Риск-ориентированное бюджетирование: Избыточным запасам – быть!
Кто не любит страховой запас на складе? Все любят. Спрос неожиданно скакнул, а у вас есть, что продать. Не скакнул спрос, не продали сегодня – продадите завтра. Это всё так, если вы торгуете шурупами. Однако бывают случаи, когда продать уже не получится:
- Скоропортящийся товар
- Модный товар (например, одежда)
- Сезонный товар (например, средства защиты растений, торфосмеси)
Запасы чреваты неликвидами, и тут как тут Коэффициент оборачиваемости запасов – весьма распространенный KPI для директора по закупкам или для директора по производству. Прибыль их не очень волнует, а вот неликвиды отразятся на премии – так бывает. И еще, скорее всего, у них есть какой-нибудь KPI, типа ежегодного увеличения оборачиваемости на 10%. В общем, есть стимулы сокращать запасы.
Вы – компания-производитель, применяете бережливый подход: лишние производственные мощности, основные средства, вам не нужны. И кстати, избыток основных средств уменьшает коэффициент фондоотдачи, это не украшает финансовую аналитику. Поэтому производство у вас маломощное – вы готовитесь к высокому сезону не один месяц. И когда видите в высокий сезон незапланированное превышение спроса, допроизвести уже не успеваете, или производство занято по плану чем-то другим, а перенастраивать его дорого и долго. Ваши коммерсанты могут страдать из сезона в сезон, их жалобы можно интерпретировать как шкурный интерес и безответственность за неликвиды, ведь всё идет по плану и бюджету: объемы производства ему соответствуют.
А может быть вы – дистрибьютор, и у вас длинное плечо поставки, или ваш поставщик имеет длинную очередь заказов и не может допроизвести что-то для вас. Вариантов много.В таких случаях я выступаю на стороне коммерсантов, считаю, что флуктуациями спроса нужно пользоваться, и погрешность планирования (в любую сторону, кстати) – естественная вещь, обусловленная неопределенностью среды.
- Оборачиваемость запасов – не самоцель
- Избыточным запасам – быть!
- Планируйте неопределенность спроса заблаговременно
На рисунках – реальный кейс:
Предприятие, как описано выше, имея ограничение мощности, несколько месяцев производит продукцию для высокого сезона.
- для одной SKU (цветочный грунт) исследована статистика продаж: сезонный спрос с максимумами в марте-апреле и сентябре-ноябре
- исследован закон распределения вероятности продаж: распределение оказалось близким к нормальному
- для этого закона распределения вероятности, обоснован оптимальный размер складского запаса от месячного плана продаж, в допущении о продаже излишка в следующую волну спроса, т.е. через 7-8 месяцев. При условии создания запаса за кредитные деньги, экономически обоснованы оказались 135% от запланированного спроса (отметим, что вероятность спроса ниже плана такая же, как и выше плана)
- вариант с ликвидацией непроданного излишка всё равно экономически обоснован, при запасе 110% от плана