Сколько стоит вести тревел блог. И сколько на нем можно зарабатывать

С админом одного телеграм канала обсуждали рекламное ценообразование авторских медиа. Вывод был примерно таков, что рекламодатели редко понимают, что стоит за каналом и почему реклама стоит именно столько, сколько озвучил админ. Они видят только верхушку айсберга. Я решила посчитать, что же такого незаметного скрывается под толщей воды. В результате появилась сначала идея, а потом и этот материал.

Enjoy!

Кто-то собирает марки, кто-то ездит на рыбалку, я же люблю путешествовать. Не важно — в соседний регион или на другой континент, если где-то есть шанс ввязаться в авантюру, то скорее всего я уже там. Путешествовать любят многие, скажете вы, но рассказывать о них кому-то кроме семьи и друзей, обнажать свои истории на просторах интернета готовы далеко не все. Мне же это интересно. Ведение блога для меня — это до сих пор что-то про личное творчество, которое невозможно без зрителей, это небольшой свечной заводик, который со временем почти стал окупаться.

Это мы в Румынии, едем на Трансфагараш
Это мы в Румынии, едем на Трансфагараш

Я старалась сделать материал максимально подробным, но какие-то вещи могут ошибочно казаться очевидными только мне или ещё тем, кто в теме блогинга, поэтому если что-то потребует более подробных обоснований — вы можете обратиться ко мне в комментариях.

О чем поговорим

Траты:

  • Расходы на технику;
  • Расходы на путешествия;
  • Расходы на продвижение;

Заработок:

  • Прямая реклама, партнёрство, амбасадорство;
  • Продажа контента: текстовый, фото/видео контент;
  • Продажи инфопродуктов;

Тревел блог я веду уже более 5 лет. Не самая удачная пятилетка для ниши — пандемия, карантины, военный конфликт, запрет инстаграма. Я сама себя так успокаиваю перед тем, как рассказать вам, что за это время в инстаграм блоге собралось всего 14 тысяч активных читателей. Их было бы 26 000 +, но я сама несколько раз чистила блог от балласта и остались только самые верные. Блог в телеграм за время активного ведения (с конца февраля 2023) насчитывает почти тысячу читателей и постоянно растет практически без моего участия. В конце материала поговорим о том, почему так происходит. Так же в последней части я более подробно расскажу почему и каким образом я разделила контент между двумя площадками, а пока приступим к подсчету моих затрат и заработков за 5 лет.

Чилим в Казахстане. 2022 открыл много новых направлений :))
Чилим в Казахстане. 2022 открыл много новых направлений :))

Посчитаем сначала «основные средства», которые нужны для ведения блога о путешествиях. Тревел задаёт высокую планку. Вы не представляете, сколько внутренних терзаний у меня в первое время вызывало то, что я не могу просто выложить фото себя в зеркале, поставить теги и получать новых целевых подписчиков. Расцвет инстаблогинга, 2018 год, те самые, всем известные девочки выкладывают фотки из зала, селфи, еду, пишут под ними глубокомысленные посты и гребут аудиторию, но мне «для фона» непременно нужна фотка возле Эйфелевой башни или какого-нибудь водопада. И не просто снятая на телефон, желательно камера.

Предлагаю не обсуждать характеристики техники, для этого существуют специальные ресурсы и более опытные консультанты. Я расскажу, чем владею я и сколько потребуется сферическому тревел блогеру в вакууме (далее — СБВ) для того чтоб делать не хуже.

Расходы на технику

Понадобится средняя фотокамера — типа Sony a7. Не обязательно именно Sony, подойдёт любой «одноклассник». Хотя при прямых руках и несложной постобработке добиться снимков лучше, чем на самом навороченном айфоне или самсунге, можно даже с малявкой a6000, особенно если накрутить на неё приличный объектив. Предвкушаю некоторые возражения, но я реально вижу, какая фотография была сделана на телефон, какая на фототехнику. Разница есть, и она считывается даже при быстром взгляде на ленту. Не говоря уже о том, что фото с телефона сложнее монетизировать (поговорим об этом в соответствующей части).

