Uber: бизнес-модель и SWOT-анализ

Uber: бизнес-модель и SWOT-анализ
Uber: бизнес-модель и SWOT-анализ

Uber – это технологическая платформа, которая произвела революцию в сфере городских перевозок и доставила немало головной боли водителям такси и таксопаркам. В двух словах, это приложение, которое соединяет водителей с пользователями, нуждающимися в поездке, используя в качестве инструмента смартфон.

Бизнес-модель Uber также известна как многосторонняя платформенная бизнес-модель, поскольку она связывает водителей (предложение) и пассажиров (спрос), чтобы предложить более дешевый транспорт и дополнительный источник дохода. По словам Дары Хосровшахи, генерального директора Uber, «на долю Uber приходится менее 1% всех пройденных миль в мире. Лишь небольшой процент людей в странах, где есть Uber, когда-либо пользовались нашими услугами».

Uber: бизнес-модель и SWOT-анализ

Краткая история Uber

История Uber началась в 2008 году в Париже. Трэвис Каланик и Гарретт Кэмп участвовали в ежегодной технологической конференции (LeWeb) в этом городе, и однажды вечером во время конференции они просто не смогли поймать такси, и им пришла в голову мысль о том, как было бы, если бы люди могли просто попросить такси через смартфон.

Кэмп продолжал думать об этом и, вернувшись в Сан-Франциско, купил домен UberCab.com. В 2009 году Кэмп был генеральным директором StumbleUpon, стартапа, который он двумя годами ранее продал eBay за 75 млн. долл.

Начиная с 2009 года Uber привлекала венчурных инвесторов, в 2010 году состоялся официальный запуск UberCab. Компания быстро росла. В 2011 году компания вышла на международный рынок – разумеется, в Париже. В 2015 году Убер стал самым дорогим стартапом в мире (51 млрд долл.).

В настоящее время, за более чем десятилетний период своего существования, компания Uber работает более чем в 900 городах мира и оценивается более чем в 70 млрд. долл. Давайте разберемся в бизнес-модели этого инновационного гиганта городского транспорта, позволяющего получить транспортное средство в пределах досягаемости одного щелчка мыши.

Кто собственник Uber

Основные акционеры Убер:

  • Morgan Stanley Investment Management, 8.22% акций;
  • The Vanguard Group, Inc., 5.54% акций;
  • Fidelity Management & Research Company (FMR Co.), 5.40% акций;
  • Blackrock, Inc., 4.12% акций;
  • Garrett Camp, 3.37% акций;
  • Public Investment Fund, 3.65% акций.

Миссия Uber

"Мы зажигаем возможности, приводя мир в движение".

Как Uber зарабатывает деньги

  • Комиссия. Бизнес-модель Uber основана на комиссионном вознаграждении, которое, соответственно, является источником дохода. Общая стоимость каждой поездки включает в себя оплату водителя, сборы, налоги и комиссию компании. Как правило, водитель получает от 75% до 80% стоимости, а остальное остается в Uber. Но при этом комиссия может достигать около 50%, если речь идет о коротком периоде, за счет сборов и минимального тарифа.
  • Рекламные партнерства. Uber также зарабатывает на рекламных партнерствах. Это маркетинговые кампании, которые проводятся через приложение и несколько раз во время самой поездки (например, BMW 7 Series предлагал бесплатные поездки на своем новом автомобиле для его рекламы).
  • Сервис по доставке еды (Uber Eats). Пожалуй, самым известным из них, особенно в период социальной изоляции в связи с пандемией Ковид-19, является Uber Eats. Это сервис доставки еды, имеющий ту же характеристику, что и транспортное приложение – соединение ресторанов с потребителями через онлайн-платформу, предоставление услуги доставки через партнеров-доставщиков. Потоков дохода в данном случае три: реклама, плата за доставку и процент от выручки ресторанов. Все эти величины и процентные соотношения зависят от места, где осуществляется деятельность.

Канва бизнес-модели Uber

Канва бизнес-модели Uber
Канва бизнес-модели Uber

Ниже представлено описание бизнес-модели Убер:

[1] Потребительские сегменты Uber

В целом у Uber есть два сегмента клиентов:

  • Пассажиры (кому нужно добраться до точки назначения)
  • Собственники машин (Водители), те кто зарабатывает профессионально на извозе или кто нуждаются в дополнительных деньгах.

[2] Ценностные предложения и преимущества Uber

Ценностные предложения и преимущества Убер:

  • Для пассажиров – удобство, заключающееся в том, что не нужно искать такси – машина сама приезжает к вам. Автомобили доступны круглосуточно, и их маршрут можно отследить. Кроме того, стоимость проезда, как правило, ниже, чем у таксистов, и водитель может оценить, сколько будет стоить поездка, еще до того, как позвонит водителю.
  • Для водителей – источник дохода (основного или дополнительного), работа, не требующая опыта и с гибким графиком. Кроме того, не стоит забывать, что пассажир сообщает пункт назначения в приложении, что позволяет избежать недоразумений, когда речь идет о людях, не говорящих на одном языке, что является положительным моментом для обеих сторон.

