Самоуправляемые команды и продуктовый менеджмент
Пост будет полезен тем, кто хочет пойти в продукт или уже в нем развивается. А также, если вы хотите нанять себе подобного человека, поможет вам в понимании навыков, какими должен обладать PM
За 5 лет Я запустил 4 приложения в Google Play и раз 9 проходил этапы от идеи до запуска продукта на рынок. Благодаря чему совершил кучу ошибок, на которых научился не совершать их в будущем
Ну, начнем же 🚀
Чтобы понять, что же за роль такая — этот Product manager, лучше начать издалека
Только сначала две вводных:
- Когда я говорю о роли, то имею ввиду не отдельного человека, а функцию. Один человек вполне может закрывать несколько функций и быть и основателем, и командой и менеджером.
- Продуктом я считаю все вокруг. Например — личный бренд это продукт, бизнес это продукт и любая услуга — тоже продукт
Итак, возьмем наиболее частовстречаемые отношения в бизнесе — заказчик-исполнитель
В стандартной иерархии есть две роли — Заказчик и Исполнитель.
В больших компаниях добавляются выделенные роли менеджмента, но это все еще решение одной и той же задачи — донести суть до исполнителя и проконтролировать результат.
Тут Директор часто выполняет роль генератора идей и только он понимает, почему принял то или иное решение 🙃
Топ Менеджеры же в такой иерархии нужны для декомпозиции замысла директора на уровень задач и операций. Еще они распределяют ресурсы и считают экономическую эффективность будущего проекта 🤓
Менеджеры среднего звена же будут брать задачи от Топ Менеджеров, инструктировать Исполнителей и контролировать результат их работы.
А Исполнители делают только то, что им сказали, изредка проявляя изобретательность 🤐
Это хорошая модель в условиях стабильности, где умные люди с MBA знали, как нужно делать. Сейчас же сложность (complexity) мира растет с каждым днем, и такой подход становится все менее выигрышным из-за узкого места в виде Директора. Нужно менять модель 🚀
Меняем модель
Для этого поменяем нашу организационную структуру и добавим еще одну роль
Ведь именно они платят нам деньги
На этой схеме мы строим свою деятельность вокруг Клиентов❗
А роль Продуктовой команды объединила в себе Исполнителей и Менеджеров.
Продуктовая команда же — это самоорганизуемая единица, которая отвечает за превращение выделенных ресурсов в ценность для клиента 🤓
Такая Команда умеет самостоятельно поставлять ценность для Клиентов через итерации 🔁
А роль Администрации — это обеспечение нашей Команды ресурсами. Чтобы люди были сытые и довольные 🤗
А что делать Основателям или “Боссам”?
Как управлять, если Команды сами себе ставят задачи?
А никак 😰
Теперь задачи Основателей сместились с управления людьми на поиск таких людей, чтобы ими не нужно было управлять
А для того, чтобы людьми не нужно было управлять, придется вспоминать про ценности и культуру. Зато это очень сильно окупится в будущем. Но о культуре как нибудь потом…
А теперь про Product Manager’a
После того, как мы разобрались с устройством команды, мы плавно переходим к роли Product manager'а в команде такого типа
Eсли коротко повторить, то эта роль понадобилась тогда, когда главным в бизнесе стали клиенты и изучение их потребностей, закрывая которые можно извлекать выгоду.
Исходя из этих вводных, потребность появилась не просто в создании бизнеса, а в управлении продуктом таким образом, чтобы максимально закрывать потребности клиентов.
А если у бизнеса есть потребность в управлении продуктом, то под это рано или поздно появится специальная роль. И вот она — менеджер продукта 🔥
Основная цель Product Management’a — это управлять продуктом таким образом, чтобы максимально закрывать потребности сегментов.
А основная функция роли Product Manager (PM) — это максимизация ценности, которая присутствует в продукте 🚀
Ценность — это степень, в которой продукт закрывает потребности пользователей, а именно решает проблемы клиентов
Product Manager не управляет ни кем из команды, поэтому должен уметь договариваться и никого не обижать 🙃
А еще он держит в голове картину бизнеса и помогает направить знания команды на создание наиболее подходящего продукта, за который клиент будет готов платить.
Так что же нужно знать человеку на этой роли, чтобы разумно управлять продуктом?
