Финансовый анализ – не только интересно, но и полезно

Финансовый анализ – не только интересно, но и полезно

В бизнес-обиходе реального сектора экономики финдиректора и их руководители считают хорошим тоном создавать наборы аналитических коэффициентов, вроде формулы Дюпона… Как оборачиваются активы, насколько рентабелен акционерный капитал, каков финансовый рычаг? – вопросы сами по себе развивающие мышление руководителя…

Я тоже анализирую предприятие, в котором работаю, в подобных метриках. Однако, честно говоря, никогда еще не видел такого, чтобы на их основании формировался план оперативных мероприятий – у предприятия обычно есть объективные причины непреодолимой силы, которые результируют в эти коэффициенты, и их нельзя изменить. Причины хорошо известны изнутри и всё оправдывают, а финанализ – это просто украшение годового отчета.

Однако, есть и хорошая новость для финанализа в компаниях: нам никто не мешает применять его на потоке к нашим контрагентам! Их много, и как раз такой шаблонный подход позволяет оперативно оценивать, например, риск неплатежеспособности и формировать кредитную политику… Обычно, кредитная политика – это вотчина коммерческого директора, и финансовый уже имеет дело со свершившимся фактом: безнадежной задолженностью и расчетом убытка от работы с дебитором. «Это старейший клиент…, это перспективный клиент…, это клиент, который заплатит в первую очередь именно нам…, там у нас менеджер, который предупредит, в случае чего…» – такими были аргументы, которые привели к тому, к чему привели. А коммерсы свои бонусы уже получили…

Существуют онлайн-сервисы по оценке кредитоспособности дебитора: вероятности погашения задолженности и максимального лимита кредитования. И, хотя эти сервисы иногда являются резидентами Сколково, я вижу очевидные недоработки:

1) не учитывается отраслевая принадлежность контрагента (в каждой отрасли своя экономика, своя долговая нагрузка, свое налоговое бремя и т.д.)

2) по март 2024 года включительно, сервис будет работать на базе отчетности 2022 года. И это при том, что даёт прогноз на 2 года!

3) отсутствует горизонтальный анализ – динамика изменения показателей от года к году

4) существенные изменения в балансе контрагента в отчетном периоде не исследуются и никак не комментируются, хотя именно они часто приводят к банкротству

5) стиль поведения контрагента с кредитором оценивается на основании судов и работы приставов, которые могут относиться к незначительным суммам: если контрагент легко с ними расстается, это совсем не значит, что он не начнет выводить деньги, если будет должен вам 5% своих активов

6) если ваш контрагент входит в группу компаний, анализ остальных участников группы – это ваша проблема, сервис этого не делает. А между тем, вы можете столкнуться с просрочкой хорошего дебитора по той причине, что проблема возникла у кого-то другого в его группе

7) тестирую: известный мне контрагент, который работает уже 20 лет, получает вероятность банкротства 44% в ближайшие 2 года!!! – А можете пояснить, как получен такой вывод? – Молчание, «черный ящик»…

8) «вероятность налоговой проверки высокая», – говорит мне сервис. Ну и что? Почему кредитор должен напрячься по этому поводу? Сервис же не знает налоговых рисков данного конкретного контрагента…

Резюмируя, друзья, если вам удалось найти сервис, который лишен этих недостатков, я рад за вас! Если не удалось, значит у вас есть повод разработать кастомизированный подход специально для своих контрагентов. Как правило, контрагент прекращает работать так, чтобы обнулить всю прибыль, которую вы с него поимели за долгие годы… Почему? – это уже другая история. Система вам будет стоить дешевле, чем потерянная прибыль с одного контрагента.

Думайте... Я на связи...

Начать дискуссию