[3] Каналы сбыта Uber

Каналы сбыта Убер:

  • Сайт;
  • "Сарафанное радио";
  • Социальные сети;
  • Магазины приложений, в которых пассажиры и водители загружают приложения Uber.

[4] Взаимоотношения Uber с клиентами

Взаимоотношения Убер с клиентами участвуют три стороны: клиент, водитель и регулирующие органы. Uber ориентируется в первую очередь на клиента. Если у компании нет доверия к конечному потребителю, то ей незачем создавать отношения с двумя другими сторонами. Здесь важна прозрачность в отношении времени и цен, а также уверенность в безопасности и конфиденциальности.

Вторым по величине клиентом Uber является водитель. Поскольку водитель не является сотрудником Uber, а его автомобиль не является собственностью Uber, компания должна предложить ему привлекательные условия работы и оплаты, чтобы сохранить свой бизнес.

Что касается регулирующих органов, то Uber стремится к соблюдению закона и ответственности.

В целом взаимоотношения Uber с клиентами строятся на:

  • Автоматизированное обслуживание клиентов;
  • Поддержка пассажиров, водитлей;

[5] Потоки поступления доходов Uber

Потоки поступления доходов Убер состоят:

  • Доля (%) на одну поездку
  • Uber Eats: реклама, плата за доставку и процент от выручки ресторанов.

[6] Ключевые ресурсы Uber

Компания Uber обладает двумя ключевыми ресурсами:

  • Платформа, соединяющая водителей и пассажиров, причем основное внимание уделяется постоянному совершенствованию ее ресурсов и алгоритмов,
  • Бренд Uber, который используется во всех городах присутствия компании.

[7] Ключевые виды деятельности Uber

Двумя основными направлениями деятельности Uber являются:

  • Разработка и поддержка приложения (и его алгоритмов);
  • Поддержание и улучшение взаимодействия между пассажирами и водителями. Для того чтобы эти виды деятельности работали, к ним также относятся маркетинг, коммуникация между сторонами, обслуживание клиентов и т.д.

[8] Ключевые партнеры Uber

Важнейшим ключевым партнером Uber является:

  • Водитель, без которого компания не доезжает до конечного потребителя, не реализует свои ценностные предложения и, соответственно, не получает доход. Они представляют собой звено цепи поставок.
  • Инвесторы, которые позволяют компании развиваться и выходить на другие уровни эффективности. Они приносят начальные раунды финансирования для разработки приложения, алгоритмов и новых предложений, таких как автомобили без водителя. Разумеется, эти доходы используются и для других расходов.
  • Поставщики технологий, среди которых системы GPS, оплаты, связи, облачного хранения и анализа данных.

[9] Структура издержек Uber

Структура затрат Uber включает в себя расходы на:

  • Поддержание платформы;
  • Маркетинг для привлечения новых клиентов (Customer Acquisition Costs – CAC);
  • Юридические расходы;
  • Плата за обслуживание кредитных карт;
  • Страхование;
  • R&D (Исследования и разработки – НИОКР);
  • Поддержка клиентов.

Конкуренты Uber

  • Lyft. Lyft – это основной конкурент. Основанная в 2012 году, компания предоставляет услуги по всей территории США и более чем в 220 городах, обеспечивая 18,5 млрд. поездок в месяц. Компания вышла на биржу с оценкой 24 млрд долл;
  • Curb. Curb – принадлежит компании VeriFoneSystems и использует для работы ее системы и автоматы по приему кредитных карт. Запущенная в 2015 году, компания Curb управляет большинством зеленых и желтых такси Нью-Йорка и планирует охватить все крупные города США;
  • DidiChuxing. DidiChuxing – запущенная в 2009 году и уже ставшая одной из крупнейших компаний в Китае, компания предлагает через свое приложение такие услуги, как DiDi Chauffeur, Didi Test Drive, такси-хайлинг, DiDi Minibus и DiDi Private Car Rental. В 2015 году объем поездок компании достиг 1,4 млрд, а в 2016 году ее стоимость оценивалась в 28 млрд долл;
  • OlaCabs. OlaCabs – компания начала свою деятельность в Мумбаи в 2010 году как онлайн-агрегатор такси. Сейчас сеть охватывает Австралию, Новую Зеландию и Великобританию, а ее стоимость в 2015 году превысила 5 млрд долл. В настоящее время Ola занимает более 60% рынка в Индии;
  • Grab. Grab – основанная в 2011 году в Сингапуре, компания также предлагает свои услуги на Филиппинах, в Индонезии, Вьетнаме, Таиланде, Мьянме и Малайзии. В конце 2016 года компания Grab представила в своем приложении сервис обмена сообщениями с возможностью перевода на другие языки, что позволило преодолеть этот барьер в Азии;
  • Cabify. Компания Cabify, запущенная в 2011 году в Испании, считается самой надежной в отрасли: современные автомобили, опытные водители, гео-трекинг. Компания работает в Испании, Мексике, Чили, Бразилии, Перу, Аргентине, Португалии и других странах;
  • Яндекс Такси. Яндекс Такси – российская компания, предоставляющая услуги совместного использования транспортных средств и доставки еды на Ближнем Востоке, в России, Восточной Европе и Африке, является одним из мировых лидеров в области разработки самоуправляемых автомобилей. К концу 2018 года компания выполнила 1 млрд поездок, которые осуществляли более 700 тыс. водителей;
  • Местные такси. В каждом крупном городе мира есть места стоянки такси, как правило, вблизи вокзалов, терминалов, аэропортов и гостиниц. Преимущество такси заключается в возможности договариваться о цене непосредственно с клиентами.