Это фото сделано на камеру
Это фото сделано на камеру

Цена средней новой камеры — около 160 000 ₽, добавьте объектив за 40 000 ₽ и качество снимков дополнительно возрастает в разы. Бытовые камеры типа A6000 новые стоят около 60 000 ₽ . И тушку, и объектив можно купить б/у, цена отличается примерно в половину.

А это фото на телефон. Разница очевидна!
А это фото на телефон. Разница очевидна!

Вторым важным гаджетом является экшен камера: она подойдёт для экстремальных покатушек или подводных съёмок. Такие кадры притягивают внимание и хорошо шерятся аудиторией. У меня GoPro hero 7, новой, кажется, уже не найти, но хорошую б/у можно взять за 20 000 ₽, новые «старшие» модели от 30 000 ₽. Около 20 000 ₽ придётся потратить на гаджеты для гаджета: селфи-палку, кейс для подводных съёмок, ручку-поплавок, ремни для крепления камеры на себе, запасные батарейки, карты памяти.

Я пользуюсь экшен камерой редко. В основном потому что весь экшен в моих путешествиях происходит без предупреждения. С этого сезона обещала себе брать малявку с собой во все выезды, крепить на грудь и быть готовой вовремя нажать rec.

Экшен камера подойдёт для полётов или заплывов. Главное — не забыть её на себя надеть и включить)
Экшен камера подойдёт для полётов или заплывов. Главное — не забыть её на себя надеть и включить)

Король контента — квадрокоптер. Честно, не видела ни одного стоящего блога путешественников без впечатляющих кадров с высоты. Можно на 2200 знаков описывать как невообразимо прекрасны красные кипарисы на озере Сукко, а можно просто показать, как они выглядят на 15-секундном видео. Мой квадрокоптер DJI Mavic air сейчас купить сложно, но и не нужно: модель уже морально устарела, хотя снимает по-прежнему классно. Советую останавливаться именно на технике DJI, ведь нам нужно высокое качество картинки, а их камеры такое обеспечивают. Альтернативный вариант со звездочкой для очумелых ручек – собрать свой квадр на базе экшен камеры и какого-нибудь азиатского летуна.

Жаль, что во время путешествия по Исландии у меня не было квадрокоптера!
Жаль, что во время путешествия по Исландии у меня не было квадрокоптера!

Когда-то я отдала за свой вертолет 120 000 ₽, столько же примерно сейчас стоят «старшие» модели. Б/у экземпляры появляются иногда на авито и других сайтах, их можно брать, но надо приезжать и смотреть в живую. Не ведитесь на низкую цену, проверяйте, что квадрокоптер рабочий: летает, снимает, записывает на карту. Такой вряд ли будут продавать дешевле 70 000 ₽. Ещё около 20 000 ₽ уйдёт на дополнительные батареи, запасные винты, защиту винтов, «производительные» карты памяти, зарядки для автомобиля и т.д.

А в ЮАР мой сверхразум его просто не взял ;(
А в ЮАР мой сверхразум его просто не взял ;(

Ну и без смартфона никак нельзя. Создавать, обрабатывать и выкладывать контент в 95% случаев приходится в телефоне. К своему стыду до сих пор хожу с 10 Pro Max, как телефон с камерой и набором необходимых приложений он устраивает меня полностью. Покупался за 100 000 ₽. Наверное сейчас можно найти дешевле, если у кого-то вообще будет желание покупать старый айфон, когда есть новые, есть Самсунги и есть прочие достижения техники. Но для подсчета важно учесть цену моего смартфона.

Итак, «основных средств» насчитали минимально (с учетом возможного б/у) на 250 000 — 280 000 ₽. Я вздрогнула и записала в расходы 440 000 ₽ и это ещё не так много, ведь гоупро и все ништяки к нему мне подарили. А то бы пришлось записывать 490 000 ₽. А у некоторых ребят столько стоит только фотоаппарат, даже без объектива. То есть есть куда расти!

