{"id":13842,"url":"\/distributions\/13842\/click?bit=1&hash=4092fa5bbad74653204c7561dcd5fe57486fea481929ecdbf7bbf16b31cd3087","title":"\u041a\u0430\u0436\u0434\u044b\u0439 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0435\u0446 \u043d\u0430 \u00ab\u041c\u0430\u0440\u043a\u0435\u0442\u0435\u00bb \u0445\u043e\u0442\u044c \u0440\u0430\u0437 \u043e\u0431 \u044d\u0442\u043e\u043c \u0434\u0443\u043c\u0430\u043b ","buttonText":"\u041e \u0447\u0451\u043c?","imageUuid":"a6164600-1125-55db-8c60-f927d5e7e7d4","isPaidAndBannersEnabled":false}

Самоуправляемые команды и продуктовый менеджмент

Пост будет полезен тем, кто хочет пойти в продукт или уже в нем развивается. А также, если вы хотите нанять себе подобного человека, поможет вам в понимании навыков, какими должен обладать PM

За 5 лет Я запустил 4 приложения в Google Play и раз 9 проходил этапы от идеи до запуска продукта на рынок. Благодаря чему совершил кучу ошибок, на которых научился не совершать их в будущем

Ну, начнем же 🚀

Чтобы понять, что же за роль такая — этот Product manager, лучше начать издалека

Только сначала две вводных:

  • Когда я говорю о роли, то имею ввиду не отдельного человека, а функцию. Один человек вполне может закрывать несколько функций и быть и основателем, и командой и менеджером.
  • Продуктом я считаю все вокруг. Например — личный бренд это продукт, бизнес это продукт и любая услуга — тоже продукт

Итак, возьмем наиболее частовстречаемые отношения в бизнесе — заказчик-исполнитель

Отношения заказчик-исполнитель

В стандартной иерархии есть две роли — Заказчик и Исполнитель.

В больших компаниях добавляются выделенные роли менеджмента, но это все еще решение одной и той же задачи — донести суть до исполнителя и проконтролировать результат.

Отношения заказчик-исполнитель, но в большой компании

Тут Директор часто выполняет роль генератора идей и только он понимает, почему принял то или иное решение 🙃

Топ Менеджеры же в такой иерархии нужны для декомпозиции замысла директора на уровень задач и операций. Еще они распределяют ресурсы и считают экономическую эффективность будущего проекта 🤓

Менеджеры среднего звена же будут брать задачи от Топ Менеджеров, инструктировать Исполнителей и контролировать результат их работы.

А Исполнители делают только то, что им сказали, изредка проявляя изобретательность 🤐

Это хорошая модель в условиях стабильности, где умные люди с MBA знали, как нужно делать. Сейчас же сложность (complexity) мира растет с каждым днем, и такой подход становится все менее выигрышным из-за узкого места в виде Директора. Нужно менять модель 🚀

Меняем модель

Для этого поменяем нашу организационную структуру и добавим еще одну роль

Клиенты 😎

Ведь именно они платят нам деньги

Принцип работы продуктовой команды

На этой схеме мы строим свою деятельность вокруг Клиентов

А роль Продуктовой команды объединила в себе Исполнителей и Менеджеров.

Продуктовая команда же — это самоорганизуемая единица, которая отвечает за превращение выделенных ресурсов в ценность для клиента 🤓

Такая Команда умеет самостоятельно поставлять ценность для Клиентов через итерации 🔁

А роль Администрации — это обеспечение нашей Команды ресурсами. Чтобы люди были сытые и довольные 🤗

А что делать Основателям или “Боссам”?

Как управлять, если Команды сами себе ставят задачи?

А никак 😰

Теперь задачи Основателей сместились с управления людьми на поиск таких людей, чтобы ими не нужно было управлять

А для того, чтобы людьми не нужно было управлять, придется вспоминать про ценности и культуру. Зато это очень сильно окупится в будущем. Но о культуре как нибудь потом…

А теперь про Product Manager’a

После того, как мы разобрались с устройством команды, мы плавно переходим к роли Product manager'а в команде такого типа

Eсли коротко повторить, то эта роль понадобилась тогда, когда главным в бизнесе стали клиенты и изучение их потребностей, закрывая которые можно извлекать выгоду.

Исходя из этих вводных, потребность появилась не просто в создании бизнеса, а в управлении продуктом таким образом, чтобы максимально закрывать потребности клиентов.

А если у бизнеса есть потребность в управлении продуктом, то под это рано или поздно появится специальная роль. И вот она — менеджер продукта 🔥

Основная цель Product Management’a — это управлять продуктом таким образом, чтобы максимально закрывать потребности сегментов.