SWOT-анализ компании Uber

SWOT-анализ компании Uber
SWOT-анализ компании Uber

Ниже приведен подробный SWOT-анализ компании Uber:

(1) Сильные стороны Uber

  • Глобальный охват. Uber – компания мирового масштаба, что делает ее самым узнаваемым брендом в отрасли, поскольку она работает в 85 странах;
  • Удобство. Uber доступен любому человеку, имеющему подключение к Интернету и смартфон. Приложение удобно в использовании, позволяет взаимодействовать с водителями, предоставляет несколько способов оплаты и обычно дешевле, чем обычное такси;
  • Ценообразование. Компания использует множество переменных для определения стоимости поездки, что также дает дополнительные преимущества водителям;
  • Операционная структура. У Uber нет сотрудников, что позволяет компании вкладывать гораздо больше средств в бизнес и НИОКР;
  • Бренд. Uber имеет самый широкий охват в отрасли, он был запущен первым, а также пользовался большим вниманием со стороны СМИ.

(2) Слабые стороны Uber

  • Судебные иски. Компания Uber была вовлечена в многочисленные судебные процессы, которые негативно сказывались на ее имидже и репутации;
  • Вопросы регулирования и законодательства. Компания имеет историю проблем с государственными органами по вопросам регулирования и законодательства в сфере такси;
  • Устойчивое развитие. Uber не имеет внутренней политики, направленной на минимизацию воздействия на окружающую среду;
  • Прозрачность. Отсутствие прозрачности заставляет задуматься о том, вкладывают ли Убер средства в научные исследования и разработки;
  • Безопасность. Как любой другой транспорт, пассажиры Uber подвержены ограблениям, злоупотреблениям и другим проблемам, связанным с безопасностью;
  • Интернет-зависимость. В своей работе она опирается на Интернет и смартфоны, однако большинство развивающихся стран по-прежнему испытывают трудности в этих вопросах.

(3) Возможности Uber

  • Экспансия. У Uber есть огромные возможности для экспансии на новые рынки по всей планете;
  • Диверсификация. Компания уже добавила к своим услугам доставку еды, но она еще может разнообразить свой бизнес и предложения, в частности, сконцентрировавшись, например, на категориях перевозок;
  • Количество водителей. Независимо от того, является ли это следствием экономического кризиса или нет, компании удалось привлечь большое количество водителей. Это увеличивает предложение на автомобили, что радует потребителей, а значит, увеличивает число постоянных пользователей.

(4) Угрозы Uber

  • Конкуренция. Высокий уровень и растущее число конкурентов могут поставить под угрозу экспансию Uber, что затруднит запланированный рост компании;
  • Низкие тарифы, влияющие на маржу. Uber удерживает низкие тарифы, что приводит к низкой марже. Например, в Бразилии доля рынка компании составляет 80%, но она по-прежнему убыточна;
  • Регулирование со стороны государства. Правительства могут вводить жесткие правила, которые могут поставить под угрозу бизнес Uber во многих странах.

Заключение

Любой предприниматель может извлечь несколько "уроков" из бизнес-модели Uber:

  • Для создания бизнеса не нужен большой собственный капитал. У Uber нет даже собственного автомобиля, и, тем не менее, компания ежедневно совершает более 1 млн. поездок;
  • Основатели компании увидели проблему в отрасли и просто искали ее решение. Тем самым они смогли изменить индустрию такси;
  • Относитесь к своим сотрудникам как к партнерам;
  • Расширяйтесь шаг за шагом. Компания Uber начала с автомобилей и уже работает с велосипедами, лодками и даже вертолетами.
Была статья полезной?
Да
Нет

Буду рад если вы оставите свой отзыв, комментарии и пожелания.

В случае использования материалов, необходима ссылка на канал и автора)

Присоединяйтесь к телеграмм-каналу, где вы можете найти более 30 примеров бизнес-моделей.

55
Начать дискуссию