Microsoft: бизнес-модель и SWOT-анализ

Майкрософт, бизнес-модель и свот-анализ 
Майкрософт, бизнес-модель и свот-анализ 

Microsoft – одна из самых известных и успешных технологических компаний во всем мире – так же, как и ее основатель Билл Гейтс. Однако с момента основания, более 45 лет назад, бизнес-модель Microsoft менялась на протяжении многих лет. Давайте разберемся, как развивался бизнес третьей по величине компании в США.

Краткая история Microsoft

Компания Microsoft была создана в 1975 году Биллом Гейтсом и его другом Полом Алленом. Компьютеры были совсем не похожи на те, что мы знаем сегодня, а Интернет представлял собой странную сеть, ограниченную в основном академическими институтами. Но Гейтс и Аллен решили создать что-то вроде операционной системы для Altair 8800, первого "персонального компьютера". Несколько лет спустя MS-DOS станет обычной операционной системой для компьютеров. Но переломным моментом стало появление на рынке операционной системы Windows с ее инновационным интерфейсом.

В 1986 г. Microsoft вышла на фондовый рынок, заработав таким образом деньги для создания своей империи операционных систем для ПК. Сегодня, помимо них, в линейку Microsoft входят Microsoft Office, Azure (облако и искусственный интеллект), Xbox Games, LinkedIn, GitHub, приложения для повышения производительности, инструменты управления, браузеры и многое другое. В 2020 году Гейтс вышел из состава совета директоров, чтобы уделять больше времени благотворительным проектам.

Что такое бизнес-модель Microsoft?

Поскольку компания Майкрософт предоставляет системы и программное обеспечение как для развлечений, так и для бизнеса, ее основные операции связаны с продажей, распространением и поддержкой этих решений. Но на самом деле бизнес-модель компании включает в себя несколько видов деятельности, необходимых для поддержания всех продуктов и услуг, в том числе:

  • Бритва и лезвие. Приложения, программное обеспечение и игры Xbox работают специально для каждой операционной системы и не запускаются в разных;
  • "Привязывание" клиентов. Из-за высоких затрат на переключение клиенты продолжают использовать программное обеспечение и приложения Microsoft;
  • Freemium. Например, LinkedIn является бесплатной деловой социальной сетью, но некоторые ресурсы доступны только премиум-подписчикам;
  • Подписка. Помимо LinkedIn, Microsoft применяет эту бизнес-модель в Office 365, облачных сервисах и т.д;
  • Скрытые доходы (рекламная модель). Например, и LinkedIn, и Bing (поисковая система Microsoft) показывают пользователям рекламу на своих платформах;
  • Брендинг ингредиентов. Несмотря на то, что Microsoft только встраивается в компьютеры, ее торговые марки рекламируются в продуктах.

Кто владеет Microsoft

Компания Microsoft и сегодня принадлежит Биллу Гейтсу. В то время как Сатья Наделла является председателем совета директоров и генеральным директором, а Брэд Смит – президентом (и вице-председателем), Гейтс занимает должность технического советника компании.

Миссия Microsoft

Миссия Майкрософт сформулирована следующим образом:

"Расширение возможностей каждого человека и каждой организации на планете для достижения большего".

Как Microsoft зарабатывает деньги

Майкрософт зарабатывает деньги за счет трех основных сегментов бизнеса:

  • Продажа лицензий на сервисы и приложения нацеленные на повышение производительности и улучшение бизнес-процессов. Этот сегмент включает в себя продукты и услуги, разработанные для повышения производительности труда и работы с информацией, и составляет около трети доходов Microsoft. Его флагманом является пакет программ Microsoft Office. Кроме того, в сегмент входят профессиональная социальная сеть LinkedIn и облачные решения Dynamics для бизнес-приложений, таких как ERP или CRM.
  • Облачные решения. Другую треть доходов Microsoft составляют публичные, частные и гибридные облачные сервисы, такие как Microsoft SQL Server, Windows Server и Azure. Кроме того, существуют корпоративные услуги, такие как Microsoft Consulting, помогающие заказчикам планировать и внедрять продукты Microsoft.
  • Персональные устройства клиентов. Последняя треть включает в себя продукты и услуги, созданные для улучшения работы пользователей. Основным примером является, конечно, Windows с лицензиями в устройствах. Среди других решений – игры и консоли Xbox, реклама в поисковой системе Bing, продажа устройств и ПК.