А основная функция роли Product Manager (PM) — это максимизация ценности, которая присутствует в продукте 🚀

Ценность — это степень, в которой продукт закрывает потребности пользователей, а именно решает проблемы клиентов

Три определения выше и эту картинку я взял у Сергея Тихомирова Уж очень мне нравится его понимание продуктового менеджмента

Product Manager не управляет ни кем из команды, поэтому должен уметь договариваться и никого не обижать 🙃

А еще он держит в голове картину бизнеса и помогает направить знания команды на создание наиболее подходящего продукта, за который клиент будет готов платить.

Это небольшие кроссфункциональные команды, которые самостоятельно могут провести исследования и выкатить востребованный продукт на рынок

Так что же нужно знать человеку на этой роли, чтобы разумно управлять продуктом?

Как и во всех специальностях — чем больше тем лучше. Ведь создание продукта это очень сложный процесс.

В этой профессии сочетается психология, знание рынков и экономики, дизайна, технологий, продаж, менеджмента и, что наиболее важно — умение договариваться с людьми 🤔

А если есть возможность влиять на каждый из этих элементов, то это вообще пушка 🔥

🔸Первый навык

Понимать, как формируются потребности у клиентов

Чтобы создавать продукт, нужно понимать:

  • Какие “работы”(Jobs) есть у наших клиентов сейчас и с кем мы конкурируем?
  • Какие “работы” мы убиваем и каких конкурентов “увольняем”?
  • Что является триггером, по которому наши клиенты попадают в тот контекст, в котором возникает “работа”?
  • К какому состоянию хотят прийти наши клиенты? Какой результат они хотят получить, столкнувшись с “работой”?

Будет 🔥 если вы умеете отвечать на эти вопросы и знаете, как их добыть в поле

🔸Второй навык

Что нужно сделать, чтобы закрыть потребности клиентов и извлечь с этого прибыль

Следующий этап после исследований это то, каким способом мы будем решать проблемы клиентов.

  1. Как мы построим опыт клиента с наших продуктом?
  2. Какую архитектуру и бизнес процессы мы выстроим вокруг этого опыта взаимодействия?
  3. Нужен ли нам дизайн или написание кода для решение проблемы клиента?
  4. После ответов на вопросы выше остается прикинуть, будет ли сходиться наша экономика и есть ли смысл двигаться дальше

🔸Третий навык

Какая команда и процессы нам понадобятся для создания продукта?

Чем дальше от первого навыка, тем шире компетенции продакта должны быть

Этот шаг уже больше про найм и управление проектом так, чтобы он от идеи превратился в продукт и стал приносить ценность клиентам и деньги компании.

Конечно, Product Manager может не заниматься Project Management’ом и наймом, но эти процессы лучше понимать, чем не понимать 🤔

Отдельно выделил продумывание команды поддержки (или отдела заботы, как его любят называть последнее время) и бек офиса. Ох, как часто я сталкиваюсь с тем, что функционал для клиента завезли, а инструменты натройки и управления этим функционалом не продумали 🙈

🔸Четвертый навык

Как правильно донести до клиентов информацию о созданной ценности

Это уже больше поле маркетинга и рекламы

Можно доносить информацию о созданной ценности как при создании целого продукта — где чаще применяется реклама, пиар и продажи 📢

Так и при добавлении небольшого функционала — а это уже ближе к онбордингу внутри продукта 📲

🔸Пятый навык

Измерение результатов и выводы о последующей стратегии продукта

Для того, чтобы двигаться дальше нужно понимать, подтвердились ли наши первоначальные гипотезы о продукте или функционале

Тут я бы процетировал Морейниса🙃

Есть две известные фразы: «Управлять можно только развитием» и «Управлять можно только тем, что можно измерять». Из них можно сконструировать хороший принцип: «Развитие — это только то, что можно измерять».

Следовательно, навыки пятого уровня больше стратегические и аналитические, потому что наш продукт выходит на этап роста

В этот этап я бы добавил выстраивание процессов по работе с гипотезами и создание продуманной аналитики внутри продукт

Подведем итоги

Каждый Product Manager по своему уникален

Например, мое основное направление — дизайн и проектирование клиентского опыта (UX+CX). И, соответственно, опыт управления продуктом у меня сейчас построен через эту призму ✅

А у моей коллеги Александры в нашем проекте Brainstormers опыт работы B2B Machine Learning Product manager в Mail.Ru (уже VK). И призма ее продуктового опыта и знаний очень сильно отличается от моего 🙃

Так что, не нужно уметь все вышеперечисленное в моем посте, чтобы быть классным продактом. Классным продактом вас делают те ошибки, которые вы совершили и извлекли из них опыт. Именно из этого опыта в большинстве своем состоят продакты и их ценность 🥰

Крутые продакты могут очень хорошо работать с любым бизнесом, потому что понимают первопричины проблем и решений, которые у любого бизнеса часто очень похожи. Такие мини CEO со своим набором инструментов и крутых практик

Пишите, готов буду пообщаться с вами и поотвечать на вопросы 💫

Меня зовут Илья Плужников 👋

Продуктовый дизайнер, который рассказывает о создании продуктов через рисунки и JTBD⚡

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null