Как распознать подходящих сотрудников и определить их потенциал

Как распознать подходящих сотрудников и определить их потенциал

“Брать или не брать?” – каждый раз при найме людей в команду перед руководителем встает этот сложный вопрос.

Отбор кадров – одна из самых непростых управленческих задач. Зачастую кандидаты с идеальным резюме оказываются “пустышками”, а действительно подходящего сотрудника трудно разглядеть с первого взгляда.

3 простых шага для поиска лучших кадров

Меня зовут Павел Савельев. Я помогаю предпринимателям строить команду и повышать эффективность бизнеса. В этой статье я расскажу, как распознать потенциал сотрудника ещё до начала его работы, чтобы сократить вероятность ошибки.

Найм, обучение и адаптация нового сотрудника требуют времени, внимания и других ресурсов компании. Если человек не подошёл, эти ресурсы потрачены зря – а это заметная просадка в эффективности работы бизнеса. Именно поэтому важно уметь быстро определять, какой человек перед вами – будет ли он полезен для вашего проекта или нет.

Я предлагаю вам пользоваться схемой из 3-х шагов:

Шаг 1 – Определить, какой сотрудник вам нужен

Перед тем, как открывать вакансию, стоит на 100% убедиться, что новый сотрудник вам действительно необходим. Для этого нужно четко понимать потребности вашего бизнеса на данном этапе. И исходя из них определить функционал, который будет закрывать новый сотрудник.

Например, ваш бизнес разрастается, появляется необходимость в четкости, организации работы команды, в контроле за подрядчиками – значит, пришло время нанять проджект-менеджера, который возьмет на себя ответственность за результат.

А нанимать людей без необходимости, брать в штат знакомого Васю и подстраивать под него систему – это большая ошибка, которая только расшатает ваш бизнес.

Шаг 2 – Составить аватар идеального сотрудника

Аватар – это портрет безупречного кандидата, детальное описание желаемых качеств и подробный список soft/hard-скиллов, необходимых для конкретной должности.

Набор этих качеств зависит от того, каким должен быть конечный ценный продукт сотрудника – то есть то, за что он получит оплату. Например, конечный ценный продукт грузчика – это разгруженная фура. Чтобы получить этот результат, ему нужна сила, выносливость и сноровка. Очевидно, что хлипкие парнишки для этого дела не подойдут.

По такому же принципу стоит подбирать кадры в свою команду: сначала определить желаемый результат, а затем искать человека с качествами и способностями, которые помогут решить эту задачу.

Вернемся к примеру с проджект-менеджером. Конечный продукт его работы – это реализованный в срок проект и выполненный план. Поэтому в аватар проджект-менеджера стоит включить следующие качества:

  • нацеленность на результат,
  • организованность,
  • ответственность,
  • лидерские качества,
  • умение работать с командой и т.д.

Такой перечень критериев будет вашим фильтром при найме специалиста и поможет сразу отсеять неподходящих кандидатов.

Шаг 3 – Проверить кандидатов на соответствие аватару

Когда вы знаете, кто именно нужен вам в команду и какими качествами он должен обладать, гораздо легче найти нужного человека. Вы можете проанализировать кандидата и сверить с аватаром ещё до собеседования, чтобы сэкономить время.

Запросите портфолио или примеры кейсов. Если увидите, что человек уже выполнял похожие задачи и делал это качественно, присмотритесь к нему повнимательнее.

Для проверки hard-скиллов отлично подойдут тестовые задания на выявление основных компетенций. К примеру, кандидатам на должность проджект-менеджера можно предложить составить план проекта, декомпозицию по задачам, провести оценку стоимости работ и т.п.

Soft-скиллы лучше всего проверять на собеседовании. Я обычно провожу групповые собеседования, где участвуют от 2 до 25 человек. На своём опыте убедился, что это самый эффективный формат, так как в групповом взаимодействии кандидаты показывают свои реальные качества, ведут себя естественнее, чем при общении один на один.

Конечно, идеальное совпадение кандидата с прописанным аватаром случается крайне редко, поэтому не стоит искать совершенство. Если человек хотя бы на 80% соответствует вашему портрету, смело принимайте решение в его пользу – а недостающим навыкам обучите в процессе.

***

А вы ошибались при выборе сотрудников? Поделитесь своими историями в комментариях.

________________________________________________________________________________

Если у вас есть трудности с текучкой кадров, наймом и системой мотивации для своих сотрудников, буду рад поделиться своим опытом! Заявки и вопросы можете оставить здесь:

Подписывайтесь на мой телеграм-канал https://t.me/savelevprobusiness и получайте только проверенные советы для роста вашего бизнеса.

1313
13 комментариев

Ошибиться не трудно, трудно в работе выключить жалость и уволить хорошего человека, но плохого сотрудника

3

Да, это последствие ошибки, сделанное неправильным подбором сотрудника. Вам удалось выключать в нужный момент эту жалость и прощаться с работником?

Как-то к нам пришёл работать чел по фамилии Косопоров. В первый же день напорол косяков и ушёл ;)

1

Когда напорол косяков и ушел

1

Точно, работа с командой и умение адаптироваться важная штука при выборе кандидата

1

Не хватает самого главного нулевого шага - полностью описанный процесс, включая регламенты работы, KPI и прочее. Если этого нет, то требования на шаге 1 (определить, какой сотрудник вам нужен) будут высосаны из пальца.

Пока мы окончательно не осознали это, найм топов у нас был очень слабым звеном. В большинстве же компаний он и остаётся слабым звеном, потому что, как и в данной статье данный шаг игнорируется. Менеджмент считает - вот, сейчас наймем классного парня, и он нам все тут наладит. Ничего не наладит!

1

Правило игры устанавливает собственник компании или топ менеджмент, все верно. Описание бизнес процессов важно и нужно. Благодарю за уточнение. Стоит написать отдельную статью на эту тему?