Расходы на путешествия

Если вы хотите вести тревел блог, то вы должны путешествовать (внезапно, да?) . Если путешествовать получается только летом в Турцию и зимой в Шерегеш, то суперинтересного тревел блога, к сожалению, не получится. Ну, может у вас и получится, поделитесь потом, потому что я не представляю как это. Мне и мои 52 страны кажутся стыдом и позором (только не принимайте на свой счёт, это личное ). Конечно речь скорее даже не о странах, а количестве проведённых в путешествии дней. Чем их больше, чем больше нового и интересного инфлюенсер выдаёт, тем интереснее блог для целевых читателей, он растёт, охваты растут и всем хорошо.

Честно говоря, считать расходы здесь — это, прямо скажем, тыкать пальцем в небо. Мне сложно даже сравнить в цене выходные в Сочи и трёхнедельный тур по Китаю, Исландию на джипах и тюлений отдых на Шри-Ланке, энотур в Кейптаун и жизнь в палатке за полярным кругом (здесь должна быть шутка о том, что выходные в Сочи – самое дорогое из списка). Но нам повезло, я веду учёт средств, поэтому знаю сколько я потратила на каждую поездку и могу посчитать и себя, и прикинуть расходы СБВ. Мне нужно сложить все траты в моих поездках за последние 5 лет и разделить их на количество дней, в этих поездках проведённое.

Барабанная дробь: 12 280 ₽ стоил в среднем каждый день моего путешествия, включая гостиницы, билеты, еду, сувениры, потерянные кошельки и прочее.

Справедливости ради я взяла даже те дни карантина, когда в отчаянии искала интересные локации вблизи Москвы (и ведь находила же) и тратилась только на бензин и бутерброд! За 5 лет я потратила на путешествия 5 175 000 ₽. Хм, кажется, это сравнительно не много, даже с учетом того, что валюта, бензин и перелёты в стародавние времена стоили дешевле.

Теперь посчитаем, сколько получится у СБВ. Для этого он будет ездить куда-то каждый месяц на 3 дня и каждые три месяца на 10 дней. Больше – лучше, но хотя бы так. Всего за год в путешествии он будет находиться 76 дней. Не знаю, у какого начальника он возьмёт такой отпуск, но вдруг наш блогер — счастливый обладатель свободного графика, как я. Тогда в среднем за год у него будет уходить 933 000 ₽ на путешествия.

Расходы на продвижение

Моя любимая и больная тема. Здесь я за 5 лет налупила столько ошибок, что могу написать трёхтомник «как не надо». И накрученные блогеры, и безответственные менеджеры-сливщики, и кривой таргет — все это было в моей истории болезни.

За всё время закупки рекламы мне понравилось сотрудничество всего с парой десятков блогеров, чей ценник вписывался в мой бюджет. Позже я нашла ещё нескольких блогеров, достаточно крупных, у кого хотела (и до сих пор хочу) купить рекламу, но если у меня появляются свободные 30 000 – 50 000 ₽, им всегда находится применение на сайте агрегатора авиабилетов.

На продвижение я потратила 690 000 ₽ за три последних года, учитывая, что в 2022 году на рекламу ушло всего 20 000 – 30 000 ₽, а так я перешла на получение новой аудитории с рилсов. Самое вирусное видео собрало 250 тысяч просмотров и кучу хейта (как же без него, родимого). Хорошие охваты традиционно набирают рекламные рилс, потому что у меня интересные сценарии и качественное исполнение, а также рилс с моими животными. В остальном часто красивые, художественные рилс сибирают меньше охвата, чем шутливые видео с моими животными.

