{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Что это: юридическая безопасность инфобиза?

image: Freepik.com

Инфобиз, как и любой другой бизнес, нуждается в безопасности. Юридическая составляющая не исключение.

Я веду инфобизы на сопровождении, обеспечивая как безопасность самого бизнеса, так и их собственников.

В этой статье разберем базовые вопросы, с которыми вы столкнетесь при ведении бизнеса:

  • договоры с клиентами. Плюсы и минусы каждого типа.
  • как выбранная договорная схема соотносится с возвратами. Правила расчета возврата средств.
  • требуется ли лицензия для ведения инфобиза.

Свои вопросы по каждому из блоков вы можете задать в комментариях или в телеграм канале.

Договоры с клиентами. Плюсы и минусы каждого типа

К информационным услугами или инфобизу относят продажу курсов, современного консалтинга, наставничество, вебинары и прочее. Любую продажу необходимо оформить договором с клиентом. Это базовое правило безопасности в любом бизнесе.

Традиционно в инфобизнесе продажу осуществляют через три типа договоров:

  • договор на оказание консультационных услуг
  • лицензионный договор
  • договор об образовании (на обучение)

У каждого из этих типов договоров есть свои плюсы и минусы. Будем разбирать по порядку.

Договор на оказание консультационных услуг

К его плюсам можно отнести следующее:

+ Наиболее часто встречающаяся форма, его легче найти и составить под себя;

+ Прост в использовании. Чаще всего представлен офертой на сайте;

+ Условия такого договора максимально гибкие, можно описать любой продаваемый курс или услугу

+ Гарантия по договору указывается в самом договоре и используется в качестве конкурентного преимущества

Такой договор не всегда решает бизнес-задачи собственника бизнеса из-за своих минусов. К наиболее сильным можно отнести следующие:

- Не подходит для оказания услуг по патенту (например, по ОКВЭД (85.41) - Образование дополнительное детей и взрослых). Здесь важное отступление - в каждом регионе есть свой перечень видов деятельности, по которым может быть выдан патент. В нашей практике встречались регионы, где оказание услуг по такому типу договора позволяло использовать патент.

- Если покупает физическое лицо, то применяется закон о защите прав потребителей (обязательно надо доказать, что услуга оказана; штрафы и требования к исполнителю выше)

- При расторжении договора возврат оплаченной суммы в полном или частичном размере обязателен (в зависимости от условий договора). Такие любимые предпринимателями и хорошо “продаваемые” юристами оговорки в договоре, как штраф на случай расторжения в виде полной стоимости услуг уже не работает.

- Есть риск признания деятельности образовательной. Это значит, если несколько спикеров - требуется лицензия

Лицензионный договор

С лицензионным договором вы сталкиваетесь постоянно. Прежде, чем разобрать его плюсы и минусы, опишу, почему он применим в инфобизнесе.

Как правило, в ходе оказания услуги вы предоставляете материалы, методички, записи и прочие блага. Также суть, центр передаваемой информации - ваш метод, подход, способ решения определенной бизнес-задачи.

Все это является результатами интеллектуальной деятельности, на которые вы можете предоставить права пользования. То есть лицензию. Можете провести аналогию с покупкой программного обеспечения - можете пользоваться благами определенный срок.

К плюсам такого договора можно отнести:

+ К договору не применяются положения закона о защите прав потребителей;

+ Возврат оплаты по договору не предусмотрен законодательством;

+ Договор прост в использовании. Чаще всего представлен офертой на сайте;

+ Есть возможность выстроить договорную схему с участием нескольких спикеров

Но у него есть и неудобства в использовании:

- Такой договор можно использовать, если курс записан, и имеются материалы, он не подойдет для ведения "живых" вебинаров

- Он не подходит для оказания услуг по патенту (например, по ОКВЭД (85.41) - Образование дополнительное детей и взрослых). Исключения, как в первом случае, еще не встречались.

- Использование данного типа договора требует корректировки самого курса и его подачи, чтобы не признали деятельность образовательной при отсутствии образовательной лицензии

- Нет возможности прописать гарантии в договоре.

Здесь стоит сделать небольшое отступление от жесткой структуры статьи.

Иногда используется комбинация договора об оказании услуг и лицензионного.

В качестве примера их использования:

что часть стоимости курса - это оплата лицензии.

🔺Например, стоимость курса 100 000 рублей,

из которых 20% (20.000) - оплата лицензии за доступ к записанным материалам и файлам.

Таким образом, 20 000 рублей - это "несгораемая" сумма в случае расторжения договора. Остальные минусы и плюсы в каждой части сохраняются.

