Людям с кинестетическим типом восприятия зачастую приходится сложнее обучаться, так как мало в каких учреждениях учитывают кинестетические (тактильные ощущения) особенности учащихся. В настоящее время существует множество учреждений, которые разрабатывают индивидуальные подходы к каждому подопечному, но таких учреждений мало, а процесс обучения идёт дольше: увеличивают качество получаемых знаний в ущерб времени.

Технологии дополненной в ближайшем будущем смогут решить эту проблему. Они позволяют создать среду, воспринимаемую человеком через ощущения. Дополненная реальность является по-прежнему искусственно созданным объектом, может показаться, что она не решает проблему с доступностью знаний людям с кинестетическим типом понимания. Это неверное предположение. AR позволяет визуализировать получаемую информацию, сделать её частью окружающего пространства. Задействовать в проекте тактильные ощущения – более трудоёмкая задача, требующая большого количества сил и вложений. Первостепенной задачей является задействовать несколько типов одновременно, тем самым упрощая восприятие информации людям с кинестетическим типом. Таким образом, в обучении будут задействованы все типы восприятия.

Проблема затраты времени также решается разработкой технологий AR. Дополненная реальность помогает не только затронуть в обучении несколько типов обработки информации при обучении, но и сократить затрачиваемое на усвоение и донесение информации время. Благодаря AR и VR традиционное обучение с чтением лекций ради массовости знаний уйдёт в прошлое, так как появится более прогрессивный вариант подходящий под условия массового распространения информации.

На данный момент самыми актуальными проблемами сферы разработок дополненной реальности являются ограниченность бюджета большинства образовательных учреждений, а также неправильное восприятие и представление о возможностях использование AR и VR устройств в образовательной деятельности. Помимо этого присутствуют пассивные факторы в виде психологической неподготовленности людей к прогрессивным технологиям. Более 20% опрошенных респондентов населения России по исследованию «ФОМ» негативно настроены в отношении использования электронных устройств. В процентном соотношении результат опроса не выглядит отрицательным, но если взглянуть на цифры скрытые за этими показателями, то масштаб проблемы становится более внушающим.

Исследователи внедрение AR и VR технологий в образование и повседневную жизнь прогнозируют к концу текущего десятилетия. Многие зарубежные страны достигли большого прогресса в разработке и применении дополненной и виртуальной реальности в различных сферах деятельности (медицина, образование, маркетинг) .

Многие российские образовательные учреждения не могут полностью обеспечить безопасность уроков химии. В школах за неимением подходящего оборудования и трудностей с соблюдением техники безопасности химические опыты не проводятся. В редких случаях изучаемая химическая реакция проводится самим учителем, что затрагивает лишь некоторые типы восприятия информации (обучающиеся с кинестетическим типом не получают достаточно сведений из показываемого эксперимента) . Разработка приложений дополненной реальности в будущем поможет справиться с этой проблемой. Каждый обучающийся сможет самостоятельно провести химический эксперимент без угрозы нарушения безопасности для себя и окружающих. Изучение молекулярных связей между атомами различных соединений становится доступнее благодаря разработанному зарубежным производителем приложению. Оно позволяет обучающемусясамостоятельно строить 3D-модели атомов молекул органических и неорганических соединений, что является ценным инструментом для учащихся средней и старшей школ, студентов химических факультетов.

Использование AR и VR в образовании одним предметом не ограничивается. В биологии разработки технологий дополненной реальности помогут визуально продемонстрировать любые физиологические процессы живых существ. Благодаря приложениям AR каждый обучающийся сможет в реальном времени наблюдать процесс жизненного цикла растения, анатомическое строение животных и, конечно же, ознакомиться с внутренними процессами человеческого организма. Увидеть, как сердце качает кровь, сокращаются желудочки, проследить за импульсом проходящим через нейрон, наблюдать за сокращением мышц – всё это доступно благодаря разработке дополненной реальности.

Физические и природные явления: формирование молнии, извержение вулкана, траектория звуковой волны, магнитные волны – мечта каждого бывшего обучающегося и мотивация для популяризации получения образования среди нового поколения.

Мир дополненной и виртуальной реальностей – это мир возможностей. Реализация проекта в будущем не только повысит общий уровень мотивации к обучению, но и решит проблему образованности населения. Описанные возможности создаваемые технологией AR – уже существующие и реализуемые в зарубежных странах разработки, предоставляемые компаниями, к примеру, Magic Leap, Майкрософт, Гугл и т. д. Россия в данное время стоит в начале пути популяризации дополненной реальности. Однако появилось много перспективных компаний (к примеру Easyteka), которые активно продвигают дополненную реальность. Когда AR и VR станут важным инструментом для помощи человеку – лишь вопрос времени.

Начать дискуссию