Риски в бизнес-модели Microsoft

  • Конкуренция. Microsoft сталкивается с сильными конкурентами, имеющими самые разнообразные бизнес-модели. Некоторые из них предоставляют пользователям бесплатные приложения и/или контент и зарабатывают на рекламе. Другие распространяют программное обеспечение с открытым исходным кодом за небольшую плату или вообще бесплатно, и эти продукты очень похожи на продукты Microsoft;
  • Облачные вычисления. Microsoft приходится нести большие затраты на создание и поддержание всей инфраструктуры для поддержки своих услуг облачных вычислений, а также стремиться занять достаточную долю рынка, чтобы достичь прибыльного масштаба. И все это на фоне таких брендов, как Amazon и Google.

Канва бизнес-модели Microsoft

Канва бизнес-модели Майкрософт 
Канва бизнес-модели Майкрософт 

Рассмотрим приведенную ниже канву бизнес-модели Майкрософт:

[1] Потребительские сегменты Microsoft

Клиентские сегменты Майкрософт включают в себя:

  • B2B. Коммерческие и корпоративные клиенты. Управление серверами, ИТ-поддержка, консалтинговые услуги, например, помимо обычных инструментов и решений, таких как облачные вычисления, Office и Skype;
  • B2C. Физические лица. Решениями компании (Office, Outlook, Skype, облако и т.д.), а также платформы для мобильных телефонов и видеоигр могут использовать физические лица в персональных целях;
  • B2B. Рекламные агентства и крупные бренды. Реклама на портале MSN и в поисковой системе Bing.
  • B2B. Разработчики серверов. Набор средств разработки.

[2] Ценностные предложения и преимущества Microsoft

Ценностные предложения Майкрософт состоят из:

  • Надежный лидер рынка, предоставляющий программные решения, многие из которых предоставляются бесплатно;
  • Совместимые приложения и программное обеспечение на многих платформах, от телефонов до компьютеров;
  • Надежный источник экспертизы для консалтинга и большая база пользователей для рекламодателей.

[3] Каналы сбыта Microsoft

Каналы сбыта Майкрософт включают в себя:

  • Портал MSN. MSN – крупный интернет-провайдер и веб-портал, созданные компанией Microsoft и начавшие работу 24 августа 1995 года. Название «MSN» затем было распространено на сервис электронной почты Hotmail, клиент службы мгновенных сообщений MSN Messenger, а также на ряд веб-узлов, поддерживаемых Microsoft
  • Приложения для настольных компьютеров, iOS и Google Play;
  • Отдел продаж и маркетинга

[4] Взаимоотношения с клиентами

Отношения с клиентами Майкрософт выстраивает через:

  • Самообслуживание. Программные и аппаратные продукты относятся к категории самообслуживания, поэтому они не требуют личного взаимодействия с клиентами / персоналом;

  • Служба поддержки корпоративных клиентов. Корпоративные продукты и услуги, консалтинг, поддержка и реклама требуют личной помощи со стороны команды и представителей Microsoft;
  • Профили социальных сетей. Для непосредственного взаимодействия с конечными потребителями используются профили социальных сетей (например, Facebook и Twitter).

[5] Потоки поступления доходов Microsoft

Потоки доходов Майкрософт включают в себя:

  • Продажа лицензии на сервисы и приложения нацеленные на повышение производительности и улучшение бизнес-процессов;
  • Облачные решения для B2B и B2C сегментов;
  • Персональные устройства клиентов.

[6] Ключевые ресурсы Microsoft

Ключевые ресурсы Майкрософт состоят из:

  • Интеллектуальная собственность;
  • Собственная технология;
  • Центры обработки данных;
  • Серверы;
  • Управление персоналом;
  • Личный бренд основателя (Билл Гейтс).

[7] Ключевые виды деятельности Microsoft

Основные направления деятельности Майкрософт включают в себя:

  • Разработка, лицензирование и поддержка программных продуктов и услуг;
  • Разработка и продажа аппаратных продуктов;
  • Предоставление решений в области интернет-рекламы;
  • Предоставление услуг в области ИТ-консалтинга и поддержки.

[8] Ключевые партнеры Microsoft

В число ключевых партнеров Майкрософт входят:

  • Компании, предоставляющие услуги по разработке приложений, аналитике данных, управлению данными, цифровой рекламе, дистрибуции, интернет-хостингу, производству, маркетингу, системной интеграции, телекоммуникациям и т.д.;
  • Реселлеры и независимые поставщики программного обеспечения.