Мой чит в продвижении — животные. Иногда мне кажется, что смотрят в блоге не на меня, а на них :D
Мой чит в продвижении — животные. Иногда мне кажется, что смотрят в блоге не на меня, а на них :D

Трижды я отписывала от блога неактивную аудиторию. В общей сложности отписала 12 000 человек и сделала для себя 3 вывода:

1. Тщательно, даже нет, не так, а вот так, капсом: ТЩАТЕЛЬНО проверять блог перед оплатой интеграции — все сервисы статистики, опрос тех, кто давал рекламу на площадке, ручная проверка подписчиков, карты таро (зачеркнуто);

2. Если ты не размахиваешь грязным бельём, не суёшь в блог всю свою родню, не хайпишь на спорных вечнозеленых темах, не участвуешь в гивах и каруселях по обмену подписчиками, то путь продвижения будет сложен и тернист, зато аудитория скажет тебе спасибо и останется с тобой на года;

3. Таргет — лучшее, что могло случиться с блогерами в инстаграм, помолимся, чтоб когда-нибудь он воскрес или как-то появился в телеге;

Продвижением блога в телеграм я занялась всего пару месяцев назад, позже суммирую впечатления и, возможно, напишу отдельный материал.

А пока запишем для нашего СБВ усредненную цифру в 200 000 ₽ в год на продвижение и пожелаем, чтоб все его интеграции были только с порядочными контрагентами, а рилсы вирусились и приносили бесплатный трафик!

Сколько можно заработать на блоге

Я не боюсь повторить нарративы инфоцыган, что даже небольшой блог может приносить приятный доход. Правда это не будут «миллионы на охватах 200», но тем не менее. Разделим условно способы монетизации на рекламные, контентные и активные.

Рекламные — это в первую очередь прямая реклама, когда ко мне приходят рекламодатели и покупают рекомендацию стоимостью от 2 000 до 14 000 ₽.

Цена зависит от вида рекламы. Это может быть обычная рекомендация в историях, а может быть сложный ролик, к которому я должна написать сценарий, отснять материал (зачастую на пленере), смонтировать, написать текст, позаботиться о том, чтоб ролик «зашёл» подписчикам.

Несколько раз в год я опрашиваю активную аудиторию, какие темы, предметы, каких специалистов им интересно было бы видеть в рекламе. В выборе рекламодателей ориентируюсь на ответы людей, беру на рекламу примерно каждого десятого, кто обращается, поэтому и заработок скромный: в месяц на рекламе в инстаграме выходит около 35 000 — 40 000 ₽.

Бывают жирные месяцы – ноябрь-декабрь, когда реклама может принести до 70 000 ₽, бывают куда более скромные результаты. В любом случае, меньше 20 000 ₽ у меня давно не было.

Для расчётов заработка СБВ предлагаю взять цифру 35 000 ₽, это совершенно реальная история для небольшого блога, особенно если вы делаете свою работу качественно и с адекватной конверсией, у вас хорошая репутация среди рекламодателей и взрослая состоятельная аудитория. В год выйдет около 420 000 ₽ на рекламе.

Есть ещё такая приятная вещь, как амбассадорство. Это долгосрочные контракты с брендами, когда они тебе поставляют свой товар и деньги, а ты делаешь этот товар частью своей публичной жизни в блоге и регулярно напоминаешь об этом подписчикам. У меня были два крупных амбасадорских проекта с международными брендами, каждый из которых приносил по 15 000 ₽ в месяц без учета товара, но в марте 2022 все схлопнулось.

Представим, что наступило светлое будущее и крупные международные фирмы снова сотрудничают с блогерами, а российские --- не унижают инфлюенсеров предложением бартера трусов-неделька, требуя за это 8 упоминаний в месяц. Представили? Тогда запишем на счёт нашего СБВ ещё 250 000 ₽ в год за амбассадорство, плюс приятные бонусы в виде посещения презентаций, открытий и возможности потестить новинки.

Контентными способами я вульгарно называю это продажу контента.