Как и во всех специальностях — чем больше тем лучше. Ведь создание продукта это очень сложный процесс.
В этой профессии сочетается психология, знание рынков и экономики, дизайна, технологий, продаж, менеджмента и, что наиболее важно — умение договариваться с людьми 🤔
А если есть возможность влиять на каждый из этих элементов, то это вообще пушка 🔥
🔸Первый навык
Понимать, как формируются потребности у клиентов
Чтобы создавать продукт, нужно понимать:
- Какие “работы”(Jobs) есть у наших клиентов сейчас и с кем мы конкурируем?
- Какие “работы” мы убиваем и каких конкурентов “увольняем”?
- Что является триггером, по которому наши клиенты попадают в тот контекст, в котором возникает “работа”?
- К какому состоянию хотят прийти наши клиенты? Какой результат они хотят получить, столкнувшись с “работой”?
Будет 🔥 если вы умеете отвечать на эти вопросы и знаете, как их добыть в поле
🔸Второй навык
Что нужно сделать, чтобы закрыть потребности клиентов и извлечь с этого прибыль
Следующий этап после исследований это то, каким способом мы будем решать проблемы клиентов.
- Как мы построим опыт клиента с наших продуктом?
- Какую архитектуру и бизнес процессы мы выстроим вокруг этого опыта взаимодействия?
- Нужен ли нам дизайн или написание кода для решение проблемы клиента?
- После ответов на вопросы выше остается прикинуть, будет ли сходиться наша экономика и есть ли смысл двигаться дальше
🔸Третий навык
Какая команда и процессы нам понадобятся для создания продукта?
Чем дальше от первого навыка, тем шире компетенции продакта должны быть
Этот шаг уже больше про найм и управление проектом так, чтобы он от идеи превратился в продукт и стал приносить ценность клиентам и деньги компании.
Конечно, Product Manager может не заниматься Project Management’ом и наймом, но эти процессы лучше понимать, чем не понимать 🤔
Отдельно выделил продумывание команды поддержки (или отдела заботы, как его любят называть последнее время) и бек офиса. Ох, как часто я сталкиваюсь с тем, что функционал для клиента завезли, а инструменты натройки и управления этим функционалом не продумали 🙈
🔸Четвертый навык
Как правильно донести до клиентов информацию о созданной ценности
Это уже больше поле маркетинга и рекламы
Можно доносить информацию о созданной ценности как при создании целого продукта — где чаще применяется реклама, пиар и продажи 📢
Так и при добавлении небольшого функционала — а это уже ближе к онбордингу внутри продукта 📲
🔸Пятый навык
Измерение результатов и выводы о последующей стратегии продукта
Для того, чтобы двигаться дальше нужно понимать, подтвердились ли наши первоначальные гипотезы о продукте или функционале
Тут я бы процетировал Морейниса🙃
Следовательно, навыки пятого уровня больше стратегические и аналитические, потому что наш продукт выходит на этап роста
В этот этап я бы добавил выстраивание процессов по работе с гипотезами и создание продуманной аналитики внутри продукт
Подведем итоги
Каждый Product Manager по своему уникален
Например, мое основное направление — дизайн и проектирование клиентского опыта (UX+CX). И, соответственно, опыт управления продуктом у меня сейчас построен через эту призму ✅
А у моей коллеги Александры в нашем проекте Brainstormers опыт работы B2B Machine Learning Product manager в Mail.Ru (уже VK). И призма ее продуктового опыта и знаний очень сильно отличается от моего 🙃
Так что, не нужно уметь все вышеперечисленное в моем посте, чтобы быть классным продактом. Классным продактом вас делают те ошибки, которые вы совершили и извлекли из них опыт. Именно из этого опыта в большинстве своем состоят продакты и их ценность 🥰
Крутые продакты могут очень хорошо работать с любым бизнесом, потому что понимают первопричины проблем и решений, которые у любого бизнеса часто очень похожи. Такие мини CEO со своим набором инструментов и крутых практик
Пишите, готов буду пообщаться с вами и поотвечать на вопросы 💫
Меня зовут Илья Плужников 👋
Продуктовый дизайнер, который рассказывает о создании продуктов через рисунки и JTBD⚡