[9] Структура издержек Microsoft

Структура затрат компании Майкрософт состоит из:

  • R&D (Исследования и разработки – НИОКР);
  • Управление персоналом;
  • Обслуживание и обеспечение безопасности центров обработки данных и серверов;
  • Маркетинг;
  • Продажи;
  • Офисные и общехозяйственные расходы.

Конкуренты Microsoft

  • Apple. Компания Стива Джобса конкурирует с Microsoft со старых добрых времен. Они конкурируют не только аппаратными средствами – компьютерами, планшетами и смартфонами, но и программным обеспечением (операционными системами). Это вечное соперничество между Windows и macOS;
  • Google. Основная компания Alphabet конкурирует с Microsoft и в области аппаратного обеспечения – так, Chromebook конкурирует с Dell, Acer, Lenovo, LG, Sony и другими многочисленными производителями ноутбуков. В области программного обеспечения Google Chrome победил Internet Explorer с «нулевого дня» создания Хром. Теперь, с появлением Microsoft Edge, это уже совсем другая битва;
  • IBM. Конкуренция с IBM, транснациональной технологической корпорацией, обусловлена тем, что они оба производят и продают компьютерное оборудование и программное обеспечение. Хотя за прошедшие годы появилось и исчезло множество партнерств, что делает IBM косвенным конкурентом, официально они оба занимают один и тот же рынок;
  • Oracle. Корпорация Oracle – специализируется на компьютерных технологиях и разработкой программного обеспечения, в том числе облачных систем, программ управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) и т.д., что делает ее еще одним косвенным конкурентом Microsoft.

Подробнее о бизнес-модели Aple смотри тут.

SWOT-анализ компании Microsoft

Свот-анализ Майкрософт 
Свот-анализ Майкрософт 

Ниже приводится подробный swot-анализ компании Microsoft:

(1) Сильные стороны Microsoft

  • Office 365. Инструменты и сервисы Microsoft Office, безусловно, являются одним из самых известных на рынке программных продуктов для повышения производительности труда и являются одним из флагманов компании Microsoft;
  • Windows. Еще один флагман Microsoft, Windows – это просто самая используемая операционная система на планете, на подавляющем большинстве компьютеров во всем мире используется именно она.

(2) Слабые стороны Microsoft

  • Необходимость получения лицензии. Для использования приложений Microsoft Office требуется лицензия, особенно когда речь идет о компаниях, использующих их для совместной работы своих сотрудников. К тому же цена ее достаточно высока;
  • Немодифицируемые возможности. Большинство функций не могут быть модифицированы, что вынуждает пользователя искать новые альтернативы для удовлетворения своих потребностей;
  • Несовместимость. Часто инструменты Microsoft Office оказываются несовместимыми с предыдущими версиями программного обеспечения, включая не только старые версии Windows, но и macOS.

(3) Возможности Microsoft

  • Учебные курсы. Microsoft всегда может предложить клиентам в любой точке мира учебные курсы основанные на собственном программном обеспечении и приложениях;
  • Рекламные пакеты. Для своих программных приложений и операционных систем Microsoft может предлагать пробные и рекламные пакеты, особенно для предприятий и крупных компаний.

(4) Угрозы Microsoft

  • Конкуренция. Компания сталкивается с сильной конкуренцией в нескольких областях технологий, причем конкурентное давление испытывают и другие крупнейшие компании отрасли, такие как Google, Apple, IBM и Oracle;
  • Бесплатные аналогичные приложения. Конкуренцию составляют и небольшие разработчики, которые часто создают приложения, аналогичные, например, Microsoft Word или OneNote, и предлагают их бесплатно в магазинах для таких платформ, как iOS, Android, macOS и сама Windows.

Заключение

О дальнейших шагах Microsoft можно судить по ее плану приобретений. Среди наиболее важных и недавних – LinkedIn и GitHub, и это лишь некоторые из них.

Была статья полезной?
Да
Нет

Буду рад если вы оставите свой отзыв, комментарии и пожелания.

В случае использования материалов, необходима ссылка на канал и автора)

Присоединяйтесь к телеграмм-каналу, где вы можете найти более 30 примеров бизнес-моделей.

66
Начать дискуссию