В первую очередь — фотографии на стоках. До марта 2022 года за свои фотографии на стоках в месяц я могла получить 10 000 – 15 000 ₽ в месяц. Иногда набегало меньше, иногда подводил курс, но в целом с размещенных на стоках фотографий стабильно поступали деньги. Для стабилизации доходов от стоков нужно было всего лишь грузить как можно больше качественных снимков и уделять достаточно внимания метрикам каждой фотографии, чтоб её было легко находить по тегам и ключевым словам. Подробнее о стоках и работе с ними, кажется, была статья в ТЖ, которая легко гуглится. Про себя только замечу, что у меня не было аккаунтов на стоках, я просила знакомого фотографа со старым аккаунтом с хорошей «репутацией» на популярных сайтах размещать там мои снимки от своего имени. Так делать нельзя, но вы же не расскажете никому?

Допустим наш СБВ живет в стране, граждан которой не забанили популярные фотостоки, поэтому запишем ему в доход ещё 120 000 ₽ в год за продажу фотоконтента. Хотя скажу честно – это очень скромный результат, можно и больше при желании, наличии творческой фантазии и хорошей техники.

Также можно продавать истории о путешествиях крупным медиа, вроде Тинькофф журнала, Самокатуса, Яндекс Путешествий и кто там ещё платит сейчас за это. Правда тут есть нюанс – вы должны уметь хорошо писать. Скорее всего, ваши даже хорошо написанные истории перепишут 10 раз согласно редполитике, но фактура будет ваша, имя ваше, а также душу порадует приятный звук сообщения о поступлении денег на карту.

Мой триумфальный год был 2021, когда я напродавала статей, путеводителей и прочих материалов на 790 000 ₽. Но я довольно продуктивна не просто так: писательство моя стихия, копирайтингом и всеми вытекающими из него извращениями (зачеркнуто) я занимаюсь уже 4 года, а писать на любимую тему – двойное удовольствие.

Допустим наш СБВ не так любит писать, но у него есть хорошие материалы и он готов ими поделиться. Запишем ему среднюю цифру в 20 000 ₽ в месяц или 240 000 ₽ в год за продажу текстов о путешествиях.

Под активной монетизацией я подразумеваю продажу своих инфопродуктов, консультаций и услуг. Это доступно не всем – не у всех есть специальные знания, которыми можно поделиться. А некоторые просто не хотят этим заниматься или не находят время.

Почему-то чаще всего тревел блогеры продают пресеты для фотографий. Заказывают их у фотографов\ретушеров или делают сами. У меня тоже есть пресеты, мои собственные, я обрабатываю ими фотографии для того чтоб показать читателям снимки такими, какими их видит мой глаз. Пресеты и постобработка позволяют дотянуть до хорошего качества те фотографии, которые по какой-то причине получились «не очень», а поделиться ими хочется.

Так себе фото, спасённое постобработкой и пресетами
Так себе фото, спасённое постобработкой и пресетами

Я продаю пресеты в фоновом режиме: раз в несколько месяцев показываю до\после, напоминаю, что у меня есть такой продукт. Обычно после этого происходят продажи. Иногда у меня напрямую спрашивают про них, тогда я просто делюсь ссылкой. Продажи настроены, автоматизированы и не требуют моего дополнительного участия. Пресеты принесли мне около 50 000 ₽ чуть больше, чем за полгода. Запишем для нашего СБВ 75 000 ₽ в год на продаже такого или подобного продукта.

Как копирайтер со стажем и «на опыте» я продаю консультации по текстам. За последние 2 года выпустила 58 человек, в финансовом выражении это больше 500 000 ₽. Можно и больше, но я терпеть не могу активно продавать в блоге, особенно через самый продающий триггер "вы заработаете кучу денег", да и не всей моей аудитории интересно становиться писателями – они вообще так-то на тревел блог подписывались.

Трижды за 2022 год я собирала микрогруппы на курс по текстам, каждая принесла мне чуть больше 110 000 ₽. Но работать с курсом мне нравится куда меньше, чем лично с человеком. Если хочешь научить ученика, а ученик действительно хочет чему-то научиться (а не просто заплатить за курс и ждать, что «оно как-то само») , — наставничество лучший выбор.

Если посчитать среднюю температуру по больнице, консультации и курсы приносят мне около 400 000 ₽ в год. Если наш сферический блогер в вакууме тоже продаёт какие-то знания на сходную аудиторию, запишем ему эту сумму в годовой доход.

Теперь посчитаем доходы и расходы мои и СБВ.

В год я трачу примерно 1 200 000 ₽ на блог о путешествиях и сами путешествия, плюс чуть меньше 500 000 ушло на технику. Заработок за удачный 2021 год – 2 100 000 ₽, за неудачный 2022 – 1 140 000 ₽. Из этих цифр надо вычесть налоги (я плачу как самозанятая) и оплату работы технических специалистов, которые помогают с моими инфопродуктами.

Сферический блогер в вакууме, при затратах на основные средства до 300 000 ₽ и затратах на путешествия в год от 930 000 ₽, гипотетически может зарабатывать около 1 500 000 ₽, если всё будет складываться удачно, и даже больше, если наш блогер – инициативный трудяжка или ему повезёт привлечь бесплатный трафик и повысить стоимость рекламы.

Да, я хорошо понимаю, что эти расчёты весьма условны, но они явно иллюстрируют как минимум две вещи. Во-первых, они показывают, что за блогом стоит много вложений. И речь не только о деньгах. Речь о труде, времени и эмоциях. И во-вторых, что блогинг безусловно того стоит. Ну и ещё один личный вывод я могу сделать — ни за что бы не потянула бы столько путешествий, если бы не пыталась монетизировать блог!

Вместо заключения

Сейчас я разделила блоги. В инстаграме остались красивые картинки и видео из путешествий, мои животные, еда и моя повседневная рефлексия в историях. Это смотрят и лайкают преданные читатели старой школы. Никаких сложных тем, комплексных мнений, текстов полотном и «в карусели». Кажется, именно для этого и задумывался инстаграм, как площадка. Возвращение к истокам.

Все новости, авторские комментарии, мои тревел-журналистские проекты, забавные истории и полезные советы перекочевали в телеграм. Судя по тому, что канал растёт в том числе органически, глобальная стратегия выбрана верно.

Я как-то спросила у читателей в инстаграме, почему не все даже из тех, кто смотрят сториз, перешли в тележку. И по ответам сделала вывод, что не всем интересен формат телеграма. Многие просто хотят картинок, красивых видео и готовы только ради них включать впн.

Для меня это момент уважения к моей аудитории: тем, кому нравятся картинки я покажу их в инстаграм. А тем, кто хочет читать полноценное авторское медиа о путешествиях я дам такую возможность в телеграме. Иначе для чего существуют блогеры?...

это моя первая статья на vc, пожелания и конструктивная критика приветствуются!

1616
11 комментариев

Очень интересная статья, особенно когда сам работаешь в туризме ) желаю дальнейшего развития твоим двум блогам и посетить еще больше прекрасных мест в этом мире

2
Ответить

Благодарю 😊

1
Ответить

Можно вкратце цифры? Не хочу читать эту простыню.

1
Ответить

Не хотите - не читайте, тут пока демократия )

1
Ответить

Столько желающих на этом заработать, так что тут очень большая конкуренция

1
Ответить

Если большая конкуренция, значит тема востребована. И если вы делаете качественно и круто, вы найдёте своих читателей/зрителей/покупателей.

1
Ответить

У меня ТГ-канал про авиацию на 16000 человек — в основном новости, красивый фоточки бортпроводниц и самолетов. Затрат вообще нет — аудитория сама прибавляется. Заработок — примерно 50-70 тысяч рублей в месяц. Сейчас подключил партнерку авиасейлса, надеюсь зарабатывать еще больше.

1
Ответить