Договор об образовании (на обучение)

Стоит отметить, что последнее время популярность его использования только возрастает. Это связано с появлением практики и правил ведения инфобизнеса и повышением внимания со стороны контролирующих органов.

Плюсы договора:

+ Подходит под патент (например, по ОКВЭД (85.41) - Образование дополнительное детей и взрослых)

+ Можно использовать без получения лицензии, если ИП ведет курсы самостоятельно (без приглашенных спикеров)

+ Отказ заказчика от посещения занятий не является основанием для пересмотра сумм при возврате. Расчет идет только по фактически оказанным услугам в целом к дате расторжения.

Но и минусов у такого типа договора хватает:

- Требуется наличие образовательной программы по курсу

- При наличии приглашенных спикеров получение лицензии по каждой образовательной программе ОБЯЗАТЕЛЬНО

- Применяется закон о защите прав потребителей

- Предъявляются повышенные требования к содержанию договора и исполнителю, так как договор должен соответствовать ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”

Важно, что я не делаю вывод о том, какой именно договор надо использовать. Этот вопрос решается индивидуально, исходя из задач собственника, оборотов его бизнеса, структуры самого курса.

Возвраты в инфобизнесе

Отбивание одного необоснованного возврата окупает все ваши вложения в безопасность бизнеса. Стоит уделить этому внимание.

В судебной практике существует три подхода к возврату. Каждый из подходов работает в зависимости от выбранного типа договора с клиентом.

  • Возврат рассчитывается пропорционально времени, оставшемуся до конца курса.

Например, продали личное наставничество длительностью 2 месяца за 100.000 рублей. Через месяц к вам обращаются за возвратом. Придется вернуть 50.000 рублей, так как расторжение происходит на середине курса.

К минусам такого подходя я отношу неравномерное распределение нагрузки. Как правило основная работа проходит в первый месяц, далее может быть менее активная работа (как трекер). При такой схеме можно сработать в минус.

  • Возврат рассчитывается исходя из стоимости блоков курса.

В договоре указываются блоки, которые будет проходить обучаемый (например, продуктовая воронка - 20.000 руб, маркетинговая воронка - 15.000 руб. и т.д.). То есть общая стоимость курса складывается из стоимостей каждого из блоков. Каждый блок привязывается к дате его изучения. Тогда возврат будет происходить исходя из остаточной стоимости блоков, которые обучаемый не успел пройти к дате расторжения.

Минус такого подхода заключается в том, что при изменении программы необходимо всегда менять и условия договора (оферты). Некоторые забывают это сделать.

  • Возврат производится по одной из схем выше, но часть стоимости обучения удерживается в счет оплаты лицензионного платежа.

Этот способ можно назвать комбинированным. Обучаемый платит 100.000 руб, из которых 20.000 - стоимость лицензии на предоставляемые в ходе обучения материалы, а 80.000 - стоимость самого курса.

Важно отметить, что для тех, кто на патенте, чаще всего используется договор на образование. По этому типу договора возможен только первый подход, когда возврат происходит пропорционально оставшемуся сроку обучения.

Лицензия для инфобизнеса

Необходимость лицензирования зависит от формы регистрации и способа оказания услуг:

  1. Если услуги оказываются непосредственно одним индивидуальным предпринимателем, то есть без привлечения спикеров, ведущих и пр., то получать лицензию не надо.

    При этом не имеет значения, как сторонние преподаватели будут вовлечены в процесс обучения (на основе трудового договора или гражданско-правового), сам факт оказания услуг не одним ИП будет рассматриваться как нарушение.Если услуги оказываются организацией, в том числе некоммерческой, а также ИП с привлечением третьих лиц, то необходимо получение образовательной лицензии

  2. Если услуги оказываются организацией, в том числе некоммерческой, а также ИП с привлечением третьих лиц, то необходимо получение образовательной лицензии

Если вы ведете инфобизнес, то стоит проверить, имеет ли он признаки “обучения”. Термин «обучение» в настоящий момент является общим и под него фактически подпадает любая образовательная деятельность, обладающая следующими параметрами:

  • обучение ведется по программе (предмет, объем, режим обучения; проверка знаний, способы и формы оценки результатов обучения)
  • есть образовательная программа (может быть представлена в виде рабочей программы, графика, расписания занятий, в рамках курса предоставляются методические и оценочные материалы)
  • обучение проводят преподаватели на основе договоров (трудовой или ГПХ).

Репетиторство (частные уроки музыки, математики и т.д.) и тренинги в силу отсутствия указанных выше признаков не подпадают под образовательную деятельность.

Я разобрал основы юридическое безопасности инфобизнеса. Ведите бизнес без ошибок и в прибыль. Всего доброго и отличных продаж.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда